Философия и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 01:58, реферат

Описание работы

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

Содержание

Введение2
Понятие философии2
Сравнение философии и искусства3
Введите название главы (уровень 1)4
5
Введите название главы (уровень 3)6

Работа содержит 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FED.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие искусства.

Искусство –  творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение  к ней человека. Существуют различные  виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них  прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями  идейно-эмоциональное состояние  художника (музыка, хореография,архитектура). 
Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. 
Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. 
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Многообразие видов искусства 

 

Искусство, одна из форм общественного  сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический  род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству  относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Определение отличительных  признаков искусства и его  роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории  культуры. Оно объявлялось "подражанием  природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого  рода молитвой. Такие разногласия  объясняются многими причинами: различием философских позиций  теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства  и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или  реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые  определяют сущность искусства то как  гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную  и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила  некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически  взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение  и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с должной  полнотой сложную его структуру.

Процесс исторического  развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и  получили самостоятельное существование  многообразные отрасли материального  и духовного производства, а также  различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и  других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять  различные потребности людей, искусство  оказалось нужным человечеству как  способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального  развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного  инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением  и тем самым расширять жизненный  опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем искусство  выступает одновременно и как  подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как  игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие  переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое  общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется  сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые  называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим  нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а  не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и  все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью  и динамизмом. С другой стороны, в  каждой из этих трёх групп искусства  художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные  искусства.; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в  образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным  механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец); 3) знаками  смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим  формам творчества (синтезу архитектуры  или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу).

Каждый вид искусств непосредственно характеризуется  способом материального бытия его  произведений и применяемым типом  образных знаков. В этих пределах все  его виды  имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически  сложившаяся система различных  конкретных способов художественного  освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных  главным образом для быта. Его  произведениями могут быть: различная  утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и  всякого рода украшения. Наряду с  делением произведений декоративно-прикладного  искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация  обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве  и его непосредственной связью с  производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого  жанра в то же время как бы поглощаются  ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи  с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё  другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор  ювелирных изделий). Поэтому идейное  содержание произведений декоративно-прикладного  искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная  его назначением, конструктивными  возможностями и пластическими  свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко  в декоративно-прикладном искусстве  красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая  структура служат единственными  средствами воплощения эмоционально-образного  содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного  искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного  языка, использование которых и  роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с  каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь  на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко  именно благодаря своему декору бытовой  предмет становится произведением  искусства. Обладая собственной  эмоциональной выразительностью, своим  ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где  скромная, простая форма чаши и  нарядная, праздничная роспись поверхности  различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму  и в то же время сливается с  ней в едином художественном образе.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь  или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных  искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают  и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать  декор с формой, изображение - с  масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации  изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов  натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и  декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический  характер декоративно-прикладного  искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры  и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов  его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение философии и  искусства.

Вопрос о соотношении  искусства и философии  сложен  не

только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому,

что это соотношение исторически  менялось. Для эпохи Возрожде-

ния не было ничего  эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи

называл живопись "истинной философией",поскольку  живопись,по

его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная

миссия признавалась за поэзией  и за архитектурой.Искусство в

эпоху Возрождения вмещало в  себя весь состав фундаментальных

мыслей о мире,и поэтому оно  шло рука об руку с философией.

Обособление эстетики,с одной стороны,и  эмансипация фило-

софии от теологии - с другой,привели  к необходимости установ-

ления более четкого соотношения  между этими формами духовной

деятельности, так же как это  происходило и в сфере  соотноше-

ния  исскуства и науки. Для 19 века на первый  план выдвину-

лась проблема иерархического  строения  здания  гуманитарных

наук. Так,Шеллинг и романтизм  вообще,ставя искусство (особен-

но музыку) выше  науки, провозглашали  его  главенство и над

философией, а Гегель, наоборот, при  всей признаваемой им зна-

чимости эстетического  венчал здание самопознания абсолютной

идеи его высшей формой - философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл,ко-

торый привносился западной философией в вопрос о соотношении

искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти фор-

мы и установить между ними иерархическую  субординацию смени-

лось как бы возвратившейся  исторической тенденцией к их сов-

мещению или даже  почти  отождествлению. Однако в отличие от

Информация о работе Философия и искусство