Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:59, реферат
Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы.
1. Философия как наука
2. Философия в России и Белоруссии
3. Природное и социальное в человеке (история и современность)
Одним из столпов философского
мировоззрения Флоренского
Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху.
Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.
В своем творчестве религиозно-философского
мыслителя и ученого-энциклопед
Философия в Белоруссии
Библия, её историческое и культурное значение
Библия свята! Она вдохновлена Богом, и это старейшая из существующих книг. Пять книг Моисеевых были написаны примерно в 1675 г. до Р. Х. Религиозные манускрипты восточных религий были написаны в более поздние века - например, Зенд-Авеста Заратустры (святые писания Аравии (Персов) на старом иранском языке) были написаны около 1200 г. до Р.Х.; Веда индейцев - около 1100 г. до Р.Х.; книги Конфуция (китайского философа) - около 1100 г. до Р.Х.; письмена Будды (основателя индийской религии) - примерно в 600 г. до Р.Х. и Коран Мухаммеда (Ислам) - около 600 г. от Р.Х.
Проф. Монтиеро Уильямс, хорошо известный профессор санскрита, родного языка Индии и языка Вед, изучал восточные книги в течение 42 лет и сравнивал их с Библией. Он сказал: «Соберите их (восточные книги) в стопку с левой стороны своего стола и положит свою Святую Библию с правой и образуется широкое пространство между ними, потому что существует бездна между так называемыми святыми писаниями Востока и Святыми Писаниями Библии, бездна, которую невозможно соединить. Их свет кажется мерцанием по сравнению со светом Библии!»
Коран даже содержит несколько цитат, сложенных вместе из Ветхого и Нового Заветов. Так называемые святые книги язычников обнаруживают множество ошибочных и суеверных идей, которые являются лишь продуктом человеческого понимания. В них мало понимания истинного живого Бога. Однако, в сравнении с ними, законы в книгах Моисеевых - не изобретение человека, они - законы Бога. Библия - это основа Божиих откровений человечеству. Ни один человек не мог собрать такой труд. Это исключительно показано в открытиях системы цифровых величин Ивана Панина, пронизывающих всю Библию, которые формируют ее основу как мозаика. Тирания и религиозные хитрости священников в этих или, так называемых, священных писаниях не найдены в Библии. Библия свободна от мистерий, колдовства, сладострастных привычек и магии, которые обращают языческие писания в мерзость перед Богом.
Библейские принципы указывают
на Святость Бога и греховность человечества.
Они также демонстрируют
Слово «библия» происходит от греческого слова «biblia» - книги. Изменение от множественного в единственное число произошло в 13-ом веке. С тех пор книги стали называться «книга», т.е. «Библия». В качестве введения к ней ты можешь прочитать Исаия 34, стих 16: «Отыщите в книге ГОСПОДНЕЙ, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их.»
Важность Библии описана в 2-е Тимофею 3, стихи 16-17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.»
Из-за того, что Библия - это Слово Бога, это книга решающей важности для человека. Судьба человека зависит от его отношения к ней. Она призывает его решить и показывает ему, какова его природа, что он не может стоять перед Святым Богом. Она ясно показывает ему, что он грешник и что грех отделяет его от Бога, но она также говорит ему, что Бог все еще любит человечество и сотворил путь для основания отношений. Это было завершенной работой нашего избавителя Иисуса Христа и Его смертью примирения на кресте на Голгофе. Он мог говорить о Себе:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» ОТ ИОАННА 14:6
Все зависит только от решения каждого индивидуального человека, принимать ли в вере, что работы нашего избавителя Иисуса Христа совершены и после этого идти по тропе, ведущей в рай, или отказаться от нее и быть потерянным в вечной темноте, изолированным от Бога. Равнодушие по отношению к Божиему предложению невозможно. Тот кто думает, что он может пропустить это с равнодушным отношением, должен знать, что Бог в один день потребует его дать отчет.
Сила в Слове Бога. К Евреям 4, стих 12 написано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» Слово Бога также дает силу, Оно дало тысячам и тысячам людям силу покинуть дом, страну, чтобы не быть без библейского учения. Миллионы людей отдали свои жизни за их веру.
Каждый может сказать из собственного опыта, что Библия - это Слово Бога. Если кто-либо читает Библию с искренним желанием (ты должен начать с Евангелий в Новом Завете), и, если он попросит Бога заранее открыть их пониманию Святые Писания, затем, они вскоре обнаружат изменения к лучшему в их жизнях. Когда они поймут величие жертвы Иисуса Христа, поверят в Него и отдадут их жизни в Его вседержимые руки, тогда они получат уверенность в спасении, т.е. когда они более не бегут от Бога, но идут к Нему навстречу. Когда они узнают ошибки в своей жизни и осознают их, они испытают счастье и мир в их сердцах, которые больше не заберутся ни кем. Другими словами, они из собственного опыта узнают, что Библия - это Слово Бога, и что она создает новую жизнь. Также они смогут увидеть, что обещания, которые даются тем, кто спрашивает, имеют специальную значимость в их ежедневной жизни. Например, обещание Иисуса в от Матфея 7, стих 7, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;», относится не только к духовным вещам, но также ко всем ситуациям в ежедневной жизни, как помощь в различных трудностях, какими бы они не были.
Характерная вещь в чтении Библии - сохранить человека от грехопадения (смотри Псалом 118, стих 11 и от Иоанна 15, стих 3). Проводить время в чтении Слова Бога - это путь держать грех на расстоянии. Затем у Господа появится возможность сохранять наши мысли занятыми Словом и, таким образом, предотвратить множество злых мыслей от возрастания. Это ведет к очищению духа, души и тела. Никто не хочет грешить, а Библия показывает путь, как держать грех на расстоянии. Эта сила, которая в Слове Бога, также заставляла людей исцеляться, только читая ее. Из-за того, что так много силы в Слове Божием, оно должно читаться с молитвой, потому что враг души, который хочет держать человека вдалеке от Бога, всеми возможными средствами, очень серьезно, борется за твои мысли.
Большинство пророческих сообщений в Библии уже сбылись и остальные, которые еще должны случиться, приближаются к исполнению. Именно поэтому, человек, который знает содержание Библии, также узнает о грядущих событиях и будет уверен, что Бог держит все в своих руках. Поэтому они могут смотреть в будущее без боязни и в полной уверенности.
Сымон (Семен, Симеон) Будный (1530-1593). С Будный вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деятелей периода Реформации. Все его творчество как богослова и философа осуждалось представителями и протестантизма, и православия, и католицизма.
Современники-богословы
Онтология Семена Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. Симеон Будный не отрицает божественности Христа и Святого Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечностью, всемогуществом, неизменностью, нераздельностью, бесконечностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду.
Христианское учение о Троице исходит из единой божественной сущности, которая выступает как внутриличностное отношение трех взаимосвязанных субстанций-ипостасей - Бога-Отца (безначального начала). Бога-сына (Логоса или Абсолютного смысла) и Бога-Святого Духа (животворящего начала). Эти три субстанции (ипостаси) обладают равновеликостью и нераздельностью, хотя, как видно, и единосущны. Несмотря на свою единосущность, каждый элемент Троицы имеет свой онтологический смысл: Бог-Отец - это предоснова чистого бытия, Бог-Сын (Христос) - Логос-Слово-Закон (понятийное оформление бытия), Бог-Святой Дух - творящее начало на основе синтеза чистого бытия и Логоса-Слова-Закона.
В творении мира, согласно христианской философии, участвуют единовременно три равнозначных субстанциональных начала, которые выполняют при этом свои особенные функции: Бытие Бога-Отца приобретает смысл благодаря Богу-Сыну (Логосу-Слову-Закону), творение же мира происходит с помощью Бога-Святого Духа.
С. Будный высказывает мысль, что учение о Троице могло возникнуть только в результате соединения философии и теологии. Первые христианские философы-апологеты Юстин, Аристид. Тертуллиан, а затем и Августин «Блаженный» просто придумали эти три ипостаси Бога. Критикуя сторонников учения о Троице и их современных защитников. С. Будный отмечает, что в подлинном тексте Священного писания нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - это один Бог.
В полемике со своими противниками (как католиками, так и протестантами) он находит союзника в православии, считавшем, в отличие от католицизма и протестантизма, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца, а не от Бога-Сына. Однако главным аргументом в дискуссии для С. Будного является логика разума. В письме известному протестантскому теологу из Швейцарии Г. Буллингеру в 1563 году он показывает, что из католического и протестантского учения о Троице вытекает: Святой Дух является общим порождением Бога-Отца и Бога-Сына. Но Бог-Сын рожден не только от Бога-Отца, но и Бога-Святого Духа в силу их единосущности. Поэтому учение о Троице логически несостоятельно.
С. Будный критикует те места Библии, в которых говорится о рождении Христа. Он отвергает в первую очередь божественное происхождение Христа, считая его лишь великим проповедником-пророком и высоконравственным человеком. С. Будный исключает таким образом Христа из надмирового начала, отвергает его как единое целое. Поэтому к нему неприменимо понятие Бога.
Калиновский Константин Семенович (Викентий, Кастусь) (21 янв. 1838 – 10 марта 1864) – белорус, революционер-демократ и мыслитель.
Последователь русских революционных демократов, Калиновский выступал за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и установление нового строя, где вся земля, будет принадлежать крестьянам, не станет сословного и имущественного неравенства, а все общественные дела будет решать сам трудовой народ через "сходки людей выборных". Мыслитель считал, что только народная революция может избавить трудящихся от порабощения. Подчеркивая роль крестьянского движения в освободительной борьбе, он идеализировал результаты ожидаемой победы. Калиновский пропагандировал идею дружбы народов, признавал их право на самостоятельное существование, разделяя идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов.
Во взглядах Калиновского имелись атеистические элементы. Так, идя на смертную казнь, Он отказался принять напутствие в "потусторонний" мир. В "Мужыцкой праўде" Калиновский писал: "Если бог создал всех людей вольными и всем дал одинаковую душу, так откуда же это взялось, что один излишествует и над людьми издевается, а другой – бедный, служит панщину или оброк в казну платит" (1862, No 2).
Классовая и историческая ограниченность Калиновского проявилась в идеализации им прошлого феодальной Польши, в переоценке демократических тенденций восстания 1863 и ряде других вопросов
Философская мысль в 20-30-е годы
Победа большевиков кардинально меняет не только политическую, по и культурную ситуацию в стране. Существенно трансформируется и философия, в которой искусственно поддерживается доминирование материализма. Учение Маркса - «Россия есть сердце мира». Она должна явить миру новый тип общественных, политических и экономических отношений. Духовное Учение — Новейший Завет придет в мир из России. Философия Живой Этики 298 Энгельса, позже Ленина становится официальной идеологией. Иные философские традиции и школы подавляются. Что явилось главным недостатком, а может быть, и бедой советской марксистской философии? Догматическое (неважно, что господствовал атеизм), совершенно некритичное отношение к учениям Маркса и Ленина. Философия утратила свободу и самостоятельность. Она стала обслуживать интересы партийной номенклатуры, как в Средние века обслуживала интересы церковной иерархии. Мало того, идеология коммунизма порой подменялась идеологией власти. Мыслителей, которые пытались выйти за рамки дозволенных партийной идеологией проблем, принципов и подходов, жестоко наказывали. Отлучали от партии и ее привилегий, травили как «ревизионистов», «врагов парода», «лжеученых», «идеалистов», сажали за колючую проволоку или просто расстреливали. Со временем методы стали мягче, по суть — «искусственное единомыслие» — не менялась. Возродилась российская философия только после развала тоталитарной советской системы.