Философия человека Н.Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день о фигуре Н.А. Бердяева сказано и написано уже доста-точно много. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе Николай Александрович писал так: „ Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Тол-стого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель“ .

Содержание

Введение
1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева.
1.1. Бердяевский антирационализм.
2. Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.
3. Проблемы свободы человеческой личности.
3.1. Концепция личности человечекa.
4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.
5. Истолкование природы творческого акта.
5.1. O творческом назначении человека.
5.2.Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.
6. Этикa Человека. Этический дуализм.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Referat dla intreneta Filosofie Berjaeva.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Кафедра „Философии“

 

 

 

 

 

Реферат вариантa

на тему: „Философия человека Н.Бердяева“.

 

По дисциплине:  Философия 

2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева.

1.1. Бердяевский антирационализм.

2. Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой                    природы с рационалистическим гуманизмом.

3. Проблемы свободы человеческой личности.

3.1. Концепция личности человечекa.

4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.

5. Истолкование природы творческого акта.

5.1. O  творческом назначении человека.

5.2.Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.

6. Этикa Человека. Этический дуализм.

Заключение

Список литературы


 

Введение

В 1960 году советские читатели смогли получить о Николае Александровиче Бердяеве краткие и сравнительно объективные сведения из „философской энциклопедии“.  Два года спустя, в изданной в СССР серии очерков Артурa Хюбшера „Мыслители нашего времени“ из русских включен только Бердяев. Но тогда читатели не знали что книги философа переведены на многие языки, что на Западе существует о нем обширная литература, что для изучения его творчества собираются симпозиумы и конгрессы.  В советской России с 1922 года, когда Н. А. Бердяев вынужден был вопреки своему желанию покинуть Родину, он надолго превратился в „забытое имя“.

Но…, заговор молчания наконец закончился, пришла перестройка и новые пу-бликации о Николае Александровиче Бердяеве в России появились  в „Книж-ном обозрении“, 1988, номер 52 и др.. Год спустя, под эгидой добровольного общества „Культурное возрождение“ в Москве прошел первый вечер памяти Николая Александровича Бердяева (1874-1948), выдающегося русского мы-слителя, критика и публициста.

На сегодняшний день о фигуре Н.А. Бердяева сказано и написано уже доста-точно много. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе Николай Александрович писал так: „ Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Тол-стого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель“ .

Как автор множества книг, руководитель московской „Вольной академии ду-ховной культуры“ и редактор уникального журнала русской религиозной мыс-ли „Путь“ (Париж, 1925-1940), Н.А. Бердяев в отечественной философии за-нимает место, соответствующее месту Ф. М. Достоевского в литературе. Нико-лая Александровича всегда волновали трагичность человеческой жизни, роко-вые вопросы бытия, проблемы страдания и духовных судеб мира. Так же как и Фёдор Михайлович Достоевский, он был писателем страстным, полемичным, огненным, и оба они оказали немалое влияние на мировую мысль.

Н.А. Бердяев  защищал достоинство человека, ценность личности и ее свободу. Признавая оправданность поисков лучшего социального порядка, он утверж-дал, что одно это никогда не решит главной проблемы человеческой духовнос-ти. Бердяев рассматривал историю как борьбу духа против мертвящих его сил - социальных и идеологических. Он был врагом всякого порабощения и уни-жения человека. Будучи убежденным христианином, Николай Александрович Бердяев был чужд ложной апологетики, он смело говорил о „достоинстве хрис-тианства и недостоинстве христиан“, об изъянах в церковном мышлении и практике. Н.А. Бердяев был неспособен на компромисс - ни с „правыми“, ни с „левыми“. Он питал неприязнь к любой форме стадного сознания. Тема лич-ности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. Свобода и творчество (в самом широком смысле слова) были для него непре-менным условием развития личности - этой фундаментальной единицы об-щества. Преображение личности, жизни, мироздания является, согласно его учению, основной целью истории. Она, по его словам, „есть ответ человекa на Божий призыв“. Н.А Бердяев не принимал бескрылого обыденного сознания, не мирился с „духовной буржуазностью“, как бы онa ни проявлялась. То, что было им написано о „рабстве и свободе человека“ в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-фило-софский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам „объективации“, угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа. Разумеется, у Бердяева можно найти много эпатирующего и спорного, но, возвращая его сегодня в сокровищницу русской культуры, следует помнить, что это не „вчерашний день“, не „археология“ культуры, а неотъемлемая и актуальная часть ее целостного организма. Когда из него выпадают те или иные элементы, культура несет чувствительные потери. И дальнейшее духовное развитие, которое так необходимо нашему обществу, невозможно без возмещения этих потерь.

Hаше собственное философское постижение мира не может происходить иначе, чем через творческое соприкосновение индивидуальностей, пере-сечение уникальных толкований важнейших философских проблем. Tолько в диалоге с философской и культурной традицией наше сознание и самосознание становится более адекватным, способ мышления - более гибким, более диалектическим и универсальным, а наши многочисленные предрассудки, если и не преодолеваются, то, по крайней мере, переводятся в вопросы: мы ставим наши собственные предрассудки и предрассудки других под вопрос. В этом смысле восхождение к философской традиции означает движение вперед, а не назад. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество, именно поэтому эта тема и ее философское значение никогда не утратит свою актуальность.

„Основной, изначальной проблемой, - пишет Н.А. Бердяев, - является проблема человека, проблема человеческого познания, человеческой свободы, человечес-кого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка бытия. Именно человек есть то загадочное в мире существо, из мира необъяснимое, через кото-рое только и возможен прорыв к самому бытию“.

Целью работы является рассмотреть  философию человека в творчестве Н. A. Бердяева. Реферат состоит из введения, 6 глав и парафрафов, заключения и списка  использованных источников. При написании работы были использо-ваны  труды зарубежных и отечественных авторов, периодические издания.

1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева.

В Киеве в 1874 году в  дворянской русской семье родился  Николай Александро-вич Бердяев. Прежде чем в 1894 году он поступил на естественный факультет Киевского университета, а затем перешел на юридический, Н.А.Бердяев воспи-тывался в Киевском кадетском корпусе. Систематические занятия философией Бердяева начались в университете под руководством Г.И. Челпанова. Тогда же он включился в социал-демократическую работу, став пропагандистом марксиз-ма, за что при разгроме киевского „Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898 г. был арестован, исключен из университета и сослан в Вологодс-кую губернию. В опубликованной в 1901 г. работе „Субъективизм и индиви-дуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском” наметился поворот к идеализму, закрепленный участием Бердяева в сборнике „Проблемы идеализма” в 1902 г. С 1901 по 1903 г. писатель находился в адми-нистративной ссылке, где отошел от социал-демократии и примкнул к либе-ральному „Союзу освобождения”. Причиной разрыва с марксизмом для Бер-дяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогла-сие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим утверждениям он подчерки-вает, что объективная (абсолютная) истина существует независимо от классово-го (эмпирического) сознания и может лишь в той или иной мере открываться че-ловеку - в зависимости от его жизненного опыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии истории, постулируя априорную систему логи-ческих условий познания и нравственных норм, он не отрицал социологической значимости марксизма.

Его отход от „легального марксизма” совершился достаточно безболезненно: Бердяев, по впечатлениям его современников, вообще никогда не был фанати-ком какой-либо одной идеи, одного культа. Даже встав на позиции христианст-ва, он искал не веры, а знания, он и в религиозной жизни хотел сохранить сво-боду искания, свободу творчества.

В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различных сборниках. Поиск собственного философского обоснования „неохристианства” завершился книгами „Философия свободы” (1911) и, в особенности, „Смысл творчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он ценил как первое выражение самостоятельности своей религиозной философии. Первая мировая война была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории с доминированием западноевропейских культур и начало преоблада-ния новых исторических сил, прежде всего России, исполняющей миссию хрис-тианского соединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба Рос-сии”, 1918). Бердяев приветствовал народный характер Февральской револю-ции и вел большую пропагандистскую работу по предотвращению „большеви-зации” революционного процесса, с тем, чтобы направить его в „русло социаль-но-политической эволюции”. Октябрьскую революцию расценил как нацио-нальную катастрофу. Он постепенно ушел от марксизма и обратился к Неокан-тианству. На новый поиск, прежде всего его вдохновил религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьев, после чего Бердяев стремился к объединению марксизма и русско-ортодоксального христианства. В 1919 году он основал „Московскую Свободную академию для духовной культуры“. В советский пе-риод жизни Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам религиозной фи-лософии истории, которые составили основу книги „Смысл истории”.

В 1922 году eго критическое  отношение к советской идеологии  привело Бердяе-ва, наряду с другими видными деятелями русской культуры, к насильственному выдворению за пределы страны. Бердяев эмигрирует в Берлин, где он основал „Религиозно-философскую академию", где он встретил Макса Шелера, Освальда Шпенглера и Пауля Тиллиха. С ними у него установились отношения, которые поддерживались всю жизнь, в том числе перепиской. В частности его особенно связывал похожий взгляд в отношении „критики позитивизма, рационализма, буржуазности, а также цивилизации в общем“. Выход в свет его эссе „Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы“ (1924) принес Бердяеву европейскую известность.

Два года спустя он переехал в Париж, основал там академию, издал религиозно-философский журнал „Путь“ и поддерживал отношения с „renouveau catholique“ кроме всего прочего, с Петером Вустом. Бердяев активно участвовал в европейс-ком философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

После его отъезда  из Германии наступила оживленная дискуссия  его произве-дений, как среди протестантских так и католических теологов и публицистов (например, Эрнста Мишель).

В условиях эмиграции  основными в его творчестве становятся темы этики, ре-лигии, философии истории и философии личности. Писатель вел активную твор-ческую, общественно-культурную и редакционно-издательскую работу, вклю-чался в различные общественно-политические и общественно-церковные дис-куссии в эмигрантской среде, осуществлял в своем творчестве связь русской и западноевропейской философской мысли. Он отстаивает в своих трудах пер-венство личности над обществом, „примат свободы над бытием”. Резко крити-куя - за антидемократизм и тоталитаризм - идеологию и практику большевизма, Бердяев не считал „русский коммунизм” случайным явлением. Его истоки и смысл он видел в глубинах национальной истории, в стихии и „вольнице” рос-сийской жизни, в конечном счете - в мессианской судьбе России, ищущей, он не обретшей еще „Царства Божьего”, призванной к великим жертвам во имя под-линного единения человечества.

Во время Второй мировой войны Бердяев занял ясно выраженную патриоти-ческую позицию, его произведения  в Третьем Рейхе на основе его „пробольше-вистской“ пропоганды были запрещены. После победы над фашистской Гер-манией Бердяев имел надeжду на некоторую демократизацию духовной жизни в СССР, вызвавшую негативную реакцию со стороны непримиримой эмиграции. В 1947 году ему было присуждено звание доктора Кембриджского университета.

Бердяев отмечает связь  его творчества, философских взглядов с жизненными событиями, так как, по мнению писателя, „творческая мысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно связана с жизнью, она жизнью определяет-ся”. Он пишет в „Самопознании”: „Я пережил три войны, две из которых могут быть названы мировыми, две революции в России... пережил духовный ренес-санс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, пе-реворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком мно-го событий. ...И вместе с тем я никогда не был человеком политическим. Ко многому я имел отношение... но ничему не принадлежал до глубины... за исклю-чением своего творчества. Я всегда был анархистом на духовной почве и „инди-видуалистом”.

Находясь в вынужденной  эмиграции, Бердяев продолжал считать себя русским философом. Он пиcaл: „Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую тради-ции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я рус-ский мыслитель и писатель.”

Информация о работе Философия человека Н.Бердяева