Философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Индуизм является одной из древнейших религий мира. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в доарийскую эпоху (с 2500 до 1700 г. до н. э.) в долине Инд. О влиянии этой цивилизации на формирование индуизма судить сложно, так как свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма малочисленны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Работа содержит 1 файл

Философия древней индии.docx

— 90.30 Кб (Скачать)

1. Возникновение и этапы  развития индуизма

1.1 Истоки индуизма

Индуизм является одной из древнейших религий мира. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в доарийскую эпоху (с 2500 до 1700 г. до н. э.) в долине Инд. О влиянии этой цивилизации на формирование индуизма судить сложно, так как свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма малочисленны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Примерно с середины II тысячелетияя на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению Ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и галлюциногенный напиток Сома. Арии смешались с местными племенами, называемыми в «Ригведе» Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов. Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом.

К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни. В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школа Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.

Не следует сбрасывать со счетов и влияние последовавших  за ариями завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого.

Во время правления  династии Гуптов (IV-VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране. Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизм остался одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.

Уже в нашем тысячелетии (800-1800 гг.) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а  начиная с 19 века и вплоть до 1946 г. попала в прямое подчинение британской короне.

В процессе соперничества  буддизма с брахманизмом, точнее, как  итог этого соперничества и как  результат его преодоления и  возник индуизм. Структурно эта доктрина была сходна с буддизмом, но решающим преимуществом ее, обеспечившим конечный успех, была ориентация на конкретные условия кастовой Индии с ее многочисленными  и разноречивыми сторонами и  аспектами сложившихся на рубеже нашей эры культурных традиций. В  этом смысле наиболее полным, хотя и  весьма расплывчатым, определением понятия  «индуизм» можно считать индийский  образ жизни, включая всю сумму  жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований  и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников и т. д.

Таким образом, не следует  полагать, что индуизм возник на основе единой философской системы, отличающейся монолитностью и последовательностью. Индуизм можно рассматривать  как совокупность общественной мысли, метафизики и религии.

1.2 Этапы развития

Многие индологи выделяют три ступени в развитии религиозного мышления древней Индии: ведизм, брахманизм и собственно индуизм. В течение  этих этапов философская мысль претерпела существенные метаморфозы. Современные  индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции «ведическими», а индуизм - «вайдика-дхармой» (т. е. «ведической религией»). Принятие «Вед» как священного писания они считают критерием ортодоксальности.

Как уже отмечалось выше, самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-600 гг. до н. э.). Верования и практики до классического периода (16-6 вв. до н. э.) принято называть «ведической религией» или «ведизма». Современный индуизм произошел из «Вед», древнейшей из которых считается «Ригведа», датируемая большинством ученых второй половиной второго тысячелетия до н. э.

«Веды» в основном посвящены  поклонению различным девам (богам), таким как Индра, Варуна, Агни. В них также содержится описание ритуала Сома. Религиозной основной практикой ведической религии было совершение огненных жертвоприношений и повторение ведических мантр. Древние ведические традиции имеют большое сходство с зороастризмом и другими индоевропейскими религиями.

Также период написания ранних «Вед» характеризуется привнесением концепции Дхармы - универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и нацеленного  на достижение гармонии и счастья.

В эпический (6-2 вв. до н. э.) и последовавший за ним пуранический периоды были записаны первые версии древнеиндийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», хотя устно они передавались в течение многих веков и после этого периода. В этих эпических произведениях речь идет о правителях и войнах древней Индии, истории о которых преподносятся в сочетании с религиозными и философскими трактатами.

«Пураны» представляют собой тексты древнеиндийской литературы на санскрите, написанные в форме историй. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от ее сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. В «Пуранах» также повествуется о различных аватарах, девах, их взаимоотношениях с людьми и битвах с демонами. Большинство «Пуран» являются каноническими писаниями различных течений индуизма. В традиции индуизма составителем «Пуран» принято считать ведического риши Вьясу.

Начало новой эпохи  в истории индуизма положил приход и распространение по всей Индии  философии Упанишад, джайнизма и  буддистской религиозно-философской  мысли. Буддизм вобрал множество  элементов образной и понятийной системы индуизма, но присвоил им другие значения.

Буддизм достиг своего апогея во время правления императора Ашоки и империи Маурьев, которые смогли объединить индийский субконтинент в одно государство в третьем веке до н. э.

В конкуренции с буддизмом  за влияние на царский престол (опора  на царский престол с самого начала была характерна для буддизма, как  и проведение публичных диспутов при дворе) индуизм стал более  систематизирован. Практика жертвоприношений животных - до Ашоки неотъемлемая часть государственной и общинной жизни индусов - перестала играть значительную роль в Индии в целом.

Во 2 в. до н.э. начинается становление  шести классическим школ индуистской  философии (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта), завершившееся в начале нашего тысячелетия. В 6 веке до н. э. Чарвака основал школу атеистического материализма в Северной Индии. В период между 4 и 10 вв. н. э. индуизм взял вверх над буддизмом и распространился по всей Индии, вытеснив буддизм за ее пределы.

В Средние века индуизм  претерпел большие изменения, в  основном благодаря известным ачарьям Раманудже, Мадхве и Чайтанье. Последователи движений бхакти заменили абстрактную концепцию Брахмана, сформулированную Шанкарой, эмоциональной и страстной преданностью Вишну и его аватарам, в частности Кршне и Раме.

Элементы бхакти уже присутствовали в ведический период, но широко традиция распространилась только в 6 - 10 вв., сначала в Южной Индии, а потом и в Северной. Свое выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров, составленных на тамильском языке и посвященных Вишну и Шиве.

Хотя бхакти является также частью шиваизма и шактизма, движение бхакти главным образом было именно вайшнавским. Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизме, получившем распространение в Восточной Индии, стал гаудия-вайшнавизм. Эта ветвь кришнаизма, последователи котрой поклоняются Кришне как изначальной ипостаси Бога, возникла в нач. 16 в. в Бенгалии. Ее основоположником был вайшнавский святой и реформатор Чайтанья Махапрахбу (1486 - 1534).

Широкое распространение  также получила синкретическая форма  бхакти, в которой суфизм сочетался с индуистскими традициями веданты и йоги. Суфийский святой Шейх Мухаммад выбрал объектом своего поклонения Раму. Кабир заявлял о том, что не принадлежал ни к индуизму, ни к исламу. Он сочинял стихи и проповедовал людям учение, сочетавшее в себе философии и духовные практики обеих религий, таким образом бросая вызов традиционным религиозным устоям индуизма и ислама того времени.

Взаимодействие между  суфистами и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индуисты и мусульмане собирались вместе в мазаре (суфийском храме) на богослужение, проводимое вайшнавским пуджари (священником).

С начала 19 в. движение в индуизме, которое можно назвать неоведантическим, превознесло монизм некоторых Упанишад и, отвергая такие популярные индусские практики как поклонение мурти, выступило инициатором общественных преобразований и диалога с другими религиозными традициями. Такие общества как «Брахмо-самадж» и Теософское общество попытались создать ряд новаторских движений, произошедших из местных традиций и основанных на учении и характере отдельных личностей, таких как Рамакришна и Рамана Махарши.

Выдающиеся индийские  философы, такие как Шри Ауробиндо и Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Международного общества сознания Кришны), перевели и распространили основные тексты индуизма за пределами Индии и привлекли последователей как в Индии, так и за ее пределами.

Таким образом, более чем  три тысячи лет назад Индостан стал родиной переплетения уникальных философский концепций, духовных практик  и обычаев. Философия индуизма не базируется на одной основополагающей религиозной системе, а сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями  в глубину веков. Многочисленные завоеватели этого субконтинента  оказали существенное влияние на формирование философской мысли. В  развитии индуизма принято выделять несколько основных этапов, в течение  которых философская мысль претерпела существенные метаморфозы.

2. Определение индуизма  и его основные философские  концепции

2.1 Определение индуизма

Дать определение индуизму сложно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет «Вед». В  то же время принадлежность какой-либо традиции к индуизму не зависит от ее древности или от того, насколько  ее вероучение и религиозные практики действительно основаны на «Ведах». Некоторые течения, относимые к  сфере индуизма, вообще не признают «Веды» откровением, основываясь на собственный писаниях и традициях. При этом они почитают тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет.

Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство  религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система  верований и общая доктрина. Нет  в нем также централизованного  органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной  уникальной формой и чертами, выделяющими  его в отдельную религию.

Индуизм - третья по числу  последователей религия в мире после  христианства и ислама: его исповедуют более 1 млрд. человек, из которых около 950 млн. проживают в Индии и  Непале. Другими странами, в которых  приверженцы индуизма составляют значительную часть населния, являются Банладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго.

Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом, постоянно пускающим новые корни, которые со временем превращаются в стволы, также пускающие побеги. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но взаимосвязь, существующую между его различными течениями.

2.1 Концепция Брахмана  и Атмана

Монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам - под  словом Бого подразумевают созидательную силу и в то же время время, рассматривают Творца как некую невыразимую, хотя и антропоморфную сущность, объект для моления и духовного общения. В этом смысле мышление индуса кардинально отличается от образа мысли представителей других конфессий. На экзотерическом, то есть общественном, уровне сознания существуют тысячи богов и богинь, и все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду деятельности.

Особое место в индуистском  пантеоне занимает триада (тримурти), представленная тремя богами в онтологическом и  функциональном единстве: Брахма - творец мира, Вишну - хранитель мира и Шива - разрушитель. Их изображения символизируют  фундаментальные процессы перемен, происходящие в природе (практити). Венчает эту троицу концепция Брахмана.

Брахман - в индийской идеалистической  философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову  всех вещей и феноменов. Брахман представляет собой неизменную, безграничную, вездесущую и трансцедентную действительность, составляющую основу материи, энергии, времени, пространства, бытия и всего во Вселенной. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный.

Концепция Брахмана выражает Абсолютную реальность, под которой  подразумеваетсявся полнота (пустота) Вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные и функционально ограниченные аспекты Брахмана.

Информация о работе Философия Древней Индии