Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат
"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Иррационализм.
Иррационализм - это
философское учение, отрицающее рационализм.
(т.е. противостояние классической философии)
Несокрушимой вере
ученых в силу человеческого разума
и обязательность общественного
прогресса был впервые дан
Великой французской революцией
(1789 - 1794 гг.), которая породила террор,
гражданскую войну с десятками
тысяч человеческих жертв. Это заставило
многих философов задуматься над
действительными возможностями
разума и науки и создать свои,
критические по отношению к рационализму,
философские системы.
Критический переход
новой философии сыграл положительную
роль в развитии философского знания:
-давалась критическая
оценка рационального познания,
определялись его границы,
-изучалось соотношение
мыслительных качеств человека,
а также психологических
-«духовный мир»
рассматривался не в его
Новая философия
выдвигает целый ряд смелых и
новых идей конкурирующих со старой
«классической » философской
системой:
Идея изучения жизни
отдельного человека и важности её
анализа, примата изучения жизни
индивида над исследованием больших
человеческих общностей (классов, народов,
наций, этносов);
Движение от идеи
свободного и разумного человека,
способного переделать природу, общество
и себя лично, к человеку, жестко
детерминированному экономикой, политикой,
религией и пр. Выяснилось, что у
человека есть не только разум и
сознание, но и подсознание.
Сознание и разум
отдельного человека и (что важнее)
общественное сознание не понимаются
как независимая структура, а
объявляется, что они подвержены
манипуляции со стороны различных
сил - государства, партии, авторитетов.
Активно проводится
идея двух не пересекающихся линий
человеческого знания - научного и
философского, имеющих своим продуктом
«научную истину», «философскую правду».
Иррационализм проявился
в таких течениях западной философии
как:
-философия науки
-экзистенциализм
-психоанализ З.
Фрейда
-некоторые варианты
Герменевтики и Феноменологии
-философский мистицизм
Первые шаги в
сторону от рационализма к иррационализму
были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром,
Ницше.
«Философия жизни»
-всё, что существует,
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает
как волю, волю к жизни.
Воля понимается
как универсально- космический феномен,
а каждая сила в природе - как воля.
Всякая телесность
есть «объективность воли».
Человек есть проявление
воли, его природа и поэтому
не рациональна, а иррациональна.
Разум вторичен по отношению
к воле.
Мир есть воля, и воля
борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм
был сменен крайним волюнтаризмом.
-для Фридриха
Ницше (1844 - 1900) в основе всего
находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра),
а воля к власти.
«воля к власти»
пронизывает всё: вселенную, природу,
общество, человека, саму жизнь. Она внедряется
в само бытие, но она не едина, а множественна
(т.к. много борющихся «центров» сил).
воля контролирует
мир
создал прообраз
освобожденного человека
-сверхчеловек с
гипертрофированной волей к
-продолжили развитие
«философии жизни»
Анри Бергсон (1859
- 1941)
Вмльгельм Дильтей (1833
- 1911)
Георг Зиммель (1858 - 1918)
Понятие «жизнь»
рассматривалось ими как
Охватить целостность
и уникальность может лишь духовное
видение мира в форме интуиции.
Т.о. «Философия жизни»:
-осуществляет прорыв
к более динамичной картине
мира
-реалистически осознает
ограниченность разума
Психоанализ Зигмунда
Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,
возводящая психоанализ в ранг философико
- антропологического принципа.
Заслуга Фрейда состоит
в выяснении места и роли бессознательного
в жизни человека.
Человек - это биосоциальное
существо, личность психика которого
состоит их 3-х структур:
-с помощью сознания
человек формирует своё
-«оно» (ид) - бессознательная
часть психики, глубинный слой,
унаследованный людьми, в котором
скрыты движения души, инстинкты
человека, (воздействует на «Я»);
- «Сверх - Я» (супер
- эго) - культурные запреты общества
(воздействующие на «Я»). «Я» находиться
в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов
и влечений, инстинктов и в первую очередь
- полового (sex) инстинкта, описываемого
термином «либидо».
Для того чтобы реализовать
своё стремление к удовольствию человека
«либидо» превращает (сублимирует) в
творчество, искусство, религию, в историю.
Т.о. психика человека
разорвана и владеет всем SEX.
-перенося принципы
действия психических
В целом учение З.
Фрейда носит иррациональный характер,
хотя сам он себя продолжателем традиций
рационализма, ибо стремился научно
объяснить поведение людей и
мотивы действий отдельного человека,
заботясь именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда
- Адлер и Юнг, а также неофрейдисты
Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы,
преодолевая фрейдовскую все сексуальность.
-Юнг дополняет
индивидуальное
-Райх создаёт фрейдомарксизм,
психоаналитическая проблематика приобретает
экономическую окраску.
Феноменология - философское
течение, главным направлением которого
является:
-стремление освободить
философское сознание от
-достигнуть в
области философского анализа
рефлексии сознания о своих
актах и о данном в них
содержании;
-выявить предельные
параметры познания, изначальные
основы познавательной
Основатель современной
феноменологии немецкий философ
Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).
До него феноменология
понималась в качестве описательного
исследования, которое должно предшествовать
всякому объяснению интересующего
явления, постигаемое в чувственном
опыте.
Для Гуссерля - феноменология
- это, прежде всего выяснение смыслового
пространства сознания, выявление тех
инвариантных (низменных) характеристик,
которые делают возможным восприятие
объекта познания, а феномен - возникающие
в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует
познание на: непосредственный опыт сознания;
- созерцание феноменов
как очевидных данностей.
Посредством редукции
(переход от феноменов к структурам
«чистого сознания»).
Гуссерль последовательно
«выносит за скобки» все данные опыта,
суждения, оценки, пока сущность не станет
«чистой» и интуитивно осознаваемой, а
сознание будет мыслить логически.
Дальнейшее своё
развитие идеи феноменологии получили
в экзистенцианализме и герменевтике.
Герменевтика - способ
философствования, главным центром
которого является истолкование, понимание
текстов. (от имени греческого бога Гермеса
в обязанности которого входило разъяснение
простым смертным воли богов. Т.к. боги
и люди говорили на разных языках).
Герменевтика - это
учение о понимании, о научном
постижении предметов наук о духе.
При понимании происходит осознание
смысла предметов или дальнейшее
осмысление того, что уже имеет
некоторый смысл.
Герменевтика зародилась
в античности и прошла свой путь
исторического развития от искусства
и теории истолкования текстов до
«свободной» герменевтики, не ограниченной
предметом, границами смысла текста.
-основоположником
«свободной» Герменевтики в 19
веке стал Фридрих Шлейермахер,
который поставил задачу «вживания» в
текст, дабы понять его смысл «лучше, чем
сам его автор», т.е. психологическая интерпретация
текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического
круга», т.е. понимание целого через часть
и понимание части через целое. Выход из
круга - совпадение интерпретации и смысла
произведения. Этот метод стал основным
для всех последующих герменевтических
концепций.
-У Вильгельма
Дильтея Герменевтика превращается в
специфический метод наук о духе (все
науки делились на две группы: науки о
природе и науки о духе), призванный обеспечить
реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание»
общественных событий исходя из субъективных
намерений исторических деятелей.
-В 20 веке Герменевтика
оформляется в одну из
в экзистенцианализме
Мартина Хайдеггера она была превращена
в онтологическое философское учение.
у Ганса- Георги Гадамера
она приобретает характер всеобщей методологии,
соединившись с диалектикой. Становиться
универсальной, интегрируя научные знания
в практическое сознание.
Философский мистицизм
20 века.
Мистицизм (от греч.
- таинственный) - религиозно- философские
концепции, допускающие возможность непосредственного
знания каким- либо человеком познаваемых
им сверхъестественных сущностей или
феноменов, путем прямого пребывания в
них его души (с помощью озарения, экстаза,
откровения).
К числу наиболее
влиятельных концепций
-теософская концепция
«мистического космизма»
-антропософская
теория немецкого мыслителя
-современное учение
американского философа
Особенности современного
мистицизма:
-включенность их
в совокупный опыт
-его неорелигиозный
характер (считается, что он более реалистичен
и построен на естественно - научном основании
в отличии от традиционной религии); (Более
подробно: Л.З. Немировская. Философия.
Курс лекций. М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу:
Современная западная
философия основываясь на достижениях
философии 20 века разделилась на два крупных
течения:
-продолжателей традиций
рационализма:
неокантианцев, неогегельцев,
неотомистов пытавшихся модернизировать
идеалистический рационализм к современным
условиям.
марксистов, развивающих
рационализм на материалистических
основах.
-иррационалистов - отдающих
предпочтение в познании мира и человека
созерцанию и интуиции и принижающих возможностях
разума.
В недрах этих течений
сложились 3 типа философствования
(направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия