Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить становление государственного управления в Древней Индии.
Задачами исследования являются: рассмотрение древних источников права в Индии и вычленение морально-этических основ государственного управления; анализ норм, закрепленных в этих источниках и регулирующих взаимодействие государственных структур.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Законы Ману: морально-этические основы управления…………………………………………………………………....5
2. АРТХАШАСТРА ИЛИ НАУКА ПОЛИТИКИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ……………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………..…….31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
Законы Ману: морально-этические
основы управления…………………………………
2. АРТХАШАСТРА
ИЛИ НАУКА ПОЛИТИКИ: ОСНОВНЫЕ
ИДЕИ……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………..…….31
ВВЕДЕНИЕ
Древний мир – это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке Индия внесла особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве. При всем своеобразии ее политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления – артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична) эта система отразила общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью тех устоев древнеиндийской цивилизации, которые сложились в то время и в настоящее время оказывают влияние на жизнь уже современной Индии.
Данная тема в мировой практике разработана недостаточно. Предпочтение при анализе данных источников исследователи отдают общей характеристике трактатов, не уделяя внимания непосредственно развитию государственного управления. Рассматривается она в трудах Чуешова В.И., Галагановой С.Г., Лейста О.Э, Ирхина Ю.В., Графского В.Г. и некоторых других.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить становление государственного управления в Древней Индии.
Задачами исследования являются: рассмотрение древних источников права в Индии и вычленение морально-этических основ государственного управления; анализ норм, закрепленных в этих источниках и регулирующих взаимодействие государственных структур.
В
процессе исследования используются общенаучные
и специальные методы, в частности, сравнительно-правовой,
формально-юридический и другие.
1.
Законы Ману: морально-этические
основы управления
Законы Ману – самый известный и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Он представлял собой вполне рациональную и систематизированную совокупность знаний об особенностях государственного управления [1, с. 46].
Законы Ману отличаются целостностью в композиционном отношении, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем, иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим [2, с. 6].
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн [3].
Объем трактата – 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите – шлока). Полное название – Manavadharmacastra (castra – откровение; dharma – разум, идея, закон, право, нравственность, религия и прочее). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия, очевидно, прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману – это памятник сакрального права [3].
Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому сборнику в древности и в средние века [2, с. 6].
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и другие. Среди гарантий исполнения договора – поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества [3].
Законы Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления [3].
В трактате также излагались вопросы судопроизводства. Они были включены не потому, что принадлежали к области религиозной морали – дхармы, а потому, что религиозной обязанностью царя является правильное рассмотрение судебных дел и наложение соответствующих наказаний [4, с. 8].
Почти два тысячелетия Законы Ману просуществовали как действующий свод правил. Он содержит все сведения о дхарме, то есть долге людей разных варн, и относится к жанру дхармасутр или дхармашастр (то есть законоведческой литературы). Здесь правовой материал более систематизирован и компактен, чем в ведийское литературе, а сугубо религиозные и мифологические сюжеты занимают меньшее место. Но содержание Законов Ману значительно шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения и отсылает его к ведам. Там есть рассуждения об этапе жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), а рядом с этим о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет [5].
В
Законах Ману излагались дхармы, то
есть правила добродетельного
Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахман допускался лишь после смерти человека, в его «будущей жизни», как награда за служение богам, терпение и кротость [8, с. 22].
Дхарма является одним из способов поддержания порядка во Вселенной, именуемого Ритой. Этот закон является на практике вместительной и комплексной мононормой, в которой согласуются обязанности и ответственность, правомочие и беспрекословное подчинение. Но, прежде всего, это обязанность для сословных групп: брахманов (священников), кшатриев (правителей и воинов), вайшьев (земледельцев и ремесленников), шудр (сословия слуг) [9, с. 100].
Дхармы
формируются преимущественно
Она требует выполнения долга, как это определено варной и возрастом – стадией жизни (ашрам). Нарушение долга считается социально неприемлемым поступком, следование долгу служит общественной солидарности, как живущего поколения, так и будущих поколений [9, с. 100].
Существует классификация дхарм. Например, Садхаранадхарма указывает на линию поведения человека, на пользу общества в целом. Это в свою очередь приносит пользу самому человеку как части целого. Пурушартха помогает человеку в достижении его целей, которые состоят из дхармы, артхи (пользы), карм (судьба) и мокши (освобождение) [9, с. 100].
И сейчас принцип дхармы, разработанный многовековыми усилиями комментаторов, продолжает влиять на личные отношения индуистов, составляющих восемьдесят процентов населения Индии. Таким образом, даже новое законодательство не свидетельствует о том, что дхарма заменена номосом [10, с. 78].
Эта оригинальная мысль особенно ярко воплощена в концепции кармы (законе Кармы), суть которой состоит в том, что жизнь человека имеет несколько предопределенных и не вполне от него зависящих детерминант: его сегодняшнее состояние и его будущее определяются его сегодняшним поведением и в не меньшей мере – его прошлыми поступками. Закон кармы основывается на вере в переселение душ, включая повторные рождения (аваторы) – и все это при сохраняющейся возможности обрести жизнь вечную в слиянии с божественным макрокосмом. За свои праведные усилия и совершения душа может быть освобождена от бренной телесной оболочки и слита с этим макрокосмом, в противном случае она обречена на бесконечный цикл рождений и смертей, в новых обличиях человека или животных [9, с. 101].
Помимо закона кармы и требований дхармы поведение людей регулируется с помощью насильственных приемов воздействия.
Царь – это персональное воплощение потребности в Наказании, обозначаемом с большой буквы. В некоторых местах сборника царь и наказание метафорически взаимозаменяются [9, с. 102].
Царь являлся главным обеспечением наказания, в том числе в результате совершения ритуала судебного разбирательства и вынесения наказания. Царя либо избирали, либо он считался ставленником богов. Родословная царской власти включает эпизод с преодолением такого догосударственного состояния, которое подчиняется «закону рыб» (когда крупная рыба истребляет мелкую). Это преодоление сопровождается установлением политической власти, одной из целевых задач которой и является защита слабых от произвола и насилия сильных, и эта обязанность входит составной частью в дхарму кшатрия (царя) [9, с. 103].
В помощь царю назначалось 7 – 8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем – всех вместе, и самостоятельно выносил решение [3].
За сословием брахманов были закреплены самые значимые социальные привилегии, так как они являлись знатоками Вед – священного писания индийских религий от древнего брахманизма, многочисленных средневековых толков и до современного индуизма. Брахман – это носитель священного знания, которое включало знание четырех Вед (каждая состояла во времена Каутильи из сборника стихотворных текстов – мантр, ритуальных правил и комментариев к ним, богословских текстов и упанишад – философских комментариев), шести веданг (комментарий авторитетных богословов), великого множества религиозных заклинаний и торжественных стихов [9, с. 99].
Брахманы не только привилегированные хранители священного знания, но и главные его распространители и толкователи. Если кто-либо овладевает знанием Веды без разрешения учителя-наставника (гуру), тот «виновен в краже Веды и низвергается в ад» [11, с. 134].
Законы Ману свидетельствуют о том, что в Индии брахманизм одержал победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественны силам. В консерватизме Закона Ману отразились застойные явления, которые стали характерных для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры [5].
Взаимоотношения брахманов со светскими правителями – один из наиболее разработанных разделов. Царь здесь изображен как умелый военачальник, администратор, судья, который во всех затруднительных случаях обязан советоваться с кем-либо из касты брахманов. В обязанности правителя входят защита прав и привилегий брахманов. Невнимание к последним грозит бедами всей стране. Идеальное государство, или «царство без изъянов», должно включать в себя следующие семь необходимых элементов: государь, советник, город, население, казна, войско, а также союзник царя. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства [8, с. 23]. Характерно, что советник, под которым подразумевается представитель варны брахманов, стоит вторым по счету и по значению элементом идеального царства [9, с. 101].
Информация о работе Философия государственного управления Древней Индии