Философия. Ее происхождение и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:59, лекция

Описание работы

Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к  изменению (самоизменению) предмета –  движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом  диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество  – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.

    Количество  – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

    Мера – единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение  качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

    Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

    резко, одномоментно;

    незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были рассмотрены  выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения  качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие  апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания  отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в  старое и отрицается все более  новым.

    Примеры:

    смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

    «эстафета поколений»;

    смена вкусов в культуре, музыке;

    эволюция  рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

    ежедневное  отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

    Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    развитие  – только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    развитие  может быть как восходящим, так  и нисходящим;

    развитие  хаотично, не имеет никакой направленности.

    Практика  показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как  восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

    Примеры:

    организм  человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    исторический  процесс идет по восходящему направлению  развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия  сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

    сущность и явление;

    форма и содержание;

    причина и следствие;

    единичное, особенное, всеобщее;

    возможность и действительность;

    необходимость и случайность. 
 

    Движение  как способ существования  материи. Основные формы движения материи.

Движение – неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

    механическое  движение;

    физическое  движение;

    химическое  движение;

    биологическое движение;

    социальное  движение.

Движение  материи:

возникает из самой  материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

    всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);

    постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

    Движение  также может быть:

    количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

    качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

    Количественное  движение (самоизменение материи) делится  на:

    динамическое;

    популяционное.

    Динамическое  движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

    Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Пространство  и время как  всеобщие формы бытия  материи.

    Материя имеет расположение во времени и  пространстве.

    По  поводу расположенности материи  во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

    субстанциональный;

    реляционный.

    Сторонники  первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с  материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и  пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

    Сторонники  второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

    В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

    время – форма бытия материи, которая  выражает длительность существования  материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

    пространство  – форма бытия матери, которая  характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

    Время и пространство тесно переплетены  между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

    Теория  относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом Эйнштейном:

    подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

    перевернула прежние взгляды на время и  пространство как вечные, неизменные величины.

    С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что  если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

    Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

    Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и  времени) является отражение.

    Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) – следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема…

    Отражение бывает:

    физическим;

    химическим;

    механическим.

Особый вид  отражения – биологический, который  включает в себя стадии:

    раздраженности;

    чувствительности;

    психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Сущность  сознания. Сознание и язык.

      Сознание - это высшая,  свойственная  лишь  человеку  форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к  самому  себе, который  представляет  собой   единство   психических   процессов,   активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и  своего  собственного

бытия и определяется не непосредственно его  телесной  организацией  (как  у животных), а приобретаемыми только через общение с другими  людьми  навыками предметных действий. Сознание  состоит  из  чувственных  образов  предметов, являющихся ощущением или представлением и  поэтому  обладающих  значением  и смыслом,  знания  как  совокупности  ощущений,  запечатленных  в  памяти,  и

обобщений, созданных  в результате высшей психической  деятельности,  мышления и языка. Таким  образом,  сознание  является  особой  формой  взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

    В течение  многих  веков  не  смолкают  горячие  споры  вокруг  сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают  сознание  как крохотную искру  величественного  пламени  божественного  разума.  Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания  по  отношению  к  материи.  Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его  как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты  трактуют сознание как нечто изначальное: оно не  только  необъяснимо  ничем,  что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все  совершающееся  в природе,  истории  и  поведении  каждого  отдельного  человека.  Единственно

Информация о работе Философия. Ее происхождение и природа