Философия абсурда А.Камю

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Биография А.Камю, концепция абсурда в философии А.Камю

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по философии.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Во  время ожидания казни герой отказывается от беседы с тюремным священником, он считает его противником. Страх смерти и ужас владеют Мерсо в тюремной камере,  он думает о процедуре казни, о гильотине. Всю ночь он не смыкает глаз в ожидании рассвета, который может стать последним в его жизни. Герой абсолютно одинок, но вместе с тем свободен, он – человек, у которого нет завтрашнего дня. Мерсо не принимает каких-либо загробных надежд и утешений. Последний разговор со священником внезапно вызывает у героя вспышку гнева, и Мерсо говорит свою речь, пожалуй единственную во всем романе, где он вскрывает душу, очищает ее от боли, герой чувствует отгражденность от мира людей и близость с невероятным миром природы. Для Мерсо уже не существует будущего, есть только настоящее.

     Мерсо не видит выхода и желает уйти из жизни, и поэтому заключительным словом в романе все-таки остается «ненависть» : «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти»17

     Поскольку Камю считает, что человек является первой и единственной причиной своей  трагедии, то становится понятно, что «Посторонний» Камю не только был, но и хотел быть посторонним обществу, он не только чувствовал абсурд, но и не подчинялся ему.

     Еще одним героем Камю, который восстал против бессмыслицы и абсурда, является Калигула. Именно пьесой «Калигула» открывается в творчестве Камю так называемый «круг Абсурда». Главным героем драмы является римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, который более известен всем как Калигула. В основе «Калигула» лежит книга Светония «О жизни двенадцати цезарей». В драме основное место занимает протест против абсурдной судьбы. Если сравнить «Калигулу» с «Посторонним», то можно пронаблюдать ряд изменений в позиции автора : если в «Постороннем» автор не дает нам причину превращения Мерсо в человека абсурда ( достаточно вспомнить, что в начале романа упоминается о том, что в молодые годы он был обычным человеком), то в драме «Калигула» причины изменения в мировоззрении и поведении Калигулы Камю объясняет познанием истины.

     Меня  очень заинтересовала такая позиция  автора и я задаю вопрос : «В чем же заключается истина Калигулы?» Со слов главного героя  эта истина проста, он говорит: «Люди умирают и потому они несчастны» (ІІ, 13). На первый взгляд это кажется очевидным, но если задуматься, то приходишь к выводу, что именно она стала причиной бессмыслицы, которую Калигула так яростно хотел объяснить и доказать людям, применяя самые извращенные методы.

     Калигула  считает, что абсурд мира открылся ему « первому» и только ему, и этот абсурд, в свою очередь, воплотился в насилии, разврате, унижении и убийстве ради счастья. Все издевательства, убийства и другие преступления Калигула совершает лишь для того, по его мнению, чтобы люди поняли всю абсурдность мироздания, чтобы и им открылась та истина, которая до сих пор была дана лишь ему. Он желал доказать людям, что они смертные, обреченные и несчастливые, что жизнь на самом не такова, какой должна быть, и поэтому Калигула стремится воспроизвести в жизнь абсурд, который ему открылся очевидным. Он искренне поверил в то, что это истина, которую должны понять люди. Хаос, который Калигуле открылся, господствует везде - и на земле, и на небе, поэтому он хочет достичь невозможного: «Я хочу небо растворить в море, смешать красоту и уродство, и, чтобы горе фыркало хохотом» 18У Калигулы вдруг проснулось огромное желание возвыситься над всеми и всем, руководить всем на свой манер. Он всеми силами стремится разрушить абсурдный мир в самой его основе. Ради этого Калигула разыгрывает представление, на мой взгляд, очень жестокое и кровавое, с целью вбить в тупые головы людей « правду этого мира, которая заключается в том, что ее в нем нет».19

     Калигула у Камю имеет яркую черту, он не намеревается подчиняться абсурдной судьбе, а наоборот, сам стремится стать судьбой и божеством, он одержим идеей просветить «слепцов» в том, что жизнь абсурдна. На мой взгляд еще более абсурдным является то, что Калигула так и не смог ничему их научить, даже этот жестокий абсурд, выраженный во всевозможных унижениях, оскорблениях и издевательствах со стороны героя его жертвы принимали как «норму».

     В начале драмы Калигула говорит о том, что хочет завладеть луной, но сам он смог ее достать, и поэтому просить сделать это Геликона. Эта идея проходит через всю драму и, соответственно, возникает вопрос : «Смог ли Калигула « снять с неба луну», то есть достичь невозможного в своем восстании против абсурда?» руководствуясь здравым смыслом, делаю вывод, что, конечно, не смог, и Камю приводит в конце концов своего героя к выводу: « Я не нашел истинного пути, ни к чему не пришел. Моя свобода была не полна».20 
 

     Следующим этапом в мировоззренческой эволюции Камю становится этап «Бунта», он последовательно выводится из абсурда, является его следствием, новым переосмыслением. Это трактат «Мятежный человек», роман «Чума»  и драма «Праведные».

     Кратко  упомяну о каждом из них.

     «Чума» - роман философский. По привычке, литературные произведения Камю имеют жанровое определение романа, хотя сам писатель искал для них каких-то других определений, например, «миф», «хроника», «притча», ведь художественное творчество было для Камю поистине настоящей философией. Для романа - притчи характерное обобщенно - универсальная трактовка зла в контексте человеческого бытия (чума для героев романа - это зло, абсурд, что-то неотделимое от существования человека). Но на этом этапе творчества для Камю важным становится бунт, то есть борьба против зла. Огромное значение здесь имеют параллели, проведенные к истории фашизма, как наибольшей чумы ХХ века. В этом случае Камю интересует уже не конечный результат, ведь зло неистребимо, а сама позиция человека, когда он оказывается перед лицом зла.

     На  основе анализа произведения «Чума» можно сделать вывод о том, что Бунт, по мнению Камю, порождается у человека осознанием увиденного абсурда, осознанием несправедливой, непонятной судьбы. А его целью является превращение. Эстетика бунта, которая пришла на смену эстетике абсурда, переняла ее опыт и развила из соображения в действие.

     Бунт  у Камю - это действие. В трактате «Мятежный человек» Камю исследует историю бунта в течение двух веков. Это одновременно и исторический бунт, и метафизический бунт. Камю в трактате пишет: «Я бунтую, значит мы существуем» - для того, чтобы жить, человек должен бунтовать. Метафизический бунт - это восстание человека против своей судьбы, своего назначения, это бунт против самого миропорядка, это вызов несправедливости, это и вызов абсурду.

     Таким образом, на основе вышеизложенных мною заключений, я делаю вывод, что и герои Камю - литератора, и сама философия Камю логично выводят из абсурда идею бунта как единственно возможную и правомерную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Заключение.

     В данной курсовой работе мы рассмотрели философию Камю в период его раннего творчества, на основе анализированных произведений, можно сделать вывод, что оно включает в себя и философские труды, и художественные произведения, посвященные проблеме абсурда.

     Опираясь  на пункты представленной в первой главе биографии, отмечаем, что каждый из этапов творчества Камю, содержит в себе: философское эссе, роман и драму. Камю сумел соединить в своем творчестве философию, литературу и театр.

     В данной курсовой работе мы рассмотрели лишь первый этап, посвященный абсурду. В творчестве Камю абсурд рассматривается не только как философское понятие и как основа бытия, но также наделяется особым значением, подобного которому не существует ни у одного из философов.

     Во  второй главе курсовой работы мы рассмотрели раскрытие философии абсурда Камю в теоретическом плане на примере «Мифа о Сизифе», проанализировали первоисточник, что позволило сделать вывод о том, что Камю в «Мифе о Сизифе» рассматривает связь абсурда и самоубийства, абсурдного человека, абсурдное творчество, а также абсурдную свободу.

     На  основе анализа произведения, а также  других источников, делаем заключение о том, что  Камю в своей философии определил абсурд как фундаментальную проблему бытия. Философ утверждает, что абсурдным не является ни мир, ни человек - абсурд возникает лишь в их взаимном присутствии, ведь это «метафизическое состояние человека в мире».

     В работе также изложен факт явного отличия Камю в подходе к проблеме абсурда, он заключается в том, что абсурд им рассматривается не как вывод, а как начало размышлений. Камю стремится не просто констатировать факт абсурда, а именно те последствия, к которым он приводит. Камю также ищет выходы из состояния абсурда. Таким выходом из абсурда стал бунт. Бунт как логическое продолжение философии абсурда.

     Также во второй главе данной работы при  подробном рассмотрении «Мифа о  Сизифе» мы сделали акцент на новом толковании Камю образа абсурдного героя, философ делает вывод, что Сизиф как герой абсурда смог подняться над своей судьбой: «Сизифа следует считать счастливым» - утверждает Камю.

     Что касается теории абсурда в литературе Камю – она рассмотрена нами в третьей главе данной работы на примере романа «Посторонний». Философия здесь имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, созданный философом образ воплощает идею абсурдного человека, и с  другой - разоблачает абсурдность мира. Но, как уже упоминалось в работе, Камю считает, что абсурд рождается из столкновения человека и мира, он является расстройством между человеком и миром.

     В третьей главе мы также рассмотрели  реализацию проблемы абсурда и в театре. Абсурд воплотился в пьесе «Калигула», которая, собственно, хронологически и является первым из произведений абсурда Камю. Ее герой, осознав абсурдность жизни, стремится открыть глаза всем подчиненным; методы, которые использует для этого «просветления» Калигула, не приносят ничего, кроме беды. В результате, Калигуле не удалось стать божеством, он не смог достичь невозможного.

     По  моему мнению, цели и задачи работы достигнуты, концепция абсурда А.Камю раскрыта, она проявляется целостно при помощи рассмотрении всех произведений цикла, к тому же они не только дополняют друг друга, но являются взаимосвязанными, равно как и циклы творчества Камю. Логическое завершение цикл абсурда нашел в произведениях ІІ этапа творчества, который имеет название «Бунт».

     В заключение работы изложу несколько  идей, на которые меня натолкнуло изучение философии Абсурда Камю.

  1. Камю в своих произведениях, раскрывая проблему абсурда проблему абсурда, рассматривает человека абсурда, в частности Мерсо. на мой взгляд, Камю в какой-то мере отождествляет себя с человеком абсурда. Подтверждением этому может служить хотя бы тот факт, что сам философ родом из бедных районов Алжира (о чем говорится в первой главе работы), и его герой – Мерсо из «Постороннего» также из Алжира и, собственно, все действия романа проходят там же.
  2. Во введении мною было упомянуто о противоречии различных исследователей творчества Камю о том, кем же на самом деле его следует считать : философом или литератором?

    На мой взгляд, справедливы оба мнения, ведь А.Камю прекрасным образом реализовал проблему абсурда как в своем философском  исследовании «Миф о Сизифе», так  и в литературе на примере романа «Посторонний» и драмы «Калигула». 
     
     
     
     
     
     
     

Список  используемой литературы.

  1. Великовский С.И./ Грани “несчастного сознания”.-М.,1973.-С.35 – 88;
  2. Долгов К.М./от Кьеркегора к Камю.- М., 1990.-С.348;
  3. Камю. А./ Калигула: сб.: [пер. с фр.] / А. Камю. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.;
  4. Камю. А./ Посторонний : [пер. с фр.]  / А. Камю. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.;
  5. Кушкин Е. П./ Альбер Камю/ Ранние годы.-Л.,1982.-С.153.;
  6. Кушкин Е. П./ Альбер Камю/ Ранние годы.-Л.,1982.-С.153.;
  7. Наливайко Д./ Интеллектуальная проза А. Камю / А.Камю. Выбраны произведения в 3х т. т.3. - Харьков, 1997. - С.600 -;
  8. Семенова С./ Метафизика искусства А.Камю /Теории, концепции, школы. - M.,1975 .-С.92;
  9. Философский словарь. – М. – 1986;

Информация о работе Философия абсурда А.Камю