Философия человека Н.Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день о фигуре Н.А. Бердяева сказано и написано уже доста-точно много. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе Николай Александрович писал так: „ Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Тол-стого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель“ .

Содержание

Введение
1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева.
1.1. Бердяевский антирационализм.
2. Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.
3. Проблемы свободы человеческой личности.
3.1. Концепция личности человечекa.
4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.
5. Истолкование природы творческого акта.
5.1. O творческом назначении человека.
5.2.Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.
6. Этикa Человека. Этический дуализм.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Referat dla intreneta Filosofie Berjaeva.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Различение и оценка предполагают потерю цельности, раздвоенности. С учетом этого дуализма объективированный  мир предстает как утерявший целостность и полноту, а этика, ее нормы и категории выступают как противоречивые и пара-доксальные. Противоречия очевидны как в бизнесе в России, в Европе, так и в отношениях между людьми. Эпиграфом к книге „О назначении человека“ Н. А. Бердяев взял слова Н. В. Гоголя: „Грусть от того, что не видишь добра в добре“. Нетрудно увидеть в нем прямую антитезу как „Оправданию добра“ В. С. Со-ловьева, так и собственным построениям раннего периода творчества.

В поздних работах  философ в онтологическом принципе примата свободы над бытием пытается обосновать примат личности, ее свободы над любой онтоло-гической доктриной, подчиняющей и порабощающей, по его мнению, человека. И поэтому в сфере непосредственно этической подобный примат личности на-ходит свое выражение в критике нормативизма и ригоризма.

Нравственное становление  человека (или, в терминологии философа, „нравст-венное излечение“) возможно на основании построения новой, энергетической этики, которая ориентируется не на законы и нормы (сфера сознания), а на сверхсознательное, „благодатную духовную энергию“. „Этика решительно должна быть энергетической, а не телеологической. И потому свободу она должна понимать как первоисточник, как внутреннюю творческую энергию, а не как способность следовать нормам и осуществлять заданную цель. Нравствен-ное благо дается человеку не как цель, а как внутренняя сила, освещающая его жизнь. Важно, откуда вытекает нравственный акт человека, а не к какой цели он направлен… И в основу должно быть положено понятие творческой свободы как источника жизни и духа, как света, освещающего жизнь“.

Путь „освобождения“ человека Н. А. Бердяев раскрывает, выделяя три типа этики: этику закона, этику искупления, этику творчества. Н. А. Бердяев рас-сматриваем выделенные им этики как путь духовного становления человека. К этике закона Н. А. Бердяев относит следующие типы этик: дохристианскую, ветхозаветно-юдаистическую, языческую, первобытно-социальную, аристоте-левскую, стоическую, пелагианекую, а также томистскую (внутри христианст-ва). Существенную черту этики закона Н. А. Бердяев определяет следующим образом: „Этика закона и значит, прежде всего, что субъектом нравственной оценки является общество, а не личность, что общество устанавливает нравст-венные запреты, табу, законы и нормы, которым личность должна повиноваться под страхом нравственного отлучения и кары. Этика закона не может быть ин-дивидуальной и персоналистической, она никогда не проникает в интимную глубину нравственной жизни личности, нравственного опыта к борений“. В сущности своей, согласно учению Н. А. Бердяева, эта этика парадоксальна, ибо, порабощая личность, индивидуальное, она одновременно создает возможность внутреннего развития в мире, где царствует грех, эта этика как бы приспособле-на к человеческим нуждам и потребностям.

Заключение

Для Николая Александровича Бердяева основным предметом его  интереса и центральной темой  философской мысли всегда был  человек, его природа, сущ-ность, свобода, предназначение и цель его существования. То есть все вопросы, философское  рассмотрение которых так или иначе указано нам разумом, сводятся, по сути, к вопросу о человеке.

Философствование Бердяева носило религиозно-экзистенциалистский  характер, с явными признаками антропологизма, и было попыткой самовыражения с  по-мощью образно-художественного языка, желанием передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание.

У Бердяева человек представляет собой природное и сверхприродное существо. „Как существо, принадлежащее  к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое, парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье“. Из это-го следует, что отличительной особенностью бердяевской философии человека является сознательно принимаемый парадоксализм, акцент на несовместимости основных его определений.

Бердяев воспринял идею автономии  воли, согласно которой ничто внешнее, ни-какие авторитеты не могут служить законом для моей воли, воля свободна только тогда, когда сама ставит над собой закон, которому затем и подчиняется. Человеческое „Я“ заявляет Бердяев, стоит выше суда других людей, суда об-щества и даже всего бытия, потому что единственным судьей является тот нравственный закон, который составляет истинную сущность „Я“ который это „Я“свободно признает. Заимствовав у Иммануилa Канта принцип автономии, свободного признания над собой нравственного закона, Бердяев отверг сам этот нравственный закон, требование подчинения своеволия единичного человека долгу - руководствоваться правилом: не делай другому того чего, ты не хотел бы, чтобы делали тебе. Для Бердяева подчинение всякому закону, в том числе нравственному, есть рабство. Бердяев отвергает трактовку свободы как под-чинения всеобщему нравственному закону: ведь именно в подчинении вообще, безотносительно к какому бы то ни было содержанию, а тем более в подчине-нии всеобщему началу русский философ видел рабство, несвободу. Согласно Бердяеву, „философское познание - человеческое познание, в ней всегда есть элемент человеческой свободы“, „если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения“ . Свобода - в том, чтобы никому и ничему не подчиняться - таково глубочайшее убеждение Бердяева, таков его этический принцип.

Бердяев как представитель  религиозной философии полагал, что „проблема че-ловека совершенно неразрешима, если его рассматривать  из природы и лишь в соотношении  с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Бо-гу“. Потому что человек есть великая загадка для самого себя, свидетельствую-щее о существовании высшего мира.

У Бердяева учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности, ее пред-назначении, долге перед  человечеством.

Бердяев полностью не согласен с традиционным определением человека как ра-зумного существа, поскольку свести человека к разуму - значило бы лишить его уникальности, неповторимости, а значит, личности. Личность у Бердяева рас-сматривается как категория религиозно - духовная. По мнению философа, „су-ществование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд“. Поэтому он не приемлет нравственный разум идеализма в качестве высшего закона для человека, ибо всякий закон есть детерминация, а личность, считает он, должна быть свободна. Именно в свободе он видел главную харак-теристику личности, и личность не просто обладает свободой, но она и есть сама свобода. Человек как существо свободное, обладает творческой свободой. Здесь человек у Бердяева рассматривается не только как творец мира, но в известном смысле как творец самого себя. Творчество у философа становится теургичес-ким актом, которому в последний период жизни он придает эсхатологический характер. Предназначение человека, таким образом, состоит в стремлении к ду-ховной свободе, отказ от всякого принуждения, террора и насилия. В этом смыс-ле Бердяев выступает не только ярким представителем русской религиозно - философской традиции, но и выразителем русской души, отразившей в себе всю духовную атмосферу начала ХХ века в России. Он также является живым сви-детелем и участником того, что происходило в России, которое было пережито, осмыслено и передано через его философскую позицию, дух бунтарства и анар-хизма.

Таким образом у Бердяева осмысление предназначения человека является нравственным ядром его философии. Н.А. Бердяев является ярким выразителем  своего времени и своей истории, живым воплощением русской религиозно - фи-лософской мысли. Для Бердяева философствование стало его образом жизни и его судьбой. Характер философствования Бердяева выразилось в его противоре-чивости, „парадоксальности“ и эмоциональности, отразившемся в отстаивании духовной свободы человека, в отвержении государства, всякого рода данности или „объективации“. В этом было своеобразие его философствования, и в то же время выражение его экзистенциального опыта. Таким образом, в его фило-софствовании произошло сплетение, пересечение философской и культурной традиций через его собственное интеллектуальное осмысление, внутренний ду-ховный опыт.

Можно лишь порадоваться за тех, кто  откроет для себя неведомый им яркий и прекрасный мир бердяевской  мысли. Николай Александрович Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество, oн всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма.

Список литературы.

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Путь в философию. Антология. - М., 2001. С.290.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.
  3. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. Т.I. - М.,1994.
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
  6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6т. Т.3. - М., 1964. С.661.
  1. Кантовские чтения в КРСУ (22 апреля 2004 г.); Общечеловеческое и национальное в философии : II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой . - Бишкек, 2004. - С.84-91

  1. Мень Александр. Трудный путь  к  диалогу. Москва. Радуга, 1992. - 464 с. ния. - М.: Радуга, 1992. - 464 с. alexandrmen.libfl.ru
  2. Regula M. Zwahlen: Das revolutionäre Ebenbild Gottes Anthropologien der Menschenwürde bei Nikolaj A. Berdjaev und Sergej N. Bulgakov, Bd. 5, 2010.
  3. Философский портал - http://bhoga.net.ru



Информация о работе Философия человека Н.Бердяева