Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:46, реферат
Греки прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками.
Введение…………...………………………………………………………………3
1.Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки….……..6
2.Этапы развития и проблемы античной философии………………………..…9
3.Школы античной философии…………………………………………………12
Вывод……………………………………………………….…………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Содержание
Введение…………...………………………………………
1.Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки….……..6
2.Этапы развития и проблемы античной философии………………………..…9
3.Школы
античной философии………………………………
Вывод……………………………………………………….………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую
Греки
прочертили весь круг философских проблем
и вопросов и наметили пути их решения.
Последующие народы и эпохи развивали
дальше, обогащали и продолжали те
первоначальные положения и идеи,
которые были сформулированы греками.
Немецкий ученый Ф. Энгельс в книге
“Диалектика природы” говорит, что
“… в многообразных формах греческой
философии уже имеются в
Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложнейших вопросах мироздания необычайно просто, но в то же время точно, ясно и выразительно. Философия для них, как правило, не была родом деятельности, или профессиональным занятием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании (эллины – греки, Эллада – Греция в переводе с греческого). Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, то есть образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще. Поэтому изучающим философию следует начинать с эллинской мысли и глубоко с ней знакомиться, потому что именно греческая любовь к мудрости позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику, непередаваемую внутреннюю сущность, вполне понять, что она такое.
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя.
Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н.э., очень часто воспринимается человеческим сознанием как нечто прекрасное, единожды появившееся на земле и с тех пор более недостижимое.
Греческая
философия была одной из сторон “земного
рая человечества” и прошла в
своем развитии три этапа. Первый
– архаический, то есть древнейший,
охватывает время примерно с VII по V
вв. до н.э. Второй – классический, датируется
V-IV вв. до н.э. и последний – эллинистический,
начавшийся с похода эллинов на Восток,
то есть с завоевания (эллинизации) Востока
охватывает период с III по II вв. до н.э. Первый
период чаще называется досократическим,
то есть бывшим до появления в греческой
философии Сократа, а архаических философов
часто называют досократиками. В составе
имени любого греческого философа два
слова: первое – его собственная имя, а
второе происходит от названия города,
в котором он родился. Например, имя Фалес
Милетский означает, что этот мыслитель
был из города Милет. Под словом “школа”
в истории греческой философии понимается
не учебное заведение, а группа мыслителей,
объединенная сходными идеями или мыслями,
образующими в философии определенное
течение или направление.
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.
В
античной Греции философия формируется
в тот период, когда смысл человеческой
жизни, ее привычный строй и порядок
оказываются под угрозой, когда
прежние традиционно-
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин: экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э., расширение географических горизонт греков, расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований.
В
Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное
разложение традиционного типа социальности,
предполагавшего более или
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI вв. до н. э.,вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель.
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э., создававших стихотворные афоризмы.
Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: его поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии.
К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно отнести и общественную религию, орфические мистерии. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».
Публичная
религия представлена поэмами Гомера
и Гесиода. Боги этой религии –
персонифицированные явления
Древнегреческая философия от начала и до конца своего развития оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.
Греческие философы принадлежали по преимуществу к рабовладельческому классу. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.). Древнегреческая философия возникла в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Начиная с III в. до н.э., математика и медицина обособляются в специальные области исследования. Древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных2.
Характерная
особенность древнегреческой
Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.
V
в. до н.э. был временем
О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это Чанышев А.Н., Смирнов И.Н., Титов В.Ф., Асмус В.Ф., Богомолов А.С. Смирнов И.Н. отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: 1) от Фалеса до Аристотеля; 2)греческую философию в римском мире; 3) неоплатоновскую философию.
История
греческой философии
Второй
период греческой философии (V-VI в. до
н.э.) начинается постановкой антропологических
проблем. Данный период представлен
софистами, Сократом и сократиками.
В своей философской
Третий
период античной философии – век
эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики).
Он включает в себя период раннего эллинизма
(III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма
(I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма
характеризовалась индивидуализмом, обусловленным
освобождением человеческой личности
от политической, экономической и моральной
зависимости от полиса. Главным предметом
философского исследования становится
субъективный мир личности. В период позднего
эллинизма были доведены до логического
завершения основные тенденции развития
античной философской мысли. Произошел
как бы возврат к идеям классики, к ее философским
учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм),
но возврат, обогащенный знанием субъективного
мира личности. Взаимодействие с восточными
культурами привело философскую мысль
к отходу от рационализма и обращению
к мистицизму. Философия позднего эллинизма
пошла по пути религиозного постижения
мира.