Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:22, доклад

Описание работы

Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает всё более заметное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер.

Работа содержит 1 файл

Философия эпохи Возрождения.docx

— 15.23 Кб (Скачать)

Философия эпохи Возрождения

Эпохой Возрождения  называют поздний период феодального  общества (XIV-XVI вв.), когда в его  недрах получает всё более заметное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер.

Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще  под религиозными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.). Эпоха Возрождения  породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.).

Крупнейшим достижением  науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании, получившую название коперниканской.

Новый социально-экономический  уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся в появлении  пантеистических учений. Пантеизм отождествлял природу и бога и был переходом  от религиозной философии к материализму.

Одним из характерных  представителей ренессансной философии  был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия. Николай Кузанский ориентировался на традицию неоплатонизма. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не противоположно". Отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все".

Эта формула неприемлема  для христианского теизма, принципиально отличающего творение ("все") от творца (единого); но она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со "всем". Появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанец поэтому называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая  Кузанского, что делает его одним  из родоначальников новоевропейской  диалектики.

Отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

.

Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности.

Осуществлённое им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, "начало" и "конец". Согласно Кузанцу, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая  философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею “двойственности истины”, т.е. признание  сосуществования религиозной и  научной “истин”. Он считал, что  право на существование имеет  только научная истина, опирающаяся  на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система - это один из бесконечного множества миров.

Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую одушевленностью. При этом субстанция объединяет в  себе причину и начало вещей, является активной, включает в себя форму. Субстанция обладает “душой”, проявляющейся во “всеобщем уме” мира. Формы вещей - это их “души”. Бруно считал, что  все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения