Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат
"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
8. Гуманистичность философии марксизма.
В центре философских проблем стоит человек.
В "Экономически- философских рукописях" 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гуманизмом.
Воплощение реального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности. Рассмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной сущности - творца.
9. Философские основы учения о войне, мире и армии.
К войне и миру Маркс и Энгельс подходили как к сложным социальным явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф. Энгельс писал в "Анти - Дюринге": "Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот". Рассматривая соотношения войны и мира, они показали, что война является спутником эксплуататорского общества, а в обществе, свободном от эксплуатации, главным принципом будет ... мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин - труд.
При определении социального характера войн Маркс и Энгельс всегда стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические войны и указывали пути ликвидации войн - устранение всякой эксплуатации.
Классики марксизма также глубоко выясняли социальную природу и назначение армии, её функции в различных общественных системах и т.д.
Таковы основные положения, которые Маркс и Энгельс внесли в философию, подняв её на качественно новый уровень.
Сущность философии
марксизма - соединение материализма и
диалектики, подход к любым процессам
с диалектико-
Направления защищавшие и развивавшие "Классическую философию".
Подвергнутая критическому
переосмыслению в марксизме классическая
философия нашла своих
1) Неокантианцы.
Под лозунгом "Назад к Канту" родилось "неокантианство" (60-е гг.19 века).
Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы.
Оно представлено двумя
философскими школами:
а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).
Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.
б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)).
Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.
Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.
2) Неогегельянство
- идеалистическое направление,
Представители:
-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)
-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли
-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)
Главные направления:
1. Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий
2. Стремление совместить
гегелевскую диалектику с
3. Использование
гегелевского метода для
4. Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма
5. Вытаскивают на
свет самые реакционные идеи
Гегеля об обществе, оправдывая
политику имперского
3)Неотомизм:
Стремление сохранить классические корни философии провозгласила религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана.
Иррационализм.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии)
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
-давалась критическая
оценка рационального познания,
определялись его границы,
-изучалось соотношение
мыслительных качеств человека,
а также психологических
-"духовный мир"
рассматривался не в его
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой "классической " философской системой:
1. Идея изучения
жизни отдельного человека и
важности её анализа, примата
изучения жизни индивида над
исследованием больших
2. Движение от
идеи свободного и разумного
человека, способного переделать
природу, общество и себя
3. Сознание и разум
отдельного человека и (что
важнее) общественное сознание не
понимаются как независимая
4. Активно проводится
идея двух не пересекающихся
линий человеческого знания - научного
и философского, имеющих своим
продуктом "научную истину",
"философскую правду".
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
-философия науки
-экзистенциализм
-психоанализ З. Фрейда
-некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии
-философский мистицизм
Первые шаги в
сторону от рационализма к иррационализму
были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром,
Ницше.
1. "Философия жизни"
-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни.
* Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля.
* Всякая телесность есть "объективность воли".
* Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна.
* Разум вторичен по отношению к воле.
* Мир есть воля, и воля борется сама с собой.
Так абсолютный рационализм
был сменен крайним волюнтаризмом.
-для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.
* "воля к власти"
пронизывает всё: вселенную,
* воля контролирует мир
* создал прообраз освобожденного человека
-сверхчеловек с
гипертрофированной волей к
-продолжили развитие "философии жизни"
* Анри Бергсон (1859 - 1941)
* Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)
* Георг Зиммель (1858
- 1918)
Понятие "жизнь"
рассматривалось ими как
Охватить целостность
и уникальность может лишь духовное
видение мира в форме интуиции.
Т.о. "Философия жизни":
-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира
-реалистически осознает ограниченность разума
2. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.
Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:
-с помощью сознания
человек формирует своё
-"оно" (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на "Я");
- "Сверх - Я" (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на "Я"). "Я" находиться в тисках "оно" и "сверх - Я", запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином "либидо".
Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека "либидо" превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю.
Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.
-перенося принципы
действия психических
В целом учение З.
Фрейда носит иррациональный характер,
хотя сам он себя продолжателем традиций
рационализма, ибо стремился научно
объяснить поведение людей и
мотивы действий отдельного человека,
заботясь именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.
-Юнг дополняет
индивидуальное
-Райх создаёт фрейдомарксизм,
психоаналитическая проблематика приобретает
экономическую окраску.
3. Феноменология
- философское течение, главным
направлением которого
-стремление освободить
философское сознание от
-достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;
-выявить предельные
параметры познания, изначальные
основы познавательной
Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).
До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте.
Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания;
- созерцание феноменов как очевидных данностей.
Посредством редукции (переход от феноменов к структурам "чистого сознания").
Гуссерль последовательно "выносит за скобки" все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет "чистой" и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.
Дальнейшее своё
развитие идеи феноменологии получили
в экзистенцианализме и герменевтике.