Философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Индуизм является одной из древнейших религий мира. Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в доарийскую эпоху (с 2500 до 1700 г. до н. э.) в долине Инд. О влиянии этой цивилизации на формирование индуизма судить сложно, так как свидетельства, дошедшие до наших дней, весьма малочисленны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Работа содержит 1 файл

Философия древней индии.docx

— 90.30 Кб (Скачать)

Мистически Брахман выражается произнесением слога ом (аум), причем индусы пользуются трехчленным вариантом его прочтения, когда звук последовательно нарастает, проходя соответственно через грудь и горло в голову. Считается, что вибрации этого слога тождественны эманациям вселенских энергий, исходящих от Брахмана. В равной мере, произнесение этого слога-слова на одном дыхании проявляет личность во всей целостности.

В философском смысле это  действо символизирует декларированное  в «Упанишадах» единение со Вселенно, то есть провозглашает тождество Брахмана и высшего «Я» - Атмана, являющегося универсальным религиозным символом в монистическом смысле этого слова.

В ведической философии концепция  Брахмана (т. е. Бога -Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана - своего наивысшего запредельного «Я».

Атман - одно из центральных  понятий индийской философии  и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, всепроникающее духовное начало, Я, неизменная душа личности в  потоке превращений сансары. (Следует заметить, что философия буддизма отвергает понятие Атман как индивидуальную духовную субстанцию. Место Атмана, в частности, в школах буддизма Махаяны занимает доктрина природы Будды).

В «Упанишадах» многократно  поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана, например, в махавакье («великом изречении»): «Этот Атман - Брахман» («Аям атма брахма»). То есть одной из ключевых идей философии «Упанишад» и «Веданты» является тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения ни накладывала на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). Иначе говоря, на этом уровне сознания личность отождествляется с Абсолютом.

Другой уровень самосознания определяется в зависимости от общественного  положения личности, то есть того, что  индусы называют кастой или варной. Люди, не принадлежащие ни к одной из четырех составляющих общественное устройство варн, считались отверженными и занимали низшую ступеньку в социальной иерархии.

Деление на касты не является общественным феноменом; эта структура  неотделима от основных положений философии  индуизма. В наиболее древнем писании, «Ригведе», прямо указано на разделение «космического первочеловека», Пуруши, в соответствии с кастовой структурой общества. Таким образом, система варн является отражением соответствующих космических процессов и ценностей.

При более внимательном изучении концепции самосознания отчетливо  просматриваются два аспекта, составляющих понятие личного «Я». Первая категория  определяется принадлежностью к  конкретной касте, а вторую представляет Атман, тождественный Брахману.

Как уже говорилось выше, в «Упанишадах» Брахман и Атман  утверждаются как единое целое. Иными  словами, личное «Я» является неотделимой  частью вселенской души, то есть провозглашается  единство реальности, которая, в свою очередь, условно дифференцируется на Атмана и Брахмана.

В первом случае имеется в  виду пресонифицированный аспект, а во втором - всеобъемлющий, универсальный. В философском смысле утверждается единство субъективного и объективного начал.

2.3 Понятие дхармы, кармы,  сансары и мокши

В индуизме невозможно сформулировать общую для всех его направлений  доктрину. Однако существуют практики и верования, которые занимают центральное  место и которые можно признать типичными для индуизма. К ним  относятся дхарма, карма, сансара  и мокша.

Термин «дхарма» в индийской  философии используется для обозначения  морального долга, обязанностей человека, в более общем значении - пути благочестия. В большинстве направлений  индийской философии дхарма выступает  как центральное понятие, которое  используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте этот термин всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы - дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии.

Слово «дхарма» буквально  переводится как «то, что удерживает или поддерживает» и его значение часто определяется как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека.

Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует ее принципы. В учениях этих религий дхарма выступает как правильное понимание природы или Бога как ее изначального источника. В этих религиозных традициях индивиды, живущие в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). В традиционном индусском обществе с его системой варнашрама-дхармы, она представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

В «Ригведе» наблюдение за тем, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведической концепции риты, которая выступает как определенный установленний порядок вещей в природе, во Вселенной. Этот порядок вещей, отраженный в исторической ведической религии, явмлся естественным предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в гимнах «Вед» и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме.

Одной из ключевых в индуизме является концепция кармы. Согласно этой концепции, через закон кармы  последствия действий создают прошлый, настоящий и будущий опыт, таким  образом делая человека ответственным за свою собственную жизнь, за страдания и наслаждения, которые она приносит ему самому и тем, кто его окружает. Результаты или плоды кармы называют карма-пхала. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. (Примером данной ошибки могут служить высказывания типа: «Такова моя карма»). В религиях, принимающих реинкарнацию, действие закона кармы распространяется также на прошлые и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобожденном состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит свиоми корнями к ранним «Упанишадам», по которым все живие существа несут ответственность за свою карму (свои действия и их последствия) и за свое освобождение из круговорота рождения и мерти сансары. В веданте отводится определенная роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Согласно другой точке зрения, гуру, действую как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.

Карма означает «действие» или  «деятельность» и в более широком  смысле олицетворяет универсальные  принципы причины и результата, деятельности и ее последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой - люди действуют со свободой воли, создавая свою собственную судьбу. Согласно «Ведам», если мы сеем добро - мы пожнем добро, если мы сеем зло - мы пожнем зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий  как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно  преодолеть путем разумной деятельности без привязанности к ее плодам, осуществляемой в соответствии с  предписаниями священних писаний.

Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят  прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические процессы могут быть нейтрализованы с помощью определенных действий и не обязательно являются частью судьбы, не поддающейся изменению. То есть определенное действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определенному будущему опыту или реакции - карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.

Еще одним важнейшим понятием в индийской философии является сансара - круговорот рождения и смерти: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих  прошлых действий (кармы), которые  являются частью «сети сансары».

Сансара является центральным  понятием не только в индуизме, но и  в других дхармических религиях: буддизме, джайнизме, сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определенные различия в терминологии, используемой по отношению к понятию сансары и к процессу ее интерпретации. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти.

В индуизме причиной прибывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего «Я» и отождествлением себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя ее перевоплощаться и принимать все новые и новые тела в круговороте сансары.

Расширяя сознание и выходя за рамки его эгоистического уровня или, иначе говоря, осознав собственное  бессмертие через тождество Атман-Брахман, человек обретает духовное освобождение от жизненных невзгод и заблуждений - мокшу. Мокша (или мукти) - освобождение из круговорота рождений и смертей, избавление от всех страданий и ограничений материального существования. Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от авидьи (неведения), то есть состояния, в котором пребывают тот, кто не может отличить Абсолютную Реальность от иллюзорного мира сансары.

В философии индуизма понятие  «мокша» рассматривается как  возвышенное, трансцендентное состояние  сознания, в котором материя, время, пространство и карма, также, как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Освобождение в индуизме и джайнизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки - освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.

В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) путей к освобождению из цикла сансары и достижению мокши:

1) посредством любви к  Ишваре/Богу (бхакти-йога);

2) путем медитации (раджа-йога);

3) научившись отличать  реальность от иллюзии посредством  философского анализа (джнана-йога);

4) путем правильного выполнения  предписанной деятельности без  привязанности к ее плодам (карма-йога).

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: индуизм объединяет в себе широкий спектр традиций и верований, при этом унифицированная система этих верований в нем отсутствует, равно как и общая для всех доктрина. Индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой многочисленные боги и богини представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. Брахман - это Абсолютная Реальность, а высшим личностным аспектом является Атман - духовная сущность, неизменная душа личности, его истинное «Я». Брахман - это всемирная душа, к слиянию с котрой стремится индивидуальная душа - Атман. Ключевой идеей индуистской философии является тождественность Брахмана и Атмана.

Несмотря на то, что сформулировать общую для всех направлений индуизма доктрину очень сложно, существуют понятия, которые можно признать типичными для индуизма. К ним  относятся дхарма, карма, сансара  и мокша. Эти понятия имеют  принципиальное значение для понимания  фундаментальных вопросов мироздания, места личности в безграничной реальности и способов преодоления причин страдания.

3. Философские школы индуизма

3.1 Астика

Философия индуизма развивалась  на протяжении более двух тысячелетий  после окончания ведического  периода. В течение этого периода  появились шесть основных ортодоксальных (на санскртите «астика») философских школ или даршан: санкхья, йога (раджа-йога), ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведической религии.

Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуиме. В санкхье утверждается, что все происходит от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческого потенциала, энергии). Существует бесконечное количество душ, обладающих индивидуальным сознанием. Пракрити присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас) и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы. Взаимодействие душ и гун природы является причиной дечтельности в материальном мире. Мокша (освобождение) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией, которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направления индийской философии.

Со школой санкхья очень тесно связана философская система раджа-йога, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджи-йоги -- контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. В практике раджи-йоги существует восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой («восьми ступенчатой йогой»):

1) Яма - нормы поведения  - самоограничение;

2) Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам;

3) Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности;

4) Пранаяма - контроль дыхания - приводит к объединению тела и ума;

5) Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами;

6) Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума;

7) Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);

8) Самадхи - умиротворенное сверхсознательное состояние блаженного осознание своей истинной природы.

Информация о работе Философия Древней Индии