Философия ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Содержание

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философфии.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

Иррационализм. 

Иррационализм - это  философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии) 

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного  прогресса был впервые дан  Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками  тысяч человеческих жертв. Это заставило  многих философов задуматься над  действительными возможностями  разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы. 

Критический переход  новой философии сыграл положительную  роль в развитии философского знания: 

-давалась критическая  оценка рационального познания, определялись его границы, пределы  его возможностей 

-изучалось соотношение  мыслительных качеств человека, а также психологических качеств  (воли, эмоции, чувства и т.д.) 

-«духовный мир»  рассматривался не в его высших  формах, а в понятиях опыта,  практики, в психологических формах  

Новая философия  выдвигает целый ряд смелых и  новых идей конкурирующих со старой «классической » философской  системой: 

Идея изучения жизни  отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни  индивида над исследованием больших  человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); 

Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у  человека есть не только разум и  сознание, но и подсознание. 

Сознание и разум  отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а  объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных  сил - государства, партии, авторитетов. 

Активно проводится идея двух не пересекающихся линий  человеческого знания - научного и  философского, имеющих своим продуктом  «научную истину», «философскую правду». 

Иррационализм проявился  в таких течениях западной философии  как: 

-философия науки 

-экзистенциализм  

-психоанализ З.  Фрейда 

-некоторые варианты  Герменевтики и Феноменологии 

-философский мистицизм 

Первые шаги в  сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 

«Философия жизни» 

-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает  как волю, волю к жизни.  

Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. 

Всякая телесность есть «объективность воли». 

Человек есть проявление воли, его природа и поэтому  не рациональна, а иррациональна. 

Разум вторичен по отношению  к воле. 

Мир есть воля, и воля борется сама с собой. 

Так абсолютный рационализм  был сменен крайним волюнтаризмом. 

-для Фридриха  Ницше (1844 - 1900) в основе всего  находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. 

«воля к власти»  пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). 

воля контролирует мир 

создал прообраз освобожденного человека 

-сверхчеловек с  гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия». 

-продолжили развитие  «философии жизни» 

Анри Бергсон (1859 - 1941) 

Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911) 

Георг Зиммель (1858 - 1918) 

Понятие «жизнь»  рассматривалось ими как целостный  непрерывный поток, как становление  уникального и неповторимого  в природе. А интеллект, разум  ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного. 

Охватить целостность  и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции. 

Т.о. «Философия жизни»: 

-осуществляет прорыв  к более динамичной картине  мира 

-реалистически осознает  ограниченность разума 

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа. 

Заслуга Фрейда состоит  в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека. 

Человек - это биосоциальное  существо, личность психика которого состоит их 3-х структур: 

-с помощью сознания  человек формирует своё собственное  «Я» (эго); 

-«оно» (ид) - бессознательная  часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором  скрыты движения души, инстинкты  человека, (воздействует на «Я»); 

- «Сверх - Я» (супер  - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо». 

Для того чтобы реализовать  своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в  творчество, искусство, религию, в историю.  

Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX. 

-перенося принципы  действия психических механизмов  на общество в целом, Фрейд  дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. 

В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и  мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. 

Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность. 

-Юнг дополняет  индивидуальное бессознательное  коллективным бессознательным, опытам  человечества заключенным в архетипах. 

-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 

Феноменология - философское  течение, главным направлением которого является: 

-стремление освободить  философское сознание от натурфилософских  установок; 

-достигнуть в  области философского анализа  рефлексии сознания о своих  актах и о данном в них  содержании; 

-выявить предельные  параметры познания, изначальные  основы познавательной деятельности. 

Основатель современной  феноменологии немецкий философ  Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). 

До него феноменология  понималась в качестве описательного  исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего  явления, постигаемое в чувственном  опыте. 

Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов. 

Феноменология ориентирует  познание на: непосредственный опыт сознания; 

- созерцание феноменов  как очевидных данностей. 

Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»). 

Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически. 

Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике. 

Герменевтика - способ философствования, главным центром  которого является истолкование, понимание  текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках). 

Герменевтика - это  учение о понимании, о научном  постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание  смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет  некоторый смысл. 

Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства  и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. 

-основоположником  «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций. 

-У Вильгельма  Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей. 

-В 20 веке Герменевтика  оформляется в одну из основных  методологических процедур философии: 

в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение. 

у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание. 

Философский мистицизм 20 века. 

Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения). 

К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся: 

-теософская концепция  «мистического космизма» русской  писательницы и философа Елены  Петровны Блаватской (1831 - 1891) 

-антропософская  теория немецкого мыслителя Рудольфа  Штайнера (1861 - 1925) 

-современное учение  американского философа Карлоса  Кастанеды (1925 г.) 

Особенности современного мистицизма: 

-включенность их  в совокупный опыт человечества, тесная связь с философскими  учениями Востока, Запада, Азии, обращенность  к глубокой древности; 

-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.) 

Выводы по 1-му вопросу: 

Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения: 

-продолжателей традиций  рационализма: 

неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям. 

марксистов, развивающих  рационализм на материалистических основах. 

-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума. 

В недрах этих течений  сложились 3 типа философствования   (направления):  

-позитивизм 

-экзистенциализм 

-религиозная философия 

Информация о работе Философия ХХ века