Философия. Ее происхождение и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:59, лекция

Описание работы

Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Философия. Ее происхождение  и природа.

Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Философия возникает  в обществе в VI в. до Р.Х в период формирования рабовладельческого строя. Наивные философские представления складываются у народов Ближнего Востока — например, в Месопотамии. Более многообразны философские системы Древней Индии и Древнего Китая. Однако особенно интересна древнегреческая философия. Она примечательна тем, что в ее рамках складываются все основные философские направления, которые продолжают развиваться и совершенствоваться вплоть до наших дней. 

Философское знание имеет свою природу. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. История философской мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн), к проблемам бытия (Парменид), аксиологии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии (А.Камю).

Знание  – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленных в знаках естественных или искусственных языков.

Общие проблемы познания: его природа, отношение знания и реальности, условия его истинности являются одним из разделов философии – теории познания или гносеологии.

    Специфические черты философского знания.

  • Основная специфика его двойственность так как философское знание имеет много общего с научным знанием. (предмет, метод, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.
  • Главное отличие философии от всех иных наук в том, что философия является теоретическим мировоззрение, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний.
  • Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ними.
  • Имеет сложную структуру (включает антологию бытие, гносеологию, логику ит. д.)
  • Носит предельно общий, теоретический характер.
  • Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наука
  • Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.
  • Постоянно развивается и обновляется
  • Опирается на категории – предельно общие понятия.
  • Неисчерпаемо по своей сути
  • Ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые «извечные» проблемы (происхождения бытия, бессмертие души, наличие, либо отсутствие Бога, его влияние на мир, которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём.

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир, свое отношение к нему. На место в нем. Или несколько проще это:

Целостный взгляд на мир и место в нём человека.

  • Формы мировоззрения, выделенные в истории человечества три
  • Мифология религия
  • Философия

При помощи философии  формируется научное мировоззрение  человека.

Философское мировоззрение  основано на знании (а не на вере или вымысле)

Философское мировоззрение рефлексивно имеет обращенность мысли на саму себя.

Имеет внутренне  единство и систему

Опирается на чёткие понятия и категории. Этим отличается от религиозного и мифологического

Основные стадии эволюции философии как мировоззрения

  • Космоцентризм – в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса. Все зависит от Космоса. Свойственна Древней Греции, Китаю, Индии.
  • Теоцентризм – мировоззрение в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы – Бога. (Распространено в Средневековой Европе.)
  • Антропоцентризм – в центре стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы

Основной  вопрос философии

1. Общее понятие  основного вопроса  философии, его  стороны.

Основным в философии  традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а  бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

    Суть  гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

    В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    объективный идеализм;

    субъективный  идеализм;

    материализм;

    вульгарный  материализм;

    дуализм;

    деизм;

    гносеологической (познавательной) стороны:

    гностицизм;

    агностицизм;

    эмпиризм (сенсуализм);

    рационализм.  

2. Онтологическая сторона  основного вопроса  философии.

Онтологическую сторону  основного вопроса философии представляют:

    материализм;

    идеализм;

    дуализм.

    Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

    - материя реально существует;

    - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    - материя является самостоятельной  субстанцией – не нуждается  в своем существовании ни в  чем, кроме самой себя;

    - материя существует и различается по своим внутренним законам;

    - сознание (дух) есть свойство (модус)  высокоорганизованной материи отражать  саму себя (материю);     

- сознание не  является самостоятельной субстанцией,  существующей наряду с материей;

    - сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому  направлению принадлежали такие  философы, как Демокрит; философы Милетской  школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро  и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.   

 Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея;

идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом  Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная  вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля  и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность  объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в  разуме человека через чувственные  ощущения;

вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма  – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых  идей» и превращения «чистой  идеи» в конкретную вещь (механизма  возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление  господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. 

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

существуют две  независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством  мышления);

все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются  одновременно две субстанции – и  материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

основного вопроса  философии (что первично – материя  или сознание) в действительности не существует, так как материя  и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая  сторона основного  вопроса философии.

Гносеологическая  сторона основного вопроса философии  представлена:

эмпиризмом (сенсуализмом);

рационализмом.

Основателем эмпиризма  является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником  рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого  направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии  связаны понятия гностицизма  и агностицизма. Представители  гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

мир познаваем;

возможности познания неограниченны.

Информация о работе Философия. Ее происхождение и природа