Философия любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:00, реферат

Описание работы

Двадцатый век просто разрывают противоречия. С одной стороны - это время выдающихся социальных и научно-технических достижений, а с другой стороны двадцатое столетие вобрало в себя две мировые и серию гражданских воин, жестокие тоталитарные режимы. Двадцатый век стал эпохой бесчеловечности и агрессивности, основанной на коррупции общечеловеческих ценностей и агрессивности, массового уничтожения людей. В это время широко распространилось равнодушие, апатия, зависть и озлобленность.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………. …3
II. Мифологическая версия любви ………………………………,……………...5
III. Первые шаги человеческой любви….………………………………………. 8
От животного к человеку...……………………………………………………8
Идолы сладострастия (Из истории первых цивилизаций)…………………..9
Власть Эроса (Древняя Греция)………………………………………………10
Чудище с двумя спинами (Раннее христианство в средние века)………….12
IV. Многогранность и многоликость любви..…………..………………………...16
1. Любовь «филиа»………………………………………………………………...16
2. Любовь «агапэ»………………………………………………………… …….18
3. Любовь «сторгэ»…………………………………………………………..……18
4. Любовь «эрос»………………………………………………………………....19
V. Любовь - базис человеческого бытия…...…………………………………......21
VI. Заключение………………………………………………………………….....24
VII. Литература…..………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ф. любви 2.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

                                     Многогранность и многоликость любви.

      Любовь  может принимать различные формы, у нее бесконечное множество  ликов.

      Древние эллины утверждали, что есть любовь «филиа» - глубокая, нежная дружба, обусловленная  личными симпатиями и взаимной склонностью. Есть любовь «сторгэ» - ровное и постоянное  супружеское чувство, питающиеся заботой  о подрастающем поколении. Есть любовь «агапе» - жертвенная, бескорыстная и требовательная, доходящая иногда до самоотречения и есть, наконец, любовь «эрос» - необузданная, страстная чувственность, направленная на физическое обладание.

      Любовь  «филиа».

           Существительное «филиа» имеет  свой глагол – «филео» - «я  люблю» («филеосу» - «я люблю тебя»). У этой любви большой спектр значений, такой любовью можно любить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. 

          Остальные виды «филии»: любовь  к отцу, любовь к матери, любовь  к своим товарищам, любовь к  своему родному городу, любовь  к своему отечеству, любовь  к народу, любовь к свободе,  к славе и власти и т.д. 

          Любовь как высшая степень  хорошего эмоционального отношения  «я» к «не – я» колеблется  между себялюбием, где «не –  я» - это «я», и «друголюбием»,  любовь к «не -  я», за которой,  однако, может скрываться опосредованное  себялюбие, когда предмет любви  («филэтон») сводится лишь к  объекту и к средству удовлетворения  себялюбия, а не рассматривается  как нечто самоценное, как нечто  даже более ценное, чем «я».  Любовь в первом смысле –  любовь потребительская. Это не  настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря считал, что настоящая  любовь – это обретение самого  себя в отказе от самого  себя и в исчезновении себя в другом.

         Выберем из всех видов «филиа»  какой-либо один вид. Остановимся,  например, на «филадельфиа» - на  братской любви, в частности  на любви сестры к брату.  Люди живут в обществе, поэтому  их, казалось бы, сугубо личные  отношения имеют социальную сторону для общества. В трагедии Софокла «Антигона» тема самоотверженной любви к брату органически связана с темой «человек – общество - государство».  А так же с темой двух правд: личностной и государственной, с вопросом о том, кто для кого существует: государство для человека или человек для государства, с вопросом о пределах государственной власти и правах человека как личности, с вопросом о соотношении человека и гражданина.   

      Кроме «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь. Это производные  от «филии» термины: «филосторгиа» - «нежная любовь, горячая привязанность», «филотэс» - «дружба, привязанность, любовь».

          В любви - дружбе нет той жуткой отчужденности и жуткой притягательности объекта, какая есть в любви половой. В дружбе нет этой полярности, притягивающей противоположные стихии, и нет такого жуткого сочетания любви с враждой. Дружба не так связана с самими корнями личности, с самим целостным образом и подобием Божьим в человеке.

                           « И я слыхал, что божий свет

                             Единой дружбою прекрасен,

                            Что без нее отрады нет…»

                                                                        А.С.Пушкин.

      Дружба  наполняет жизнь личности положительным  содержанием, но не затрагивает первооснов личности. Пол разлит по всему человеку; дружба лишь часть его, лишь душевная функция.

      Но  в подлинной, глубокой дружбе есть элемент  эротический,— есть если не прямая, то косвенная связь с полом. Энергия пола, энергия жажды соединения может быть направлена и на дружбу, как и на любой творческий акт. И та лишь дружба полна высокого смысла, в которой есть напряжение половой энергии, этой энергии всякого соединения. Тайна пола есть тайна творческого недостатка, бедности, рождающей богатства.

      Дружба  есть нецельная, а дробная любовь, она не вмещает окончательной тайны двух, но может к ней приближаться. В дружбе нет соединения двух в плоть единую (не только в смысле сексуального акта, но в ином более высоком смысле), есть лишь касание.

      Поэтому дружба является высокой ступенью в иерархии чувств соединяющих, но не самой высокой и не окончательной. Но и в любви-дружбе должно быть эротическое проникновение в эротическую тайну лица любимого, вернее отражение одного в другом и глубинное понимание.

      Любовь  «агапэ».

      Еще более мягкой, чем «филиа», любовью  является, возможно «агапэсис» - любовь-влечение. Во время вечерней зари языческой  культуры и утренней зари христианской эта любовь приняла «агапэ» - новозаветной любви (агапы – братские трапезы  у ранних христиан).

      Жертвенная  и бескорыстная любовь может быть – любовь матери к ребенку, любовь женщины к отцу, любовь к богу. Проявлений этого вида любви много. Любовь «агапэ» считают жертвенной, но сами «жертвы»  очень часто не чувствуют себя несчастными.

      Так жертвенно мать любит своего больного ребенка. Все ее стремления, силы и  средства направлены на выздоровление  ребенка. Для нее нет большего счастья, чем возможность облегчить  страдания своего дитя. Мать полностью  забывает о себе. Часто из таких семей уходят отцы и женщина, взвалив на себя всю тяжесть по уходу за больным ребенком, тащит этот груз в одиночку.

      Любовь  «сторгэ».

      Самая простая любовь – «сторгэ» или привязанность. Это самая смиренная и самая распространенная любовь, меньше всего отличающая человека от животных.

      Любовь  между детьми и родителями – первоначальная основная форма этой любви.  Чтобы  представить её себе, вообразите мать с младенцем, кошку в полной котят  корзине, писк, лепетанье, тесноту, тёплый запах молока. И у животных, и  у человека привязанность выходит  далеко за пределы семьи. Привязанность  не знает различий пола, возраста, класса. Она связывает людей, живущих  в совершенно разных мирах. Привязанность не знает границ биологического вида. Она может связывать человека и животное, двух разных животных, например, кошку и собаку.

      Привязанность смиренна. Она не превозносится. Мы гордимся влюблённостью или дружбой, а чувством привязанности не редко  стыдимся. У привязанности - простое, неприметное лицо.

      Всё это так, если привязанность одна, если она не с чем не смешана. Она и сама - любовь, но часто она входит в другой вид любви, пропитывает его, окрашивает, создает для него среду. Влюблённость без привязанности просуществует совсем недолго.

      «Сторгэ»  соединяет не созданных друг для  друга непохожих людей.  Глубокую дружбу и нежную влюбленность надо чем-то вызвать, как бы заслужить, а  привязаться можно к каждому.

      И всё-таки одной привязанности мало. Нужен ум, нужна справедливость, нужна милость. Словом, нужно быть хорошим – терпеливым, смиренным  и кротким. В игру должна вступать любовь, которая выше привязанности.

      Любовь  «эрос».

      Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или Эрот,- любовь – страсть, любовь, пограничная с безумием. Древние греки так и говорили ; «эротоманиа» - «безумная» ( безрассудная) любовь». Был глагол «эреоманео» -  «быть безумным от любви».

      Эрос  главным образом половая любовь. Отсюда «ротикэ» - искусство любви.

Отсюда  и название произведения римского поэта  Левия «Эротопайнион» - «Любовная забава», аналогичное латиноязычной поэме Овидия – «Искусство любви». Правда, любовь – страсть может быть направлена и на другое. Геродот писал о спартанском царе Павсании, который «имел страсть» ( «эрота схон» ) стать тираном всей Эллады. Однако любовная страсть, как всякая страсть, редка и непродолжительна. Как всё безмерное, неразумное, безумное, страсть, пожирая своего носителя, пожирает себя.

      Большинство людей считает, что любовь – дитя сексуального наслаждения и если два человека научатся в этом смысле вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. Американский социолог Э. Фромм считал, что любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов - это результат любви. Он писал; «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или как «слаженная работа» и убежище от одиночества – это нормальные формы псевдолюбви в современном западном обществе, социальные модели патологии любви».9

      Нужно делать различие между эросом и сексом, любовью – эросом и физиологической жизнью пола. Это сферы переплетающиеся, но они различны.  Жизнь пола – безликая родовая.

      В ней человек является игралищем  родовой стихии. В самом сексуальном  акте нет ничего индивидуального, личного, он объединяет человека со всем животным миром.

      Сексуальное влечение само по себе не утверждает личности, а раздавливает её. Пол безлик, не видит лица. В жизни пола есть безжалостность в отношении к человеку, есть согласие отказаться от чисто человеческого.

      Любовь, не зависимо от ее форм и проявлений - есть основа человеческого существования, базис человеческого бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Любовь -  базис человеческого бытия.

     Философский анализ феномена любви есть прежде всего анализ формальных, «чистых» условий любви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегося неизменным в различных культурных формах, в различных исторических эпохах.

     Любовь  — одно из фундаментальных свойств  человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода. Любовь — это бытийное определение человека, поскольку она не имеет никаких внешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (например, красота, ум, сила и т.п.), ибо, если такие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только ее имитация. Любят не за что-то, любят, потому что любят, хотя психологически любовь всегда объясняют конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый и самый умный.

     Человек делает добро, поступает по совести  не потому, что преследует такую цель, а потому, что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживается, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Но любящему часто нет до этого дела, его душу переполняет огромная энергия, требующая выхода, он находится в стихии любви, в которой не только творит сам себя как человека, но и пытается творить других. А.Ф.Лосев писал: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего».10

     Интенсивность любви, следовательно, объясняется  и определяется способностью любить, а не предметом любви. Гораздо важнее причины, по которым человек любит, важнее то, что происходит с человеком, какие внутренние изменения происходят, как раскрывается его душа.

                 « Душа проснулась, ожила,

                  Узнала вновь любви надежду, скорбь радость.

                   Все снова расцвело! Я жизнью трепетал…»

                                                                                 А.С.Пушкин.

     Любовь  определяется не содержанием чувственного опыта, который всегда случаен, а развитостью человеческих качеств любящего.

     Любовь  не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет таких законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии.

     Любовь, как и все фундаментальные  выражения бытия человека, является тайной. Тайна в философском смысле — это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна — это то, что лежит на поверхности, всем видимое и тем не менее недоступное.

     Любовь  стоит у самых истоков существования  человека: его психическая защищенность и уравновешенность, его способности и таланты закладываются материнской любовью.

       Лишенному этой любви, выросшему  в равнодушной и отчужденной атмосфере всю жизнь плохо — он чувствует себя одиноким, даже если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает неуютность и неустроенность своего бытия, опасную хрупкость окружающего мира.

Информация о работе Философия любви