Философия науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем вдет речь: о философии науки как о направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности

Содержание

Введение
Глава 1. Наука в культуре современной цивилизации
Проблемы философии науки
Философия науки в Античную эпоху
Философия науки в Средневековье
Философия науки в Новое время
Глава 2. Основы философии науки
Понятие науки
Критерии научности и основные особенности научного познания
основания науки и их структура
Основные концепции современной философии науки
Структура научного познания
Закономерности развития науки
Научная картина мира и ее функуции
Глава 3. Научные традиции и научные революции
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
Научные революции как перестройка оснований науки
Глава 4. Особенности современного развития науки
Глава 5. Социально-гуманитарные науки
Становление и особенности социально-гуманитарных наук
Этапы развития социально-гуманитарных наук
Общее и особенное наук о природе и обществе
Специфика социально-гуманитарного познания
Глава 6. Наука как социальный институт
Институционные формы научной деятельности
Наука и власть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Работа по философии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     интегративная, которая обеспечивает синтез базовых  научных знаний, на основе идеи развития и взаимосвязи природных процессов  и общества;

     нормативная, которая задает систему установок  и принципов освоения универсума, обеспечивающая формирование научного мировоззрения, дающая представление о закономерностях, развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей. В рамках этой функции происходит кумулятивное (собирательное) накопление научных знаний;

     парадигмальная, которая обеспечивает установление на достаточно продолжительный срок устойчивой системы научных данных и идей, знаний и постулатов, стандартов научной практики. Смена научной  парадигмы сопровождается полным или частичным изменением научной картины мира.

     Исторические  формы научной картины мира. В  литературе выделено три формы научной  картины мира: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

     Классическая  картина мира сформировалась под  влиянием идей Галилея и Ньютона и в дальнейшем получает название механистической, которая была основной парадигмой до середины XIX века, где все в мире объяснялось с помощью механики и все состояние мира можно было просчитать и предсказать.

     Неклассическая  картина мира пришла на смену классической под влиянием открытия специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике (раскрытие сложной структуры атома, рождение квантовой и релятивистской физики) и космологии, где прослеживалась иерархическая организованность Вселенной и новая картина мира рассматривалась как постоянно уточняемая и развивающаяся система знаний о мире.

     Постнеклассическая  картина мира сформировалась под  влиянием идей термодинамики неравновесных  процессов, что привело к возникновению  синергетики. В синергетической научной картине мира ведущими стали идеи о стихийном и спонтанном структурогенезе, возникновении порядка из хаоса, о возможности «перескока» с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В современной постнеклассической картине мира неопределенность рассматривается как атрибутивная характеристика бытия. Постнеклассическая научная картина мира составляет основу современного рационального миропонимания, выступает как основа концепций глобального и космического эволюционизма. 

     3. Научные традиции и научные революции 

     3.1. Взаимодействие традиций и возникновение  нового знания

     Проблема  возникновения нового знания в науке  – одна из главных в философии  науки. Известно, что каждый новый  результат (новация) в науке возникает  на основе предшествующих знаний, где важную роль играют традиции.

     Традиция (от лат. - передача) – это установившиеся правила поведения.

     Новация – (от лат. - обновление) – это новое  знание, полученное путем преодоления  незнания и неведения.

     Незнание  – это своеобразная форма знания, когда исследователь знает, чего он не знает. Проблема незнания дает возможность сформулировать задачу исследования, используя уже накопленные знания об объективной реальности.

     Неведение выступает в форме утверждения  того, что «я не знаю, чего не знаю». До своего открытия радиоактивность, например, лежала в сфере неведения. Здесь начинает играть свою роль интуиция, как форма внезапного озарения совершающегося на бессознательном уровне и предельно ясно осознается только результат – открытие.

     В философии науки проблема взаимодействия традиций и новаций рассматривается на примере книги Т.Куна «Структура научных революций». М., 2001., где выделяется две фазы в развитии науки: а) фаза «нормальной науки» и б) революционную фазу, где порывается связь с традицией (парадигмой) и возникает новое видение реальности, а также появление новой парадигмы. Научная парадигма (греч. – пример, образец) – это объединенные образцы, примеры фактической практики научных исследований. Парадигма является своеобразной научной традицией. Когда рождается знание о неведении, оно разрушает старую парадигму, и более того приводит к конфликту между сторонниками старой и новой парадигмы, пример тому учение Коперника, труды Ньютона и Дарвина, получили признание через многие годы.

     3.2. Научные революции как перестройка оснований науки

     Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые  задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» в научный оборот был  введен Т.Куном, когда создаются новые теоретические структуры для понимания и объяснения новых фактов. В ходе научных революций изменяются основания науки (идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки).

     Первая  научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя. Механическая картина мира (МКМ) приобрела статус универсальной научной онтологии. Труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» определили влияние механики на целое столетие, к тому же механика была единственной математизированной областью естествознания, что послужило абсолютизации её методов и принципов познания и соответствующего механике типа рациональности.

     Вторая  научная революция (конец XVIII - 1-я  половина XIX века) завершила становление  классического естествознания, которое  ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Появление дисциплинарно организованной науки в лице таких дисциплин как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появилась потребность в новых типах объяснений, учитывающих идею развития, появление электромагнитной теории Максвелла.

     Третья  научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционныхоторое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. ханике типа рациональности.ью естествознания, систем, состоящих из большого числа элементов.

     Крупные открытия были сделаны в космологии, где было установлено о нестационарном характере Вселенной и образовании  в ней новых звездных систем.

     В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции, которая существенно дополнила учение Ч.Дарвина.

     В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины  мира рассматриваются как относительные  истины и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В этот период исследования приобретают междисциплинарный и комплексный характер, что позволило с большей полнотой и точностью изучать процессы, которые происходят как в системе в целом, так и в её подсистемах. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).

     Четвертая научная революция: тенденции возвращения  к античной рациональности.

     Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, что привело к изменению картины мира; б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.

      4. Особенности современного этапа  развития науки

     Характерной чертой современной стадии развития науки является возрастание тенденции  к единству научного знания, которая  находит свое воплощение в развертывании  междисциплинарных исследований, интеграции знания, использовании методов и идей одних наук в других и т.п. На этой основе происходит формирование глобальной научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода.

     К важнейшим особенностям развития современной науки относятся:

     Во-первых, утверждение в современной науке  системного подхода к исследовательской  действительности. В системной методологии  основным является понятие «система», которая выражает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство интегративных свойств. Это легло в основание философского принципа системности, который объединил идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, причин и условий изменения структуры системы.

     Во-вторых, широкое применение идей синергетики  – принципиально новой теории самоорганизации систем любой природы. Все процессы и явления в природе  связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что делает их неравновесными. Мир с этих позиций рассматривается как саморазвивающаяся целостность, но и как явление нестабильное, неравновесное, хаосогенное, неопределенное.

     В-третьих, в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами в  конце XX века появилась версия принципа глобального (универсального) эволюционизма, где эволюция стала рассматриваться как универсальный процесс самоорганизации (эволюции), неравновесных систем в природе, обществе, в Космосе.

     Данный  принцип был разработан на основе двух теорий – Космологической теории А.Фридмана о расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва»), позволившей говорить о том, что историческое развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Согласной учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах, жизнь – это целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюция, где Космос наш дом.

     4. Основные характеристики современной  науки

     Современная научная картина мира, базируясь  на идеях глобального эволюционизма, обусловила появление специфики науки и её основных характеристик:

     Формируется новый взгляд на мир как сложную  нестационарную систему взаимодействия микро-, макро- и мегамира.

     Главным критерием оптимальности научного открытия должен стать критерий его соразмерности с общечеловеческими ценностями и идеалами, проведение экологической и социально-гуманитарной экспертизы научно-технических проектов.

     Современная научная картина мира основывается на единстве во многообразии различных  дисциплинарных онтологий, которая объединяет знания о неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

     Приоритетными становятся междисциплинарные исследования по проблемам нахождения путей выхода из глобальных кризисов. Сформировалась тенденция экологизации науки, а философия науки с её междисциплинарными исследованиями все более увеличивает гуманитарные компоненты.

     Философские основания экологической этики

Информация о работе Философия науки