Философия ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

"Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи" - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Содержание

1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Философфии.docx

— 70.64 Кб (Скачать)

4. Герменевтика - способ  философствования, главным центром  которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).

Герменевтика - это  учение о понимании, о научном  постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание  смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет  некоторый смысл.

Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства  и теории истолкования текстов до "свободной" герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

-основоположником "свободной"  Герменевтики в 19 веке стал  Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу "вживания" в текст, дабы понять его смысл "лучше, чем сам его автор", т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод "герменевтического круга", т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.

-У Вильгельма  Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и "понимание" общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.

-В 20 веке Герменевтика  оформляется в одну из основных  методологических процедур философии:

* в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение.

* у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.

5. Философский мистицизм  20 века.

Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения).

К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:

-теософская концепция  "мистического космизма" русской  писательницы и философа Елены  Петровны Блаватской (1831 - 1891)

-антропософская  теория немецкого мыслителя Рудольфа  Штайнера (1861 - 1925)

-современное учение  американского философа Карлоса  Кастанеды (1925 г.)

Особенности современного мистицизма:

-включенность их  в совокупный опыт человечества, тесная связь с философскими  учениями Востока, Запада, Азии, обращенность  к глубокой древности;

-его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.)

Выводы по 1-му вопросу:

1) Современная западная  философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения:

-продолжателей традиций  рационализма:

* неокантианцев,  неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеалистический рационализм к современным условиям.

* марксистов, развивающих  рационализм на материалистических  основах.

-иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию и интуиции и принижающих возможностях разума.

2) В недрах этих  течений сложились 3 типа философствования (направления):

-позитивизм

-экзистенциализм

-религиозная философияВыводы

Современные философские  течения на Западе отражают новые  реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к  состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного). 

В настоящее время  продолжают жить и развиваться научный  материализм, историзм, гуманистическая  антропология (экзистенциализм), аналитическая  философия (позитивизм), диалектика. 

Эти философские  направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания  истинно философского характера. 

Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает  как главное условие становления  всей системы общественных отношений. 

Изучение философских  течений западной философии, вооружает  офицерские кадры современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует  мировоззрение. 

Многие положения  западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего  мира, которые необходимо знать и  использовать в своей деятельности. 

Литература:

1.Введение в философию.  В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.

2.А.Ф. Зотов, Б.К.  Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998.

3.В.А. Канке. Философия.  М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.

4.Основы философии.  Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.

5.Философия. Курс  лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28.

6.История философии.  Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10.

7.В.Г. Горбачев. Основы  философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 - 40.

8.Философия. Учебное  пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7. Введение.

Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя  лекция заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будем затрагивать  историю философии. Во всех последующих  разделах и темах курса мы постоянно  будем обращаться к творческому  наследию великих философов прошлого и современности. 

Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая  отличается от «классического» этапа  своего развития рядом особенностей.  

Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: 

Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время  Западная философия XX века рассматривалась  только в негативном свете. 

большое разнообразие школ, направлений и концепций  в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации  создает трудность для её понимания  и усвоения. 

Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху. 

Многие философские  направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими  поможет будущему офицеру ориентироваться  в сегодняшней жизни. 

Отсюда: 

Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её влияние  на развитие науки и социальной мысли  в современном обществе. 

I Культура XIX  и  XX веков и её отражение в  Западной философской мысли.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. 

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает  философия) в форме основополагающих принципов и идей. 

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней  представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и  совершенно новые течения. 

Противоборство и  взаимодействие разнообразных философских  учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века. 

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии. 

Особенностями классической философии XIX века является: 

-вера (культ) в  разум (под которым понималась  не только мыслительная деятельность  человека, но и внутренняя разумность  природы, истории) 

-вера в рациональное  познание, в науку и прогресс 

-вера в человека  и его неограниченные возможности  («Знание - сила»). 

-убеждение в том,  что в человеке всё может  быть познано, признаны и познаны  общечеловеческие идеалы и принципы 

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды». 

С середины 19 века в  обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом  капитализма в его новую фазу «империализм». 

Особенно остро  эти изменения происходят в первой половине XX века: 

Наука: 
 

XX век ознаменовался  огромным ростом влияния науки  и её роли во всех сферах  человеческой жизни. 

Специальная и общая  теория относительности А. Эйнштейна  перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении. 

Создана квантовая  механика и ядерная физика 

В биологии выяснен  механизм наследственности 

Усиливается связь  науки и техники: 

-создаются летательные  аппараты, автомобили, создается кино. 

-радиосвязь и  телевидение связало весь земной  шар 

-в начале 40-х создано ядерное оружие 

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса 

Огромные шаги сделаны  в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека. 

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века. 

Общество: 

Мировые кризисы  и непрекращающиеся войны за передел  мира вылились в 2-е мировые войны  с применением новейших видов  вооружения (химическое, ядерное) 

Внутренние социальные противоречия в отдельных странах  привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело  к их внешнему выражению: советский  социализм противостоял миру капитализма. 

В некоторых странах  сформировался наиболее реакционный  политический режим - фашизм, приведший  человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир  социализма и мир капитализма. 

Все эти изменения  не могли не найти своего отражения  в философских концепциях. Всё  определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования. 

И, прежде всего это  новое проявляется в отношении  к рационализму: 

Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и  Ницше, которые в основание жизни  ставили не разум, а волю. 

В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась  интуиция, как способ постижения мира. 

Полностью отбрасывает  разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений. 

Прагматизм объявляет  истинным любое положение (пусть  неразумное), которое полезно для  человека в данной ситуации и представляет для него ценность. 

Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения). 

Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер: 

-с одной стороны  - стремление придать новую жизнь  классике 

Информация о работе Философия ХХ века