Философия ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Содержание

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философфии.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

Введение.

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной  философской мысли.

2. Основные направления  современной западной философии:  позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.

Заключение.

Культура XIX и XX веков  и её отражение в Западной философской  мысли.

"Всякая философия  - духовная квинтэссенция своей  эпохи" - К. Маркс.

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает  философия) в форме основополагающих принципов и идей.

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней  представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и  совершенно новые течения.

Противоборство и  взаимодействие разнообразных философских  учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Особенностями классической философии XIX века является:

-вера (культ) в  разум (под которым понималась  не только мыслительная деятельность  человека, но и внутренняя разумность  природы, истории)

-вера в рациональное  познание, в науку и прогресс

-вера в человека  и его неограниченные возможности  ("Знание - сила").

-убеждение в том,  что в человеке всё может  быть познано, признаны и познаны  общечеловеческие идеалы и принципы. 

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом "не делали погоды".

С середины 19 века в  обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом  капитализма в его новую фазу "империализм".

Особенно остро  эти изменения происходят в первой половине XX века:

1) Наука: XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.

* Специальная и  общая теория относительности  А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

* Создана квантовая  механика и ядерная физика

* В биологии выяснен  механизм наследственности

* Усиливается связь  науки и техники:

-создаются летательные  аппараты, автомобили, создается кино.

-радиосвязь и  телевидение связало весь земной  шар

-в начале 40-х создано ядерное оружие

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

* Огромные шаги  сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

* Мировые кризисы  и непрекращающиеся войны за  передел мира вылились в 2-е  мировые войны с применением  новейших видов вооружения (химическое, ядерное)

* Внутренние социальные  противоречия в отдельных странах  привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело  к их внешнему выражению: советский  социализм противостоял миру  капитализма.

* В некоторых странах  сформировался наиболее реакционный  политический режим - фашизм, приведший  человечество ко 2-ой мировой войне,  после которой всё человечество  разделилось на два лагеря: мир  социализма и мир капитализма.

Все эти изменения  не могли не найти своего отражения  в философских концепциях. Всё  определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.

И, прежде всего это  новое проявляется в отношении  к рационализму:

1) Культ разума  стал критически оцениваться  уже Шопенгауэром и Ницше, которые  в основание жизни ставили  не разум, а волю.

2) В концепциях  Бергсона рациональному познанию  противопоставлялась интуиция, как  способ постижения мира.

3) Полностью отбрасывает  разум эмпириокритицизм, сводя понятия  (плод разума) к комплексам ощущений.

4) Прагматизм объявляет  истинным любое положение (пусть  неразумное), которое полезно для  человека в данной ситуации  и представляет для него ценность.

Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:

-с одной стороны  - стремление придать новую жизнь  классике

-с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию.

Марксистская  философия.

Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей  итог 2,5 - тысячелетнего развития философской  мысли, явился марксизм.

Создателями диалектического  и исторического материализма были:

-Карл Маркс (1818 - 1883)

-Фридрих Энгельс  (1820 - 1895)

Учение Марксизма  означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую  форму материализма.

Возникнув в 40 - х  гг. 19 века, марксизм явился теоретическим  выражением кризиса классического  капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения  марксизма). 

Теоретическими источниками  марксизма явились:

-Немецкая классическая  философия

-Английская политическая  экономия

Французский утопический  социализм 

Естественно - научными предпосылками явился целый ряд  открытий:

открытие клеточного строения всего живого мира

-учение Ч. Дарвина  о происхождении и развитии  животных и растительных видов

-открытие закона  сохранения и превращения энергии. 

Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход  исторических событий, участвуя в революционной  борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через  исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий

-так и для создания  нового, более развитого учения, являющегося обобщением опыта  всей общественно- исторической практики.

Новизна философских идей марксизма.

1. Центральной идеей  (философским откровением) стала  идея материалистического понимания  истории. В целом развитие общества - есть естественноисторический  процесс, где общественное бытие  определяет общественное сознание.

Вся история человечества разделена ими на две крупные  эпохи:

1-ая - "предыстория"  или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая,  феодальная, буржуазная формации), где  человек был несвободен.

2-ая - "подлинная"  история человечества (где человек  будет истинно свободен) и она  будет твориться людьми сознательно.

2. Материалистическое  учение о практике.

Все домарксовые  философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в  человеческой деятельности духовное начало. Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским  ценностям.

Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой  жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений.

Впервые эти мысли  о роли практики Маркс изложил  в "Тезисах о Фейербахе".

Таким образом, взяв практику за исходное, Маркс распространил материализм на область общественной жизни.

3. Научная теория  идеологии.

Открыв зависимость  сознания людей от практической деятельности, Маркс и Энгельс коренным образом  переосмыслили значение и роль духовной деятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, не могут служить  источниками и причинами исторических изменений. Всякое мировоззрение, в  том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично понятым людям законам.

Обобщая свои выводы, Маркс и Энгельс создали концепцию  идеологии. Духовное начало, идеология  является искаженным отражением реальности. И это проявляется независимо от классовой ориентации мыслителя. Изменяется жизнь - соответственно изменяются и взгляды людей.

Наиболее полно  данная проблема рассмотрена К. Марксом  и Ф. Энгельсом в "Немецкой идеологии".

4. Учение об общественно- экономических формах.

Анализируя историю, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитие общества зависит от типа материального производства. Каждому  типу материального производства присуща  своя форма, которую Маркс назвал общественно- экономической формацией. Меняется тип материального производства - меняется и формация. В предисловии "К критике политической экономии" Маркс писал: "В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации".

5. Концепция человека - творца истории.

Маркс и Энгельс  пришли к выводу, что историю общества делают сами люди в ходе своей повседневной жизни. Живя в обществе, человек вступает в многочисленные контакты с другими. В результате этого создаются  общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения, создают новые, и одновременно меняются сами. 

6. Открытие материалистической  основы диалектики.

Величайший диалектик, Гегель рассматривал диалектику как  сферу разума, независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано, приведено в порядок большинство  приемов, законов диалектического  мышления. Этому была посвящена его  книга "Наука логики", представляющая собой своеобразный учебник по технологии диалектического мышления.

Маркс, исследуя эффективности  диалектической методологии, обратил  внимание на то, что главные, фундаментальные  зависимости и отношения, проанализированные Гегелем, присутствуют и в реальных процессах природы общества. Более  того, эти зависимости открывают  в реальной жизни ученые, никогда  не бывавшие гегельянцами. Вывод был  сделан Марксом в четкой теоретической  форме: "Мой диалектический метод  по своей основе не только отличен  от гегельского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"

7. Движущие силы  общественного развития.

Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием  крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение  частной собственности - путь к освобождению.

Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение  других групп общества. Поэтому Маркс  оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия  может осуществить свое призвание "Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие..." ("К критике Гегелевской философии права. Введение").

Информация о работе Философия ХХ века