Философия и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 01:58, реферат

Описание работы

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

Содержание

Введение2
Понятие философии2
Сравнение философии и искусства3
Введите название главы (уровень 1)4
5
Введите название главы (уровень 3)6

Работа содержит 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FED.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

(УНИВЕРСИТЕТ  МАШИНОСТРОЕНИЯ)

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ  И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Философия»

на  тему «Философия и искусство»

 

 

Выполнил студент группы 3-АА-2

очного отделения

Жаданов Дмитрий Юрьевич

 

Проверила

Баркова Ирина Николаевна

 

Зачтено / Не зачтено

(ненужное зачеркнуть)

ата проверки  и подпись преподавателя)


 

 

Москва, 2012 г.

 

Оглавление

Введение2

Понятие философии2

Сравнение философии и  искусства3

Введите название главы (уровень 1)4

5

Введите название главы (уровень 3)6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Назначение философии тоже может  пониматься по-разному: одни видят в  ней универсальный метод познания мира и своеобразную «конституцию разума» (Кант и классическая немецкая философия); другие возлагают на философию задачу сведения разрозненных научных понятий  и теорий в одну «всеобщую картину  мира» (позитивисты); а для кого-то занятия философией призваны служить  «приготовлением к смерти» (Платон) и дать ответ на главный вопрос человеческого бытия – «стоит ли человеку жить?» (Камю).

Однако независимо от своих взглядов, все философы во все времена реально  делали одно общее дело – исследовали  мир человеческого духа, стремились понять его строение и определить место, занимаемое в этом мире индивидуальным сознанием, отдельным человеческим “я”. В форме философии человек  принимается, словно со стороны, наблюдать  за тем, как протекает его мышление, как образуются понятия, суждения, образы, и старается регулировать собственное  мышление.

В этом смысле «всякая истинная философия  есть духовная квинтэссенция своего времени» (Маркс). Она концентрирует  в себе определенный образ мышления, и проясняет его для самого мыслящего человека. Философия помогает ему выбрать в лабиринте идей и методов познания ту, иногда единственную, тропу, которая ведет к истине. Она учит нас, как отличить истину от заблуждения, разумную речь, выражающую существо дела, от ошибочного утверждения  или мнения. В этом заключается  и культурообразующая роль философии, ознакомление с опытом которой формирует  гуманитарную культуру будущего специалиста.

       В то время как искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного  сознания. Так же, как наука, оно  объективно отражает реальность, познает  ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает  мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир  посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве  целостно, сущность выступает в богатстве  своих чувственных проявлений, единичных  и уникальных. Одновременно «великое»  искусство глубоко проникает  в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие философии.

Предмет философии

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа  всякого явления является обнаружение  всеобщего. Поэтому философский  анализ явления искусства призван  выявить исходные основания данного  явления в общественной жизни. Необходимость  выделения всеобщих свойств заключается  в понимании явления. Понимание  – это знание общего и того, как  это общее определяет бытие вещи.

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета – целого мира?

Представители позитивистской философии  утверждают, что у философии нет  больше своего личного предмета, и  ей остается только собирать готовые  знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую  картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как  мировоззрение, как методология  познания, как знание о мире в  целом, как форма идеологии, как  наука о наиболее общих законах  природы, общества и мышления, как  производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия  рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических  формах деятельности.

 

Становление философии

Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых  впоследствии произошла философия. В отличие от мифа, основанного  на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство  логоса над мифом.

Благоприятные условия для появления  на свет философии сложились практически  одновременно, к середине I тысячелетия  до новой эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке – в  Китае и Индии. Однако там философия  не получила самостоятельного признания, оставаясь частью религиозно-мистической  веры, например, в индуизме или разновидностью политического учения о власти, как  в конфуцианстве. В Элладе философии  удалось одержать верх, благодаря  тому, что на ее стороне были две  могущественные союзницы – частная  собственность и полисная демократия.

В сфере политической жизни частная  собственность приняла форму  полисной демократии, в которой верховная  власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там не золото, а иной всеобщий эквивалент – голоса избирателей. Демократия-то и стала  родной матерью философии, поскольку  нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. В  этих условиях возникла диалектика –  искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении. Триумф греческой философии  был идеальным «эхом» той власти, которую имело в полисе разумное слово, по-гречески «логос».

 

 

 Структура философского знания

В первые столетия своего существования  философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах  сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать  «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков  получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике – очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили  философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это  деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась  по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал  имя «эстетика». Затем кантианцы  изобрели особое учение о ценностях  – «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику – в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие  дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания  структуры философского знания в  настоящее время не существует. В  учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории  мышления и бытия; логика – учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика – учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и  этика – теория нравственности, повествующая о добре и зле  и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

 

 

Учение о бытии

Бытие и небытие (ничто) – две  простейшие и самые абстрактные  категории философии. Классическая философия начинает с вопроса  о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный  вопрос философии тоже описывается  категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца – быть или не быть?

Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам. В первом случае бытие мыслится как  единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Во втором случае бытие оказывается  особым свойством, которое принадлежит  одним вещам и отсутствует  у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она  «существует», а другая «нет»).

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все  возможные отношения категорий  бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие  и небытие – это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении  бытия и ничто в той или  иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой  их дальнейшее развитие в иных, более  сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии  как таковом, сколько о том, что  следует считать истинным бытием.

 

Монистические и плюралистические концепции бытия, само-организация бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает  и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским  системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и  духа нет ничего общего, каждый из них  существует независимо от другого. У  Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций  можно, с некоторыми оговорками, отнести  учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в  каждом из которых отражается вся  Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны  и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран  Рассел. Он рассматривал мир как  множество независимых друг от друга  «атомарных фактов», каждый из которых  в идеальном языке описывается  неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали  единство мира в каком-либо первичном  и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы  и пр.). В дальнейшем первопричиной  мироздания чаще считался всеобщий закон  бытия, связывающий все вещи в  единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Учение о самоорганизации бытия  входит в содержание синергетики, изучающей  особенности развития сложных неравновесных  систем, к числу которых можно  отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени  внутренней хаотичности и нарушению  порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет  положительное значение, поскольку  хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому  развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи  от хаоса к порядку и от порядка  к хаосу.

Информация о работе Философия и искусство