Философия. Ее происхождение и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:59, лекция

Описание работы

Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

достоверной   реальностью   признают   сознание   сторонники    объективного идеализма.

    Если идеализм  вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность,  единство  между  явлениями  сознания  и  объективным  миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и  психология исходят  в  решении  этой  проблемы  из  двух  кардинальных  принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. 

      Сознание, как идеальная реальность проявляется  через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, котоыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира.

Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет  себя следующим образом:

  • развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;
  • наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме;
  • начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот.
 

Познание. Структура познания: уровни и формы.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

    Познающим субъектом является человек –  существо, наделенное разумом и освоившее  арсенал познавательных средств  накопленных человечеством.

    Общество  в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

    Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

    Объектом  познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

    Адекватное  и идентичное отражение объекта  субъектом называется истиной.

    Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

    Логическое  осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

    Основной  формой познания и критерием истины при познания является практика.

    Практика  – конкретная деятельность людей  по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

    материальное  производство;

    управленческая деятельность;

    научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

    критерием истины;

    основой познания;

    целью познания;

    результатом познания.

    В процессе познания существуют следующие уровни познания: чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

    Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

    Рациональное  познание основано на разуме, его самостоятельной  деятельности.

Близким к рациональному  является интуитивное познание, при  котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Проблема  истины.

В философии  на сегодняшний день можно указать  наличие, по крайней мере, следующие  концепции истин. Все они имеют  как позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая  теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная  концепция рассматривает истину  как соответствие одних знаний  другим.

3. Прагматическая  концепция. Эта концепция, распространенная  в особенности в Америке, говорит,  что истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная  концепция. Истина - это то, что  считает большинство.

5. Экзистенциалистская  концепция. Ярким представителем  этой концепции является Хайдеггер.  Истина есть свобода. Это процесс  с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

6. Неотомистическая  концепция. Говорит о том, что  истина - это божье откровение.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

В идеалистических  системах истина понимается как вечно  неизменное и абсолютное свойство идеальных  объектов ( Платон, Августин), или как  согласие мышления с самим собой ( теория когеренции ), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании  истинности как соответствии мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.

Общая черта  различных концепций истины в  современной западной философии - отрицание  объективности содержания знания. Признание  объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает  относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Истинное  знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

Абсолютная  истина - такое знание, которое полностью  исчерпывает предмет и не может  быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует ходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Критерий  истины находится не в мышлении самом  по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается  в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление  и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений.

Относительная истина – истина, отражающая предмет  не полностью, а в исторически  обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.

Конкретная  истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной  истины нет, истина всегда конкретна.

Со времени  Г. Галилея и Ф. Бекона научное мышление во многом противостояло мышлению мифологическому, унаследовав, однако, одну из имманентных черт – веру в то, что существует внешнее по отношению к человеку, полное и абсолютное знание о мире. Изменились источники и методы поиска Истины, но сама она, amica veritas (в латыни слова «истина» и «вера» одного корня), оставалась священной коровой, которой клялись и попы, и философы, и самые крутые натуралисты. Из двух взглядов на предмет по меньшей мере один полагался непременно ложным.

Правда после И. Канта стало принято различать «абсолютную» и «относительную» истины, заговорили и о том, что знание конкретно, а мир пребывает в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления опять таки оставалось нетронутым, так как субъект с заведомо ограниченным опытом наделялся способностью устанавливать окончательную границу между абсолютно и относительно истинным знанием, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено.

Информация о работе Философия. Ее происхождение и природа