Философия ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Содержание

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философфии.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

8. Гуманистичность философии марксизма.

В центре философских  проблем стоит человек.

В "Экономически- философских рукописях" 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гуманизмом.

Воплощение реального  гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил  человека на этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности. Рассмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной  сущности - творца.

9. Философские основы  учения о войне, мире и армии.

К войне и миру Маркс и Энгельс подходили  как к сложным социальным явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф. Энгельс  писал в "Анти - Дюринге": "Ничто  так не зависит от экономических  условий, как именно армия и флот". Рассматривая соотношения войны  и мира, они показали, что война  является спутником эксплуататорского  общества, а в обществе, свободном  от эксплуатации, главным принципом  будет ... мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин - труд.

При определении  социального характера войн Маркс  и Энгельс всегда стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические войны и указывали  пути ликвидации войн - устранение всякой эксплуатации.

Классики марксизма  также глубоко выясняли социальную природу и назначение армии, её функции  в различных общественных системах и т.д.

Таковы основные положения, которые Маркс и Энгельс  внесли в философию, подняв её на качественно  новый уровень.

Сущность философии  марксизма - соединение материализма и  диалектики, подход к любым процессам  с диалектико-материалистических позиций. Идеи Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль 20 столетия, на социологию знания и  практику.

Направления защищавшие и развивавшие "Классическую философию".

Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, неотомистов.

1) Неокантианцы.

Под лозунгом "Назад  к Канту" родилось "неокантианство" (60-е гг.19 века).

Проблема познания у них стала основной. Ограничивая  познание сферой опыта, они фундаментом  его считали врожденные образцы.

Оно представлено двумя  философскими школами: 

а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).

Они считали, что  познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан  самим человеком, т.е. в отличие  от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.

б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)).

Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию  как всеобщую науку о ценностях.

Культура, история  общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, поэтому  социальные науки не имеют дела с  закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных  историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.

2) Неогегельянство  - идеалистическое направление, основанное  на обновлении интерпретаций  философии Гегеля.

Представители:

-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)

-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли

-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)

Главные направления:

1. Попытки истолковать  диалектику в духе примирения  противоречий

2. Стремление совместить  гегелевскую диалектику с религиозным  мировоззрением

3. Использование  гегелевского метода для преодоления  позитивизма

4. Истолкование гегелевской  диалектики как релятивизма

5. Вытаскивают на  свет самые реакционные идеи  Гегеля об обществе, оправдывая  политику имперского государства.

3)Неотомизм: 

Стремление сохранить  классические корни философии провозгласила  религиозная философия, возникшая  как течение в 70-х гг. 19 века и  получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана.

Иррационализм.

Иррационализм - это  философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии)

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного  прогресса был впервые дан  Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками  тысяч человеческих жертв. Это заставило  многих философов задуматься над  действительными возможностями  разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход  новой философии сыграл положительную  роль в развитии философского знания:

-давалась критическая  оценка рационального познания, определялись его границы, пределы  его возможностей

-изучалось соотношение  мыслительных качеств человека, а также психологических качеств  (воли, эмоции, чувства и т.д.)

-"духовный мир"  рассматривался не в его высших  формах, а в понятиях опыта,  практики, в психологических формах 

Новая философия  выдвигает целый ряд смелых и  новых идей конкурирующих со старой "классической " философской системой:

1. Идея изучения  жизни отдельного человека и  важности её анализа, примата  изучения жизни индивида над  исследованием больших человеческих  общностей (классов, народов, наций,  этносов);

2. Движение от  идеи свободного и разумного  человека, способного переделать  природу, общество и себя лично,  к человеку, жестко детерминированному  экономикой, политикой, религией  и пр. Выяснилось, что у человека  есть не только разум и сознание, но и подсознание.

3. Сознание и разум  отдельного человека и (что  важнее) общественное сознание не  понимаются как независимая структура,  а объявляется, что они подвержены  манипуляции со стороны различных  сил - государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится  идея двух не пересекающихся  линий человеческого знания - научного  и философского, имеющих своим  продуктом "научную истину", "философскую правду". 

Иррационализм проявился  в таких течениях западной философии  как:

-философия науки

-экзистенциализм 

-психоанализ З.  Фрейда

-некоторые варианты  Герменевтики и Феноменологии

-философский мистицизм

Первые шаги в  сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 

1. "Философия жизни"

-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает  как волю, волю к жизни. 

* Воля понимается  как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля.

* Всякая телесность  есть "объективность воли".

* Человек есть  проявление воли, его природа  и поэтому не рациональна, а  иррациональна.

* Разум вторичен  по отношению к воле.

* Мир есть воля, и воля борется сама с собой.

Так абсолютный рационализм  был сменен крайним волюнтаризмом. 

-для Фридриха  Ницше (1844 - 1900) в основе всего  находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.

* "воля к власти" пронизывает всё: вселенную, природу,  общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся "центров" сил).

* воля контролирует  мир

* создал прообраз  освобожденного человека

-сверхчеловек с  гипертрофированной волей к власти - "белокурая бестия". 

-продолжили развитие "философии жизни"

* Анри Бергсон  (1859 - 1941)

* Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911)

* Георг Зиммель (1858 - 1918) 

Понятие "жизнь" рассматривалось ими как целостный  непрерывный поток, как становление  уникального и неповторимого  в природе. А интеллект, разум  ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного.

Охватить целостность  и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции. 

Т.о. "Философия жизни":

-осуществляет прорыв  к более динамичной картине  мира

-реалистически осознает  ограниченность разума

2. Психоанализ Зигмунда  Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,  возводящая психоанализ в ранг  философико - антропологического принципа.

Заслуга Фрейда состоит  в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.

Человек - это биосоциальное  существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:

-с помощью сознания  человек формирует своё собственное  "Я" (эго);

-"оно" (ид) - бессознательная  часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором  скрыты движения души, инстинкты  человека, (воздействует на "Я");

- "Сверх - Я" (супер - эго) - культурные запреты  общества (воздействующие на "Я"). "Я" находиться в тисках "оно" и "сверх - Я", запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином "либидо".

Для того чтобы реализовать  своё стремление к удовольствию человека "либидо" превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в  историю.

Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.

-перенося принципы  действия психических механизмов  на общество в целом, Фрейд  дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии.

В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и  мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. 

Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.

-Юнг дополняет  индивидуальное бессознательное  коллективным бессознательным, опытам  человечества заключенным в архетипах.

-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 

3. Феноменология  - философское течение, главным  направлением которого является:

-стремление освободить  философское сознание от натурфилософских  установок;

-достигнуть в  области философского анализа  рефлексии сознания о своих  актах и о данном в них  содержании;

-выявить предельные  параметры познания, изначальные  основы познавательной деятельности.

Основатель современной  феноменологии немецкий философ  Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).

До него феноменология  понималась в качестве описательного  исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего  явления, постигаемое в чувственном  опыте.

Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

Феноменология ориентирует  познание на: непосредственный опыт сознания;

- созерцание феноменов  как очевидных данностей.

Посредством редукции (переход от феноменов к структурам "чистого сознания").

Гуссерль последовательно "выносит за скобки" все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет "чистой" и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.

Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике. 

Информация о работе Философия ХХ века