Философия как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства - освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы.

Содержание

1. Философия как наука
2. Философия в России и Белоруссии
3. Природное и социальное в человеке (история и современность)

Работа содержит 1 файл

Философия как наука.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Одним из столпов философского мировоззрения Флоренского является идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, монада — это не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. Это отличает ее от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества “Я”.

Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических  сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся  силы является Человек, который стоит  в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху.

Решая проблему “Логос побеждает  Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.

В своем творчестве религиозно-философского мыслителя и ученого-энциклопедиста П. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, который искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.

 

Философия в Белоруссии

Библия, её историческое и культурное значение

Библия свята! Она вдохновлена  Богом, и это старейшая из существующих книг. Пять книг Моисеевых были написаны примерно в 1675 г. до Р. Х. Религиозные манускрипты восточных религий были написаны в более поздние века - например, Зенд-Авеста Заратустры (святые писания Аравии (Персов) на старом иранском языке) были написаны около 1200 г. до Р.Х.; Веда индейцев - около 1100 г. до Р.Х.; книги Конфуция (китайского философа) - около 1100 г. до Р.Х.; письмена Будды (основателя индийской религии) - примерно в 600 г. до Р.Х. и Коран Мухаммеда (Ислам) - около 600 г. от Р.Х.

Проф. Монтиеро Уильямс, хорошо известный  профессор санскрита, родного языка  Индии и языка Вед, изучал восточные  книги в течение 42 лет и сравнивал  их с Библией. Он сказал: «Соберите  их (восточные книги) в стопку с  левой стороны своего стола и  положит свою Святую Библию с правой и образуется широкое пространство между ними, потому что существует бездна между так называемыми святыми писаниями Востока и Святыми Писаниями Библии, бездна, которую невозможно соединить. Их свет кажется мерцанием по сравнению со светом Библии!»

Коран даже содержит несколько цитат, сложенных вместе из Ветхого и  Нового Заветов. Так называемые святые книги язычников обнаруживают множество  ошибочных и суеверных идей, которые  являются лишь продуктом человеческого  понимания. В них мало понимания истинного живого Бога. Однако, в сравнении с ними, законы в книгах Моисеевых - не изобретение человека, они - законы Бога. Библия - это основа Божиих откровений человечеству. Ни один человек не мог собрать такой труд. Это исключительно показано в открытиях системы цифровых величин Ивана Панина, пронизывающих всю Библию, которые формируют ее основу как мозаика. Тирания и религиозные хитрости священников в этих или, так называемых, священных писаниях не найдены в Библии. Библия свободна от мистерий, колдовства, сладострастных привычек и магии, которые обращают языческие писания в мерзость перед Богом.

Библейские принципы указывают  на Святость Бога и греховность человечества. Они также демонстрируют необходимость  искупления, избавления и святости, к которой Создатель обещал поднять упавшее человечество. Его наказания справедливы и Его награды проявляют Его любовь.

Слово «библия» происходит от греческого слова «biblia» - книги. Изменение от множественного в единственное число  произошло в 13-ом веке. С тех пор книги стали называться «книга», т.е. «Библия». В качестве введения к ней ты можешь прочитать Исаия 34, стих 16: «Отыщите в книге ГОСПОДНЕЙ, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их.»

Важность Библии описана в 2-е  Тимофею 3, стихи 16-17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для  обличения, для исправления, для  наставления в праведности, да будет  совершен Божий человек, ко всякому  доброму делу приготовлен.»

Из-за того, что Библия - это Слово  Бога, это книга решающей важности для человека. Судьба человека зависит  от его отношения к ней. Она  призывает его решить и показывает ему, какова его природа, что он не может стоять перед Святым Богом. Она ясно показывает ему, что он грешник и что грех отделяет его от Бога, но она также говорит ему, что Бог все еще любит человечество и сотворил путь для основания отношений. Это было завершенной работой нашего избавителя Иисуса Христа и Его смертью примирения на кресте на Голгофе. Он мог говорить о Себе:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как  только чрез Меня.» ОТ ИОАННА 14:6

Все зависит только от решения каждого  индивидуального человека, принимать  ли в вере, что работы нашего избавителя Иисуса Христа совершены и после этого идти по тропе, ведущей в рай, или отказаться от нее и быть потерянным в вечной темноте, изолированным от Бога. Равнодушие по отношению к Божиему предложению невозможно. Тот кто думает, что он может пропустить это с равнодушным отношением, должен знать, что Бог в один день потребует его дать отчет.

Сила в Слове Бога. К Евреям 4, стих 12 написано: «Ибо слово Божие  живо и действенно и острее всякого  меча обоюдоострого: оно проникает  до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» Слово Бога также дает силу, Оно дало тысячам и тысячам людям силу покинуть дом, страну, чтобы не быть без библейского учения. Миллионы людей отдали свои жизни за их веру.

Каждый может сказать из собственного опыта, что Библия - это Слово Бога. Если кто-либо читает Библию с искренним желанием (ты должен начать с Евангелий в Новом Завете), и, если он попросит Бога заранее открыть их пониманию Святые Писания, затем, они вскоре обнаружат изменения к лучшему в их жизнях. Когда они поймут величие жертвы Иисуса Христа, поверят в Него и отдадут их жизни в Его вседержимые руки, тогда они получат уверенность в спасении, т.е. когда они более не бегут от Бога, но идут к Нему навстречу. Когда они узнают ошибки в своей жизни и осознают их, они испытают счастье и мир в их сердцах, которые больше не заберутся ни кем. Другими словами, они из собственного опыта узнают, что Библия - это Слово Бога, и что она создает новую жизнь. Также они смогут увидеть, что обещания, которые даются тем, кто спрашивает, имеют специальную значимость в их ежедневной жизни. Например, обещание Иисуса в от Матфея 7, стих 7, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;», относится не только к духовным вещам, но также ко всем ситуациям в ежедневной жизни, как помощь в различных трудностях, какими бы они не были.

Характерная вещь в чтении Библии - сохранить человека от грехопадения (смотри Псалом 118, стих 11 и от Иоанна 15, стих 3). Проводить время в чтении Слова Бога - это путь держать  грех на расстоянии. Затем у Господа появится возможность сохранять наши мысли занятыми Словом и, таким образом, предотвратить множество злых мыслей от возрастания. Это ведет к очищению духа, души и тела. Никто не хочет грешить, а Библия показывает путь, как держать грех на расстоянии. Эта сила, которая в Слове Бога, также заставляла людей исцеляться, только читая ее. Из-за того, что так много силы в Слове Божием, оно должно читаться с молитвой, потому что враг души, который хочет держать человека вдалеке от Бога, всеми возможными средствами, очень серьезно, борется за твои мысли.

Большинство пророческих сообщений  в Библии уже сбылись и остальные, которые еще должны случиться, приближаются к исполнению. Именно поэтому, человек, который знает содержание Библии, также узнает о грядущих событиях и будет уверен, что Бог держит все в своих руках. Поэтому они могут смотреть в будущее без боязни и в полной уверенности.

 

Сымон (Семен, Симеон) Будный  (1530-1593). С Будный вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деятелей периода Реформации. Все его творчество как богослова и философа осуждалось представителями и протестантизма, и православия, и католицизма.

Современники-богословы ставили  Сымона Будного вровень с такими известными деятелями Реформации, как Ян Гус и Мигель Сервет. Его сочинения знали не только в Великом княжестве Литовском, Польше, но и в Чехии, Германии, Швейцарии, Англии, России.

Онтология Семена Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув  Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. Симеон Будный не отрицает божественности Христа и Святого Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечностью, всемогуществом, неизменностью, нераздельностью, бесконечностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду.

Христианское учение о Троице исходит  из единой божественной сущности, которая  выступает как внутриличностное отношение трех взаимосвязанных  субстанций-ипостасей - Бога-Отца (безначального  начала). Бога-сына (Логоса или Абсолютного  смысла) и Бога-Святого Духа (животворящего начала). Эти три субстанции (ипостаси) обладают равновеликостью и нераздельностью, хотя, как видно, и единосущны. Несмотря на свою единосущность, каждый элемент Троицы имеет свой онтологический смысл: Бог-Отец - это предоснова чистого бытия, Бог-Сын (Христос) - Логос-Слово-Закон (понятийное оформление бытия), Бог-Святой Дух - творящее начало на основе синтеза чистого бытия и Логоса-Слова-Закона.

В творении мира, согласно христианской философии, участвуют единовременно  три равнозначных субстанциональных начала, которые выполняют при этом свои особенные функции: Бытие Бога-Отца приобретает смысл благодаря Богу-Сыну (Логосу-Слову-Закону), творение же мира происходит с помощью Бога-Святого Духа.

С. Будный высказывает мысль, что  учение о Троице могло возникнуть только в результате соединения философии и теологии. Первые христианские философы-апологеты Юстин, Аристид. Тертуллиан, а затем и Августин «Блаженный» просто придумали эти три ипостаси Бога. Критикуя сторонников учения о Троице и их современных защитников. С. Будный отмечает, что в подлинном тексте Священного писания нет ни одного места, где бы утверждалось, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - это один Бог.

В полемике со своими противниками (как  католиками, так и протестантами) он находит союзника в православии, считавшем, в отличие от католицизма и протестантизма, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца, а не от Бога-Сына. Однако главным аргументом в дискуссии для С. Будного является логика разума. В письме известному протестантскому теологу из Швейцарии Г. Буллингеру в 1563 году он показывает, что из католического и протестантского учения о Троице вытекает: Святой Дух является общим порождением Бога-Отца и Бога-Сына. Но Бог-Сын рожден не только от Бога-Отца, но и Бога-Святого Духа в силу их единосущности. Поэтому учение о Троице логически несостоятельно.

С. Будный критикует те места Библии, в которых говорится о рождении Христа. Он отвергает в первую очередь  божественное происхождение Христа, считая его лишь великим проповедником-пророком и высоконравственным человеком. С. Будный исключает таким образом Христа из надмирового начала, отвергает его как единое целое. Поэтому к нему неприменимо понятие Бога.

 

Калиновский Константин Семенович (Викентий, Кастусь) (21 янв. 1838 – 10 марта 1864) – белорус, революционер-демократ и мыслитель.

Последователь русских революционных демократов, Калиновский выступал за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и установление нового строя, где вся земля, будет принадлежать крестьянам, не станет сословного и имущественного неравенства, а все общественные дела будет решать сам трудовой народ через "сходки людей выборных". Мыслитель считал, что только народная революция может избавить трудящихся от порабощения. Подчеркивая роль крестьянского движения в освободительной борьбе, он идеализировал результаты ожидаемой победы. Калиновский пропагандировал идею дружбы народов, признавал их право на самостоятельное существование, разделяя идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов.

Во взглядах Калиновского имелись атеистические элементы. Так, идя на смертную казнь, Он отказался принять напутствие в "потусторонний" мир. В "Мужыцкой праўде" Калиновский писал: "Если бог создал всех людей вольными и всем дал одинаковую душу, так откуда же это взялось, что один излишествует и над людьми издевается, а другой – бедный, служит панщину или оброк в казну платит" (1862, No 2).

Классовая и историческая ограниченность Калиновского проявилась в идеализации им прошлого феодальной Польши, в переоценке демократических тенденций восстания 1863 и ряде других вопросов

 

Философская мысль в 20-30-е  годы

Победа большевиков кардинально меняет не только политическую, по и культурную ситуацию в стране. Существенно трансформируется и философия, в которой искусственно поддерживается доминирование материализма. Учение Маркса -  «Россия есть сердце мира». Она   должна явить миру   новый тип общественных, политических и экономических отношений.   Духовное Учение —   Новейший Завет   придет в мир   из России.   Философия Живой   Этики   298   Энгельса, позже Ленина становится официальной идеологией.   Иные философские традиции и школы подавляются.   Что явилось главным недостатком, а может быть, и бедой советской марксистской философии? Догматическое (неважно, что   господствовал атеизм), совершенно некритичное отношение к учениям Маркса и Ленина. Философия утратила свободу и самостоятельность. Она стала обслуживать интересы партийной номенклатуры, как в Средние века обслуживала интересы церковной иерархии. Мало того, идеология коммунизма порой   подменялась идеологией власти.   Мыслителей, которые пытались выйти за рамки дозволенных партийной идеологией проблем, принципов и подходов,   жестоко наказывали. Отлучали от партии и ее привилегий, травили как «ревизионистов», «врагов парода», «лжеученых»,   «идеалистов», сажали за колючую проволоку или просто расстреливали. Со временем методы стали мягче, по суть —   «искусственное единомыслие» — не менялась. Возродилась российская философия только после развала тоталитарной советской системы.

Информация о работе Философия как наука