Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:37, реферат
Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.
Введение................................................................. 3-4
1. Характерные черты и этапы философии Возрождения……………………………………………… 5-6
2. Особенности философии эпохи Возрождения……… 7-9
3. Николай Кузанский – философия ученого незнания…………………………………………………… 10
4. Николо Макиавелли – политическая философия, «Государь»……………………………………………….. 11-12
Заключение………………………………………………... 13
Список используемой литературы…………………….. 14
План.
Введение......................
Заключение………………………………………………..
Список используемой литературы…………………….. 14
Введение.
Эпоха
Возрождения занимает особое место
в истории западноевропейской культуры.
Она знаменует водораздел, который пролегает
между двумя качественно различными типами
культуры - традиционной, свойственной
средневековому Западу, и модерной, присущей
современному западному обществу.
С Возрождением
связывают формирование гуманистического
мировоззрения, провозгласившего в качестве
высшей ценности человека, его достоинство,
свободу и права. Человек рассматривается
как центр мироздания, а остальной мир
познается и оценивается только сквозь
призму человеческого бытия. Такая позиция
называется антропоцентризмом.
Философия периода Возрождения подорвала
позиции схоластического мышления, утвердила
пантеистический подход в натурфилософии
и тем самым подготовила почву для рационалистической
философии Нового времени.
Важным этапом развития философской
мысли является философия эпохи Возрождения.
В ней затронут широкий круг вопросов,
касающихся разных сторон природного
и общественного бытия. Она оказала большое
влияние на дальнейшее развитие культуры
и философии.
Теоретические
и социальные корни
философии Возрождения :
- Античное философское и культурное наследие.
- Элементы естественнонаучных знаний,
содержащиеся в работах средневековых
мыслителей
- Формирование капиталистических производственных
отношений.
- Социально- политические идеи, возникшие
в итальянских городах-республиках.
- Влияние мусульманской философии и немецких
мистиков.
Черты философии Возрождения:
Антитрадиционализм, то есть негативное
отношение к традиционным ценностям и
желание постоянного развития, понимаемого
как улучшение.
Антропоцентризм, суть которого состоит
в понимании мира сквозь призму человеческого
бытия: человек есть автономное и самодостаточное
существо, а в улучшении и совершенствовании
нуждается окружающий мир.
Гуманизм, то есть понимание человека
не как пассивного продукта творения Бога,
а как личности, способной путем самосовершенствования
подняться на высоту, которая сродни божественному
совершенству.
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога
и природу.
Основные проблемы
философии Возрождения :
- Сущность и предназначение человека.
- Критика средневековой схоластики.
- Теоретические и методические начала
естествознания
- Философские вопросы политики и права
1. Характерные черты и этапы философии Возрождения.
Эпоха Возрождения - переходная
от Средневековья к Новому времени. Ее
мыслители, с одной стороны, находятся
под влиянием уходящего теоцентрического
мировоззрения, а с другой - закладывают
фундамент нового здания философии и науки.
Эта «близость» к уходящей эпохе нашла
отражение как в терминологии, так и концепциях
всех представителей эпохи Возрождения.
Так, Кампанелла пытался соединить теологию,
метафизику, магию и утопию, а в деятельности
ученых, положивших начало механике, переплелись
наука, магия, астрология. Галилей составлял
гороскопы для двора Медичи, Коперник
был не только астрономом, но и астрологом,
а Кеплер проводил аналогию между гармонией
Солнца, неподвижных звезд и пространства,
с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын
и Бог-Святой Дух - с другой.
Философия эпохи Возрождения (от франц.
renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает
период с 14в. по 1-ю пол. 17в. В это время в
Западной Европе происходил переход от
средневековья к Новому времени, зарождались
капиталистические отношения и складывались
национальные государства. Наряду с этим
возникает городская светская культура,
связанная, во-первых, с возрождением интереса
к античной культуре и, во-вторых, с зарождением
новой культуры западно-европейских народов.
В системном плане возрожденческие философские
построения уступают как античной, так
и средневековой философии. Философские
построения античности свел в систему
Плотина, философские воззрения средневековья
объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя,
который сумел бы произвести аналогичную
работу в эпоху Возрождения. Видимо, это
явилось следствием состояния самой ренессансной
философской мысли, требующей не столько
систематизации философских идей, сколько
всестороннего изучения человека, утверждения
его самостоятельности и творческой деятельности.
Эпоха Возрождения не оставила великих
философских систем, однако она обосновала
идею доверия к естественному человеческому
разуму и заложила основу философии, свободной
от религиозно-мировоззренческих предпосылок.
Каковы же характерные
черты философии эпохи Возрождения, делающие
ее своеобразным периодом в развитии европейской
философии и отличающие от философии средневековья
и Нового времени? Во-первых, ренессансная
философия перестает быть служанкой теологии,
секуляризируется и приобретает светское
содержание, мирно сосуществуя с религией.
Во-вторых, она отрицает «книжную мудрость»
и схоластические словопрения на основе
исследования самой природы, что проявляется
в ее теснейшей связи с современным ей
естествознанием и великими географическими
открытиями. В-третьих, ей присущ ярко
выраженный антропоцентризм, согласно
которому человек есть центр и высшая
цель мироздания, утверждающий в процессе
творческой деятельности свою индивидуальность
и независимость.
2. Особенности философии эпохи Возрождения.
Социально-исторические условия эпохи Возрождения.
«Возрождение» является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.
Прелюдия
эпохи Возрождения начинается в
14 веке с личности Франческо Петрарки,
эпилог приходится на начало 17 века, на
период творчества Кампанеллы - последнего
представителя эпохи
Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.
15
век - период распада феодального
строя и зарождения буржуазных
отношений. Крупнейшие
Особенности философии эпохи Возрождения
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля «падал», т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.
Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противоположностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.
Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста.
В
16 веке произошло возрождение
Продолжала
существовать натурофилософия магико-
Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика «превосходства» Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.
В
заключение необходимо отметить, что эпоха
Возрождения породила предшественников
утопического социализма - Томаса Мора
и Томмазо Кампанеллу - автора «Города
солнца».
3. Николай Кузанский - философия ученого незнания.
Николай Кузанский (1404-1464) был видным деятелем римско-католической церкви. Его учение не выходило за пределы религиозного мышления, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее.
Николай
Кузанский был сыном
Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет «ученым незнанием». В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, - неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным, поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо очень трудно, если речь идет о сложных вещах. Но в любом случае оно возможно. Истина может быть в точности измерена самой же истиной. Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Но мы можем приблизиться к истине (самой по себе недостижимой), сосредоточиваясь на мысли, что в бесконечности имеет место совпадение противоположностей.
Всякое существо включает в себя универсум и Бога. Человек - микрокосмос на двух уровнях: общеонтологическом (так же, как микрокосмосом является любая вещь) и на специально онтологическом уровне, поскольку он обладает разумом и сознанием. Основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного знания, чему-то абсолютному, безусловному. А безусловное знание мы можем достичь лишь символически. Абсолютное слияние божественного и человеческого произошло только в Христе. Человек - тоже Бог. Такое понимание человека и мира приводит к пантеизму, согласно которому Бог отдельно от природы не существует и разлит в ней. Познание развернутого мира, с котором разлит Бог, есть дело разума, а не веры. Вера постигает Бога в свернутой форме.
4. Никколо Макиавелли - политическая философия, "Государь".
Эпоха Возрождения радикально преобразила не только истолкование человека и его культуры, не только освободила их от диктата религии, но и радикально изменила содержание социальных и политических теорий. Макиавелли и Кампанелла, а впоследствии Гоббс и Спиноза стали рассматривать государство глазами человека и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.
Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.