Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:30, реферат
Индуизм является одной из древнейших религий мира. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в доарийскую эпоху (с 2500 до 1700 г. до н. э.) в долине Инд. О влиянии этой цивилизации на формирование индуизма судить сложно, так как свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма малочисленны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
Мистически Брахман выражается произнесением слога ом (аум), причем индусы пользуются трехчленным вариантом его прочтения, когда звук последовательно нарастает, проходя соответственно через грудь и горло в голову. Считается, что вибрации этого слога тождественны эманациям вселенских энергий, исходящих от Брахмана. В равной мере, произнесение этого слога-слова на одном дыхании проявляет личность во всей целостности.
В философском смысле это
действо символизирует
В ведической философии концепция Брахмана (т. е. Бога -Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана - своего наивысшего запредельного «Я».
Атман - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, всепроникающее духовное начало, Я, неизменная душа личности в потоке превращений сансары. (Следует заметить, что философия буддизма отвергает понятие Атман как индивидуальную духовную субстанцию. Место Атмана, в частности, в школах буддизма Махаяны занимает доктрина природы Будды).
В «Упанишадах» многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана, например, в махавакье («великом изречении»): «Этот Атман - Брахман» («Аям атма брахма»). То есть одной из ключевых идей философии «Упанишад» и «Веданты» является тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания личность отождествляется с Абсолютом.
Другой уровень самосознания определяется в зависимости от общественного положения личности, то есть того, что индусы называют кастой или варной. Люди, не принадлежащие ни к одной из четырех составляющих общественное устройство варн, считались отверженными и занимали низшую ступеньку в социальной иерархии.
Деление на касты не является общественным феноменом; эта структура неотделима от основных положений философии индуизма. В наиболее древнем писании, «Ригведе», прямо указано на разделение «космического первочеловека», Пуруши, в соответствии с кастовой структурой общества. Таким образом, система варн является отражением соответствующих космических процессов и ценностей.
При более внимательном изучении концепции самосознания отчетливо просматриваются два аспекта, составляющих понятие личного «Я». Первая категория определяется принадлежностью к конкретной касте, а вторую представляет Атман, тождественный Брахману.
Как уже говорилось выше, в «Упанишадах» Брахман и Атман утверждаются как единое целое. Иными словами, личное «Я» является неотделимой частью вселенской души, то есть провозглашается единство реальности, которая, в свою очередь, условно дифференцируется на Атмана и Брахмана.
В первом случае имеется в виду пресонифицированный аспект, а во втором - всеобъемлющий, универсальный. В философском смысле утверждается единство субъективного и объективного начал.
2.3 Понятие дхармы, кармы, сансары и мокши
В индуизме невозможно сформулировать общую для всех его направлений доктрину. Однако существуют практики и верования, которые занимают центральное место и которые можно признать типичными для индуизма. К ним относятся дхарма, карма, сансара и мокша.
Термин «дхарма» в индийской философии используется для обозначения морального долга, обязанностей человека, в более общем значении - пути благочестия. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте этот термин всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы - дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии.
Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» и его значение часто определяется как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека.
Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует ее принципы. В учениях этих религий дхарма выступает как правильное понимание природы или Бога как ее изначального источника. В этих религиозных традициях индивиды, живущие в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). В традиционном индусском обществе с его системой варнашрама-дхармы, она представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.
В «Ригведе» наблюдение за тем, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведической концепции риты, которая выступает как определенный установленний порядок вещей в природе, во Вселенной. Этот порядок вещей, отраженный в исторической ведической религии, явмлся естественным предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в гимнах «Вед» и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме.
Одной из ключевых в индуизме является концепция кармы. Согласно этой концепции, через закон кармы последствия действий создают прошлый, настоящий и будущий опыт, таким образом делая человека ответственным за свою собственную жизнь, за страдания и наслаждения, которые она приносит ему самому и тем, кто его окружает. Результаты или плоды кармы называют карма-пхала. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. (Примером данной ошибки могут служить высказывания типа: «Такова моя карма»). В религиях, принимающих реинкарнацию, действие закона кармы распространяется также на прошлые и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобожденном состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
Понятие кармы уходит свиоми корнями к ранним «Упанишадам», по которым все живие существа несут ответственность за свою карму (свои действия и их последствия) и за свое освобождение из круговорота рождения и мерти сансары. В веданте отводится определенная роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Согласно другой точке зрения, гуру, действую как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.
Карма означает «действие» или
«деятельность» и в более широком
смысле олицетворяет универсальные
принципы причины и результата, деятельности
и ее последствий, действия и воздаяния,
которые повсеместно
Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические процессы могут быть нейтрализованы с помощью определенных действий и не обязательно являются частью судьбы, не поддающейся изменению. То есть определенное действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определенному будущему опыту или реакции - карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.
Еще одним важнейшим понятием в индийской философии является сансара - круговорот рождения и смерти: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Сансара является центральным понятием не только в индуизме, но и в других дхармических религиях: буддизме, джайнизме, сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определенные различия в терминологии, используемой по отношению к понятию сансары и к процессу ее интерпретации. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти.
В индуизме причиной прибывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего «Я» и отождествлением себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя ее перевоплощаться и принимать все новые и новые тела в круговороте сансары.
Расширяя сознание и выходя
за рамки его эгоистического уровня
или, иначе говоря, осознав собственное
бессмертие через тождество Атман-Брахман,
человек обретает духовное освобождение
от жизненных невзгод и
В философии индуизма понятие «мокша» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, также, как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Освобождение в индуизме и джайнизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки - освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.
В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) путей к освобождению из цикла сансары и достижению мокши:
1) посредством любви к Ишваре/Богу (бхакти-йога);
2) путем медитации (раджа-йога);
3) научившись отличать
реальность от иллюзии
4) путем правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к ее плодам (карма-йога).
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: индуизм объединяет в себе широкий спектр традиций и верований, при этом унифицированная система этих верований в нем отсутствует, равно как и общая для всех доктрина. Индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. Брахман - это Абсолютная Реальность, а высшим личностным аспектом является Атман - духовная сущность, неизменная душа личности, его истинное «Я». Брахман - это всемирная душа, к слиянию с котрой стремится индивидуальная душа - Атман. Ключевой идеей индуистской философии является тождественность Брахмана и Атмана.
Несмотря на то, что сформулировать общую для всех направлений индуизма доктрину очень сложно, существуют понятия, которые можно признать типичными для индуизма. К ним относятся дхарма, карма, сансара и мокша. Эти понятия имеют принципиальное значение для понимания фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания.
3. Философские школы индуизма
3.1 Астика
Философия индуизма развивалась на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведического периода. В течение этого периода появились шесть основных ортодоксальных (на санскртите «астика») философских школ или даршан: санкхья, йога (раджа-йога), ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведической религии.
Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуиме. В санкхье утверждается, что все происходит от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческого потенциала, энергии). Существует бесконечное количество душ, обладающих индивидуальным сознанием. Пракрити присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас) и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы. Взаимодействие душ и гун природы является причиной дечтельности в материальном мире. Мокша (освобождение) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией, которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направления индийской философии.
Со школой санкхья очень тесно связана философская система раджа-йога, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджи-йоги -- контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. В практике раджи-йоги существует восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой («восьми ступенчатой йогой»):
1) Яма - нормы поведения - самоограничение;
2) Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам;
3) Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности;
4) Пранаяма - контроль дыхания - приводит к объединению тела и ума;
5) Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами;
6) Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума;
7) Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);
8) Самадхи - умиротворенное сверхсознательное состояние блаженного осознание своей истинной природы.