Философия человека Н.Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день о фигуре Н.А. Бердяева сказано и написано уже доста-точно много. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. О себе Николай Александрович писал так: „ Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Тол-стого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель“ .

Содержание

Введение
1. Духовная эволюция Н.А. Бердяева.
1.1. Бердяевский антирационализм.
2. Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.
3. Проблемы свободы человеческой личности.
3.1. Концепция личности человечекa.
4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.
5. Истолкование природы творческого акта.
5.1. O творческом назначении человека.
5.2.Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.
6. Этикa Человека. Этический дуализм.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Referat dla intreneta Filosofie Berjaeva.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Духовная эволюция Николая Александровича Бердяева прошла путь от „легаль-ного марксизма”, когда он (наряду с другими марксистами) выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.

1.1. Бердяевский антирационализм

Одной из существенных черт русской религиозной философии начала XX в. является, оппозиция рационалистическому миросозерцанию, которое одно-временно отождествляется с эпохой Ренессанса в ее капиталистическом завер-шении. У Н. А. Бердяева эта оппозиция выражена ярко и четко. По его мнению, философия должна стать иным типом мировоззрения, строиться на принци-пиально иных основоположениях, нежели предшествующая, рационалистичес-кая прежде всего философия. Это положение имеет как бы два аспекта - нега-тивный, критический, связанный с критикой предшествующей философии и экспликацией ответа на вопрос, чем же философия должна не быть, и позитив-ный, утвердительный, связанный с решением вопроса о задачах философии и ее истинном проблемном поле.

Н. А. Бердяев считает, что философия не должна быть рационалистической, ориентироваться на науку, научность вообще. Предшествующий рационализм, ориентировавшийся на науку, является, по его мнению, тем типом мировоз-зрения, которое следует преодолеть. Поиск новой, „смысложизненной“, „человечной“ философии - основная тема философских исканий Н. А. Бердяева.

Основной упрек в  адрес классической философии формулируется  им как не-возможность с ее позиций охватить многомерность человека как существую-щего, а не только как познающего субъекта. Н. А. Бердяев подчеркивает необ-ходимость ввести в компетенцию философии ответ на широкий круг мировоз-зренческих вопросов. Рационалистическая философия, как утверждает Н. А. Бердяев, остается вне целостного человека, вне фиксации трагических коллизий его жизненного опыта. Ей не хватает для этого как аппарата исследования, так и общей целевой установки. Она ориентирована на науку и экспликацию ее ре-зультатов.

Подлинная философия, как полагает Н. А. Бердяев, должна стать  философией человека, человека как  существующего, а не только как познающего. Филосо-фия, утверждает Н. А. Бердяев, должна строиться на принципиально иных основоположениях, нежели предшествующая философия.

Тот тип мировоззрения, идеалом  которого была научная философия, следует  преодолеть как не соответствующий  „подлинным“ чаяниям человека, смыслу его существования. Прежняя философия, по мнению Н. А. Бердяева, остается вне целостного человека, за рамками фундаментальных вопросов его жизни. Она ориентирована на науку, а не на трагическое.

Сама действительность предстает в виде, далеком от рационального постиже-ния,- в ней бессмысленно искать разумную, прозрачную схему реализации дея-ний индивида. Она предстает как нечто чуждое, враждебное человеку и неуло-вима через призму сознания. Следствием этого и является поиск смысложизнен-ных знаний во внутреннем мире личности, не в сфере рационального опыта, соз-нания, а в сфере его своеобразного расширения и обогащения - за счет раскры-тия уровней „над“ и „под“ рациональным срезом.

Так писал В. В. Зеньковский  о Н. А. Бердяеве: „Ко всем темам Бердяев всегда подходит очень лично, как бы все, меряя, все, оценивая с личной точки зрения,- и в этой невозможности выйти за пределы самого себя, в поразительной скован-ности его духа границами личных исканий - ключ к его духовной эволюции. В ней есть своя диалектика, но это не диалектика идей, а диалектика „экзистен-циальная“, очень субъективная“.

2. Несоизмеримость противоречивой  и иррациональной человеческой  природы с рационалистическим гуманизмом.

Н. А. Бердяев, как и  Ф. М. Достоевский, раскрывает несоизмеримость проти-воречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом, рационалистической теорией прогресса.

Вслед за Ф. М. Достоевским  Н. А. Бердяев критикует эвдемонистическую  на-правленность предшествующего миросозерцания: „Но современная психология, продолжая Достоевского, Ницше, Киркегардта, совершенно разрушила эту ра-ционалистическую доктрину. Человек есть существо свободное, духовное и творческое, и свободное творчество духовных ценностей он предпочитает счас-тью. Но человек есть также существо больное, раздвоенное, определяющееся темным бессознательным. И потому он не есть существо, стремящееся во чтобы то ни стало к счастью и удовлетворению. Никакой закон не может его сделать существом, предпочитающим счастье свободе, удовлетворение и успокоение творчеству“.

Из-за раздвоенности и  иррациональности человек предстает как существо траги-ческое - будучи изначально свободным, человек может либо пойти путем „не-просветленной“, греховной свободы, которая с неизбежностью приводит к ее замене властью одного и подчинению необходимости, либо путем преодоления иррациональной свободы происходит процесс рождения человека как личности. Поэтому, согласно учению Н. А. Бердяева, „богочеловек и человекобог - поляр-ности человеческой природы. Это - два пути: от Бога к человеку и от человека к Богу“.

Человек, стремясь стать, „как боги“, приходит к самоизоляции, к самозамыка-нию - и, как следствие, к самодеструкции - его интетерсует уже не духовное возрастание. Основные моменты этого процесса очерчены философом в его концепции объективации, т. е. отчужденья, пронизывающего собой все стороны падшего мира. Однако грехопадение перво-Адама предстает не только как грех и зло, но и как необходимый и в сущности, положительный момент в процессе развития человечества. Ведь через опыт зла, взятый более широко, в его как бы историческом ракурсе, человечество проходит все ступени объективации, одно-временно обогащаясь этим опытом, способствующим преодолеть благодаря ему „иррациональность“ свободы первоначального „Ничто“, т. е. подымаясь к окон-чательному совершенству и просветлению. Человек должен пройти по пути собственной свободы, раскрывая этим путь „антропологического“ откровения, ибо высшая и окончательная стадия бытия явит собой единение двух составляющих - Бога и человека.

3. Проблемa свободы человеческой личности.

„Основной, изначальной  проблемой, является проблема человека, проблема человеческого познания, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка бытия. Именно человек есть то загадочное в мире существо, из мира необъяснимое, через которое только и возможен прорыв к самому бытию“.

Н.А.Бердяева

Н. А. Бердяев как религиозный мыслитель полагал, что учение о личности мо-жет быть построено на основе признания существования идеальной личности Христа - второй божественной ипостаси. Именно благодаря Христу возможна, по мнению Н. А. Бердяева, антроподицея - оправдание человека. „Если бы не было Богочеловека… то невозможно было бы оправдание Бога и невозможно было бы оправдание человека“. Принцип свободы, уходящий в бездну Ничто, и тезис о том, что человек есть образ и подобие Божье, составляют, по Н. А. Бер-дяеву, основу подлинного учения о человеке. Личность, полагает Н. А. Бердяев, является осуществлением божественного замысла о человеке, она выступает для природного человека не как данность, норма, а как задание, проект. Осуществле-ние этого замысла возможно потому, что в человеке содержится элемент несо-творенной свободы. Основной характеристикой человека как личности является ее открытость. Личность возможна лишь с выходом к другому, к „ты“, „лич-ность, по существу, предполагает другого и другое…, другую личность“.

По мнению Н. А. Бердяева, личность является ценностью, которая  стоит выше государства, нации, человеческого рода. Личность не существует без духовного начала, которое означает конкретную полноту жизни. Личность, утверждает фи-лософ, создана Божьей идеей и свободой человека. Человек способен реализо-вать две возможности, полагал Н. А. Бердяев. Либо этот „другой“ является боль-шей ценностью, предстает как духовное, Бог. Тогда путь к нему лежит через трансцендирование за пределы „вещного мира“ к обретению специфически человеческого, духовного бытия. Личность вырабатывается, как утверждал Н. А. Бердяев, длительным процессом, выбором. Однако возможен другой путь - путь выбора „другого“ как низшей ценности, когда человек не связывается через трансцендирование с духовным, а выбирает вещный мир, он становится рабом бытия, индивидом.

Личность, по Н. А. Бердяеву, является ценностью духовного плана, ее основная характеристика - свобода.

В противовес этому индивид  является категорией натуралистической. Он - по-рождение того порядка бытия, где умерщвлены свобода, дух, творчество. В от-личие от диалогического характера личности существенной характеристикой ин-дивида является его эгоцентризм, замкнутость в себе. Он, по определению Н. А, Бердяева,- атом.

Выход к Богу символизирует  собой у Н. А. Бердяева одновременно выход к дру-гому, ибо диалог человека и Бога является одновременно встречей, диалогом „я“ и „ты“, человека и его другого. „Личность предполагает существование других личностей и общение личностей. Личность есть высшая иерархическая цен-ность, она никогда не есть средство и орудие. Но она, как ценность, не сущест-вует, если нет ее отношения к другим личностям, к личности Бога, к личности другого человека, к сообществу людей. Личность должна выходить из себя, преодолевать себя. Такой она задана Богом“.

3.1. Концепция личности человечекa

Важное место у Н. А. Бердяева отводится анализу целостного духовного человека. Одной из характеристик целостного человека выступает у него трактовка человека как микрокосма, как малого подобия вселенной. Духовное начало, полагает Н. А. Бердяев, объемлет и человеческое тело и материальное в человеке, означает достижение целостного образа личности, вхождение всего человека в иной порядок бытия. „Тело“ также принадлежит человеческой личности и от него не может быть отвлечено „духовное“ в человеке. „Тело“ человека и даже „тело“ мира могут выйти из царства „природы“, „необходи-мости“, „вещи“ и перейти в царство „духа“, „свободы“,“личности“. Этот смысл имеет христианское учение о воскрешении мертвых, воскрешении во плоти“. Человек как личность несет у Н. А. Бердяева еще одну понятийную нагрузку именно в связи с характеристикой отношения человека и природы. Этот термин „микрокосм“ должен, по мысли Н. А. Бердяева, обосновывать тот момент, что целостный, духовный человек внутренне связан с природой, вмещая в себя и постигая внутреннюю жизнь природы „от камня до Божества“. Именно духов-ный человек, как полагает Н. А. Бердяев, содержит в себе и подлинную реаль-ность природы. Таким образом, обретение духовного, выбор себя как личности предопределяет также, по мнению Н. А. Бердяева, подлинное единение человека и природы.

Следует подчеркнуть, что  тема „персонализации“ мира, космоса одна из су-щественных в целом для русской философии. Например, выдающийся право-славный богослов В. Н. Лосский также обращался к этой проблеме. Он отме-чал, что подлинное величие человека состоит не в его бесспорном родстве со вселенной, а в его причастности божественной полноте. Поэтому, полагает бо-гослов, связь человека со вселенной оказывается как бы „опрокинутой“ по срав-нению с античными понятиями. Вместо того чтобы „де-индивидуализиро-ваться“, „космизироваться“ и, таким образом, раствориться в некой безличной божественности, абсолютно-личностный характер отношений человека к личному Богу должен дать ему возможность „персонализировать“ мир.

Подчеркивая ответственность человека за судьбу мира, В. Н. Лосский писал: „Мы - то слово, тот Логос, в котором он высказывается, и только от нас зависит - богохульствует он или молится. Только через нас космос как продолжение на-шего тела может воспринять благодать. Ведь не только душа, но и тело челове-ка создано по образу Божьему.

Бердяев дает своеобразную классификацию периодов в отношении  человека к природе:

  • во-первых, выделяется период погружения человека в космическую жизнь, что характеризуется, по мнению философа, зависимостью человека от мира, невыделенностью человеческой личности из природы, этот пе-риод связан с примитивным скотоводчеством и земледелием, эпохой рабовладения;
  • во-вторых, Н. А. Бердяев выделяет период освобождения человека от влас-ти космических сил, которая ведется не благодаря технике, а именно в ду-ховной борьбе с магией природы - через аскезу. Этому периоду соот-ветствует элементарная форма хозяйства, крепостное право;
  • в-третьих, период механизации природы, научное и техническое овладе-ние ею в индустриальном капиталистическом обществе;
  • в-четвертых, период, который характеризуется разложением космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образованием новой организованности в отличие от органичности. Этот период выражает современное состояние дел, т. е. факт зависимости, рабства человека от техники.

Н. А. Бердяев посвятил специальную статью под названием „Человек и машина“ проблеме взаимоотношения человека и произведения его собственных рук тех-ники, машины. Вывод, который делает философ в этой связи, состоит в том, что механизация, „машинизация“ всех сторон современного индустриального об-щества приводит к гибели духа, разума в нем, к разложению и гибели самой личности. „Ставится вопрос,- резюмирует философ, - быть или не быть человеку“.

4. Целостный человек - богочеловек в концепции свободы личности.

По Бердяеву, только обращаясь  к Богу, человек может уйти от метафизической пустоты, возродиться  как личность, обретет духовное единение с природой и людьми. Н. А. Бердяев различает три понятия времени, которые соответствуют состояниям человека:

  1. объективированному „я“ соответствует космическое время;
  2. „я“ историческому, представляющему собой смешение „я“ объективирован-ного;
  3. „я“ экзистенциального, соответствует время историческое; состоянию же подлинной духовности, экзистенциальному „я“ соответствует время ноуме-нальное или небесное.

Информация о работе Философия человека Н.Бердяева