Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 01:58, реферат
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
Введение2
Понятие философии2
Сравнение философии и искусства3
Введите название главы (уровень 1)4
5
Введите название главы (уровень 3)6
Понятие искусства.
Искусство –
творческая деятельность, в процессе
которой создаются
Искусство – первоначальное обозначение
всякого мастерства более высокого и особого
сорта (искусство мышления, искусство
ведения войны). В общепринятом специальном
смысле – обозначение мастерства в эстетическом
плане и созданных благодаря ему произведений
– произведений искусства, которые отличаются,
с одной стороны, от творений природы,
с другой – от произведений науки, ремесла,
техники, причем границы между этими областями
человеческой деятельности очень нечетки,
так как в величайших достижениях в этих
областях участвуют также и силы искусства.
Искусство – это форма отражения действительности
в сознании человека в художественных
образах. Отражая окружающий мир, искусство
помогает людям познавать его, служит
могучим средством политического, нравственного
и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности,
а также различие способов их отражения
в художественных произведениях вызвали
к жизни различные виды и жанры искусства:
художественную литературу, театр, музыку,
кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Многообразие видов искусства
Искусство, одна из форм общественного
сознания, составная часть духовной
культуры человечества, специфический
род практически-духовного
Определение отличительных
признаков искусства и его
роли в жизни людей вызывало острые
разногласия на протяжении всей истории
культуры. Оно объявлялось "подражанием
природе" - и "свободным формотворчеством";
"воспроизведением действительности"
- и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением
художника" - и "языком чувств";
особого рода игрой - и особого
рода молитвой. Такие разногласия
объясняются многими причинами:
различием философских позиций
теоретиков, их идеологических установок,
опорой на различные виды искусства
и творческие методы (например, на литературу
или на архитектуру, на классицизм или
реализм), наконец, объективной сложностью
строения самого искусства. Эта сложность,
многогранность структуры не осознаётся
и некоторыми теоретиками, которые
определяют сущность искусства то как
гносеологическую, то как идеологическую,
то как эстетическую, то как творчески-созидательную
и т. д. Неудовлетворённость такими
однолинейными определениями
Процесс исторического
развития общественного разделения
труда привёл к тому, что из первоначальной
слитной, синкретической человеческой
жизнедеятельности выделились и
получили самостоятельное существование
многообразные отрасли
Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.
Искусство как специфическое
общественное явление представляет
собой сложную систему качеств,
структура которой
Художественно-творческая
деятельность человека развёртывается
в многообразных формах, которые
называют видами искусства, его родами
и жанрами. Обилие и разнообразие
этих форм могут показаться хаотическим
нагромождением, в действительности
же они являются закономерно организованной
системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, в зависимости от материальных
средств, с помощью которых
Каждый вид искусств
непосредственно
Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство,
раздел искусства; охватывает ряд отраслей
творчества, которые посвящены созданию
художественных изделий, предназначенных
главным образом для быта. Его
произведениями могут быть: различная
утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства
передвижения, а также одежда и
всякого рода украшения. Наряду с
делением произведений декоративно-прикладного
искусства по их практическому назначению
в научной литературе со 2-й половины
19 в. утвердилась классификация
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная
его назначением, конструктивными
возможностями и пластическими
свойствами материала, часто играет
основополагающую роль в композиции
художественного изделия. Нередко
в декоративно-прикладном искусстве
красота материала, пропорциональные
соотношения частей, ритмическая
структура служат единственными
средствами воплощения эмоционально-образного
содержания изделия (например, лишённые
декора изделия из стекла или др.
ничем не тонированных материалов).
Здесь наглядно проявляется особое
значение для декоративно-прикладного
искусства чисто эмоциональных,
неизобразительных средств
Для создания декора широко
привлекаются орнамент и элементы (порознь
или в самых различных
В единстве художественной
и утилитарной функций изделия,
во взаимопроникновении формы и
декора, изобразительного и тектонического
начал проявляется
Сравнение философии и искусства.
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не
только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по
его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство в
эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных
мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об руку с философией.
Обособление эстетики,с одной стороны,и эмансипация фило-
софии от теологии - с другой,привели к необходимости установ-
ления более четкого соотношения между этими формами духовной
деятельности, так же как это происходило и в сфере соотноше-
ния исскуства и науки. Для 19 века на первый план выдвину-
лась проблема иерархического строения здания гуманитарных
наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя искусство (особен-
но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над
философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им зна-
чимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной
идеи его высшей формой - философией.
Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл,ко-
торый привносился западной философией в вопрос о соотношении
искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти фор-
мы и установить между ними иерархическую субординацию смени-
лось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их сов-
мещению или даже почти отождествлению. Однако в отличие от