Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:59, лекция
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
мир непознаваем;
возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».
4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Проблемы бытия в философии. Специфика различных форм бытия.
Проблема Бытия одна из главных в философии изучает её ОНТОЛОГИЯ (раздел философии) становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.
Бытие — способность реальности быть, существовать или это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Небытие — полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Основные формы бытия.
Материальное бытие — существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
Идеальное бытие — духовное бытие, бытие сознания.
Человеческое бытие — существование человека как единства материального и идеального (духовного) бытие человека само по себе и его бытие в материальном мире.
Социальное бытие — которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Ноуменальное бытие (ноумен — вещь) сама по себе бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороною
Феноменальное бытие (феномен — явление, данное в опыте) кажущиеся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Субстанция или материя существует в пространстве и времени.
Категория материи в философии и науке.
Материя – философская категория, данная нам для обозначения окружающей реальности, которая копируется, фотографируется, отражается и не зависит от нас самих.
Материя имеет следующие характерные черты:
Движение является главным свойством материи.
Виды
движения;
|
Типы
движения:
|
Материя (материальное бытие) определяется основным подходом к понятию материя,
Материалистический подход — материя основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество порождение материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие.
Материя — философская
категория для обозначения
Объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение Абсолютного духа (идеи) независимо от всего сущего.
Субъективно-идеалистический подход материя не существует вообще, она кажущееся явление «галлюцинация» в сознании человека
Материя условно разделяется на не живую природу, живую, общество
Уровни
не живой природы.
Уровни социума (общества).
|
Уровни
живой природы.
|
Характерные черты (свойства) материи.
Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика как методы познания и способы объяснения действительности.
Основными
методами философии (путями, средствами,
с помощью которых
диалектика;
метафизика;
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика.
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.
При материалистическом
методе действительность воспринимается
как реально существующая, материя – как
первичная субстанция, а сознание – ее
модус – есть проявление матери. (Материалистическо-
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)
Законы диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.