Философия Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Греки прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………3
1.Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки….……..6
2.Этапы развития и проблемы античной философии………………………..…9
3.Школы античной философии…………………………………………………12
Вывод……………………………………………………….…………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 60.56 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………...………………………………………………………………3

1.Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки….……..6

2.Этапы  развития и проблемы античной  философии………………………..…9

3.Школы  античной философии…………………………………………………12

Вывод……………………………………………………….…………………….30

Список  использованной литературы…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем  есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она  развивалась, не изолировано – она  черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более  глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Философия в чистом виде появилась у древних греков. 

     Греки прочертили весь круг философских проблем  и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали  дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. Немецкий ученый Ф. Энгельс в книге  “Диалектика природы” говорит, что  “… в многообразных формах греческой  философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти  все позднейшие типы мировоззрений”. Кроме того, философия древних  греков дошла до нас в необыкновенно  ярких и выразительных формах. Она представляет собой нечто  среднее между наукой и искусством, и поэтому ее можно было бы назвать  научной художественностью или  художественной научностью. 

     Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложнейших вопросах мироздания необычайно просто, но в то же время точно, ясно и выразительно. Философия для  них, как правило, не была родом деятельности, или профессиональным занятием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании (эллины – греки, Эллада – Греция в переводе с греческого). Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, то есть образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще. Поэтому изучающим философию следует начинать с эллинской мысли и глубоко с ней знакомиться, потому что именно греческая любовь к мудрости позволяет увидеть и почувствовать сам дух философии, ее специфику, непередаваемую внутреннюю сущность, вполне понять, что она такое.

     Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает  истории философии, в том числе  и античной , тот и не может  по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии  говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более  поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для  нас, чем просто здравый смысл  в суждениях среднего человека.

     Философия  и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. 

     Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н.э., очень часто воспринимается человеческим сознанием как нечто  прекрасное, единожды появившееся на земле и с тех пор более  недостижимое. 

     Греческая философия была одной из сторон “земного рая человечества” и прошла в  своем развитии три этапа. Первый – архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э. Второй – классический, датируется V-IV вв. до н.э. и последний – эллинистический, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока охватывает период с III по II вв. до н.э. Первый период чаще называется досократическим, то есть бывшим до появления в греческой философии Сократа, а архаических философов часто называют досократиками. В составе имени любого греческого философа два слова: первое – его собственная имя, а второе происходит от названия города, в котором он родился. Например, имя Фалес Милетский означает, что этот мыслитель был из города Милет. Под словом “школа” в истории греческой философии понимается не учебное заведение, а группа мыслителей, объединенная сходными идеями или мыслями, образующими в философии определенное течение или направление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Зарождение  древнегреческой  философии: условия  и предпосылки.
 

      Античная  философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с  одной стороны, мифология, а с  другой  – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

      В античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой, когда  прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы.

      Кризис  мифологического сознания был вызван рядом причин: экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э., расширение географических горизонт греков, расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований.

      В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное  разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее  жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся  уклад жизни. Формой знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались1.

      Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI вв. до н. э.,вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель.

      К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего  можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э., создававших стихотворные афоризмы.

      Протофилософское  значение гомеровского эпоса можно  выразить в следующих позициях: его поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии.

      К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно отнести и общественную религию, орфические мистерии. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».

      Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии –  персонифицированные явления природы. Публичная религия натуралистична. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.

      Древнегреческая философия от начала и до конца своего развития оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

      Греческие философы принадлежали по преимуществу к рабовладельческому классу. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Основоположником древнегреческой  философии  считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.),  а его продолжателями  были  Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до н.э.). Древнегреческая философия возникла в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Начиная с III в. до н.э., математика и медицина обособляются в специальные области исследования. Древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных2.

      Характерная особенность древнегреческой философии  состоит в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии.

      Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

      V в.  до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии. В этот период возникают также политические теории и публицистика. 
 
 

  1. Этапы развития и проблемы античной философии.
 

      О периодизации античной философии пишут  многие видные философы, это  Чанышев  А.Н., Смирнов И.Н., Титов В.Ф., Асмус  В.Ф., Богомолов А.С.  Смирнов И.Н. отмечает, что при анализе греческой  философии в ней выделяют три периода: 1) от Фалеса до Аристотеля; 2)греческую философию в римском мире; 3) неоплатоновскую философию.

      История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем  живой индивидуальный образ духовного  развития вообще. Первый период можно  назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Отмечают, что этот период античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе. Появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся в самых общих космических процессах.     Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

      Второй  период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических  проблем. Данный период представлен  софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью  каждому познать самого себя и  тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой  философии и начинается новый  этап, связанный с деятельностью  Платона и Аристотеля. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил вопрос о соотношении духа и материи. О философии Древней Греции можно говорить, только начиная с Платона.

      Третий  период античной философии – век  эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики). Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами привело философскую мысль к отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма пошла по пути религиозного постижения мира. 

Информация о работе Философия Греции