Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат
"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
4. Герменевтика - способ
философствования, главным центром
которого является
Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.
Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до "свободной" герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.
-основоположником "свободной" Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу "вживания" в текст, дабы понять его смысл "лучше, чем сам его автор", т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод "герменевтического круга", т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и "понимание" общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.
-В 20 веке Герменевтика
оформляется в одну из
* в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение.
* у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
5. Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения).
К числу наиболее
влиятельных концепций
-теософская концепция "мистического космизма" русской писательницы и философа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)
-антропософская
теория немецкого мыслителя
-современное учение
американского философа
Особенности современного мистицизма:
-включенность их
в совокупный опыт
-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу:
1) Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения:
-продолжателей традиций рационализма:
* неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям.
* марксистов, развивающих
рационализм на
-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.
2) В недрах этих течений сложились 3 типа философствования (направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философияВыводы
Современные философские
течения на Западе отражают новые
реальности бытия и в особенности
- радикальную смену мира человека,
его переживаний, мировоззрения, мироощущения,
его отношения к природе, к
состоянию общества, производства (не
только материального, но и духовного).
В настоящее время
продолжают жить и развиваться научный
материализм, историзм, гуманистическая
антропология (экзистенциализм), аналитическая
философия (позитивизм), диалектика.
Эти философские
направления разрабатывают
Составной частью многих
философских течений Запада является
новый гуманизм, который в условиях
глобальной кризисной ситуации выступает
как главное условие
Изучение философских
течений западной философии, вооружает
офицерские кадры современным мышлением,
расширяет их кругозор, формирует
мировоззрение.
Многие положения
западной философии имеют практическую
значимость в процессе познания окружающего
мира, которые необходимо знать и
использовать в своей деятельности.
Литература:
1.Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.
2.А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998.
3.В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.
4.Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.
5.Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28.
6.История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10.
7.В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 - 40.
8.Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7. Введение.
Продолжая рассмотрение
истории философии, сегодняшняя
лекция заканчивает 1-й раздел нашего
курса «Философия», но это не означает,
что мы больше не будем затрагивать
историю философии. Во всех последующих
разделах и темах курса мы постоянно
будем обращаться к творческому
наследию великих философов прошлого
и современности.
Сегодня мы рассмотрим
современную западную философию, которая
отличается от «классического» этапа
своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения
данной темы обусловлена рядом моментов:
Слабое знание нами
западной философии, т.к. длительное время
Западная философия XX века рассматривалась
только в негативном свете.
большое разнообразие
школ, направлений и концепций
в Западной философии, отсутствие их
строгой научной классификации
создает трудность для её понимания
и усвоения.
Современная западная
философия оказывает
Многие философские
направления имеют практическую
значимость, поэтому овладение ими
поможет будущему офицеру ориентироваться
в сегодняшней жизни.
Отсюда:
Задача лекции - проанализировать
развитие Западной философии, её влияние
на развитие науки и социальной мысли
в современном обществе.
I Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
«Всякая философия -
духовная квинтэссенция своей эпохи»
- К. Маркс.
Образ эпохи схватывается
совокупной мыслью (которой и выступает
философия) в форме основополагающих
принципов и идей.
Философия XX века включает
в себя огромное многообразие направлений,
течений, школ и концепций. В ней
представлены течения, как продолжающие
традиции классической философии (неогегельянство,
неокантианство, неотомизм) так и
совершенно новые течения.
Противоборство и
взаимодействие разнообразных философских
учений составляет богатое содержание
духовной мысли XX века.
Одной из стержневых
проблем, вокруг которой происходит
развитие философской мысли в XX веке является
отношение к классической философии.
Особенностями классической
философии XIX века является:
-вера (культ) в
разум (под которым понималась
не только мыслительная
-вера в рациональное
познание, в науку и прогресс
-вера в человека
и его неограниченные
-убеждение в том,
что в человеке всё может
быть познано, признаны и
А идейные течения
(агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие
рационализму в целом «не делали
погоды».
С середины 19 века в
обществе происходят социально- политические
изменения, связанные с переходом
капитализма в его новую фазу
«империализм».
Особенно остро
эти изменения происходят в первой
половине XX века:
Наука:
XX век ознаменовался
огромным ростом влияния науки
и её роли во всех сферах
человеческой жизни.
Специальная и общая
теория относительности А. Эйнштейна
перевернула ньютоновские представления
о пространстве, времени и движении.
Создана квантовая
механика и ядерная физика
В биологии выяснен
механизм наследственности
Усиливается связь
науки и техники:
-создаются летательные
аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и
телевидение связало весь
-в начале 40-х создано
ядерное оружие
-развивается ракетостроение,
начинается освоение космоса
Огромные шаги сделаны
в области медицины (пиницилин и
антибиотики победили многие болезни).
Возросли уровень и жизнь человека.
Этими научно- техническими
изменениями характеризуется
Общество:
Мировые кризисы
и непрекращающиеся войны за передел
мира вылились в 2-е мировые войны
с применением новейших видов
вооружения (химическое, ядерное)
Внутренние социальные
противоречия в отдельных странах
привели к ряду революций (Россия,
Германия, Китай и др.), что привело
к их внешнему выражению: советский
социализм противостоял миру капитализма.
В некоторых странах
сформировался наиболее реакционный
политический режим - фашизм, приведший
человечество ко 2-ой мировой войне,
после которой всё человечество
разделилось на два лагеря: мир
социализма и мир капитализма.
Все эти изменения
не могли не найти своего отражения
в философских концепциях. Всё
определеннее сказывается потребность
в новых неклассических типах философствования.
И, прежде всего это
новое проявляется в отношении
к рационализму:
Культ разума стал критически
оцениваться уже Шопенгауэром и
Ницше, которые в основание жизни
ставили не разум, а волю.
В концепциях Бергсона
рациональному познанию противопоставлялась
интуиция, как способ постижения мира.
Полностью отбрасывает
разум эмпириокритицизм, сводя понятия
(плод разума) к комплексам ощущений.
Прагматизм объявляет
истинным любое положение (пусть
неразумное), которое полезно для
человека в данной ситуации и представляет
для него ценность.
Т.о. на место рационального
(пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля)
познания, ставились абсолютно неразумные
элементы человеческой психики (воля,
инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии
19 века с философией 20 века носила двойственный
характер:
-с одной стороны
- стремление придать новую