Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:30, реферат
Индуизм является одной из древнейших религий мира. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в доарийскую эпоху (с 2500 до 1700 г. до н. э.) в долине Инд. О влиянии этой цивилизации на формирование индуизма судить сложно, так как свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма малочисленны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие принадлежат к радже-йоге.
Философская школа ньяя базируется на «Ньяя-сутрах», которые были составлены Акшападой Гаутамой. Наиболее важным вкладом данной школы в развитие философии индуизма была ее методология, которая основывалась на системе логики, впоследствии принятой большинством индийских философских школ. Своими приверженцами ньяя рассматривалась как нечто гораздо большее, чем просто логика. Последователи ньяи верили в то, что обретение истинного знания было единственным путем для освобождения от страданий и прикладывали все усилия для определения источников этого истинного знания, учась отличать его от ложных предположений и взглядов. В ньяе существует четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета. Знание, обретаемое из одного из этих источников, может быть истинным или неистинным. В этом смысле ньяя представляет собой наиболее близкий эквивалент аналитической философии.
Школа вайшешики была основана риши Канадой, и ее отличал атомический плюрализм. Все объекты в материальной Вселенной сводятся к определенным типам атомов, а Брахман рассматривается как изначальная сила, дающая этим атомам сознание. Несмотря на то, что школа вайшешики вначале развивалась независимо от ньяи, из-за схожести своих метафизических концепций они впоследствии слились в одну. В своей классической форме, однако, школа вайшешики имеет одно значительное отличие от ньяи: там, где ньяя принимает четыре источника истинного знания, вайшешика принимает только два - восприятие и умозаключение.
Школа мимансы основной своей
целью считала установление авторитета
«Вед». Вследствие этого, наиболее ценным
вкладом данной школы в развитие
индуизма было формулирование правил
интерпретации ведического
Веданта (или уттара-миманса) сосредоточена на философии, изложенной в «Упанишадах». В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти -- основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме «Упанишад», авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры», «Вьяса», а в теистических школах -- «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана».
В веданте, наряду с традиционными ведическими ритуалами, начало развиваться понимание, более ориентированное на знание (джана). Это были мистические аспекты ведической религии, основанные на медитации, самодисциплине, духовном развитии, а не на ритуальных практиках. Одним из основных вкладов ведантической мысли в развитие философии индуизма можно считать идею неотличительности индивидуального сознания от сознания Верховного Брахмана.
3.2 Настика
Наряду с астикой - ортодоксальными философскими системами - в философии индуизма существуют неортодоксальные школы - настика. Принципиальное их отличие от традиционных философских школ заключается в том, что они не признают авторитета «Вед».
К числу неортодоксальных философских систем относятся главным образом три основные школы: материалистическая (локаята, чарвака, адживика), джайнизм и буддизм. Последние два направления признают и жизнь после смерти, и закон кармы, но, тем не менее, их относят к настике из-за непризнания ими «Вед» и отличных от астики временно-космологических концепций.
В историческом плане период относительного преобладания неортодоксальных учений настика приходится на время так называемого «брожения умов». Он был отчасти спровоцирован расцветом идей «странствующих проповедников» (шраманов и паривраджаков) и адживиков. Начиная же со 2-3 веков, индийская философская мысль в целом возвращается в лоно ортодоксии. Влияние неортодоксальных учений на традиционные брахманистские воззрения проявилось не только в определенном заимствовании идей (буддийская майя, представление о разных уровнях реальности и истины), но и, прежде всего, в усвоении ортодоксальными учениями новых способов ведения полемики, в расширении арсенала логических средств, в большем внимании к эпистемологической и логической проблематике.
Таким образом, школы и системы индийской философии разделяются на две обширные группы - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: санкхья, йога, ньья, вайшешика, миманса и веданта. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет «Вед». Вторая группа представлена тремя главными школами: материалистическая (локаята, чарвака, адживика), джайнизм и буддизм. Приверженцы этих философских систем проповедуют оппозиционные по отношению к ортодоксальным школам учения и отрицают авторитет «Вед».
Заключение
Индостан стал родиной
переплетения уникальных философский
концепций, духовных практик и обычаев
более чем три тысячи лет назад
- именно в это время здесь зародились
основы индуизма. Философия индуизма
не базируется на одной основополагающей
религиозной системе, а сочетает
в себе элементы разных вероучений
и традиций, уходящих своими корнями
в глубину веков. На формирование
философской мысли существенное
влияние оказали многочисленные
завоеватели этого
Индуизм объединяет в себе широкий спектр традиций и верований, при этом унифицированная система этих верований в нем отсутствует, равно как и общая для всех доктрина. Он занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. Брахман - это Абсолютная Реальность, а высшим личностным аспектом является Атман - духовная сущность, неизменная душа личности, его истинное «Я». Ключевой идеей индуистской философии является тождественность Брахмана и Атмана.
Типичными для всех направлений
индуизма понятиями являются дхарма,
карма, сансара и мокша. Эти понятия
имеют принципиальное значение для
понимания фундаментальных
Философские школы и системы индуизма разделяются на две группы - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: санкхья, йога, ньья, вайшешика, миманса и веданта. Они считаются ортодоксальными, так как признают авторитет «Вед». Вторая группа представлена тремя главными школами: материалистическая (локаята, чарвака, адживика), джайнизм и буддизм. Приверженцы этих философских систем проповедуют оппозиционные по отношению к ортодоксальным школам учения и отрицают авторитет «Вед».
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками
философии Древней Индии
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
24
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история
— это чередование жизни
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеинд
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
25
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.