Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курсовая работа
Биография А.Камю, концепция абсурда в философии А.Камю
Введение.
Во французской философии середины ХХ века проблема абсурда становится чуть ли не одной из важнейших. Эта проблема связана, в первую очередь, с философией экзистенциализма, и, соответственно, с творчеством Ж. П. Сартра и А.Камю. Именно с их легкой руки философия экзистенциализма нашла воплощение в литературе. Такое сочетание литературы и философии является явлением новым, ведь литература Франции, как ни одна другая, смогла приблизиться к философии. Философичность литературы - это давняя традиция, которая развивается еще со времен Средневековья и Возрождения, а в эпоху Просвещения она достигла значительного взлета. Стоит назвать хотя бы имена Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, Д. Дидро, Вольтера и др. Именно во Франции зародился жанр эссе, который функционирует на стыке философии и литературы, а Камю был художником - эссеистом.
Стоит отметить, что Камю не стремился к творению философских систем. Камю тяготеет к образному типу мышления, которое прослеживается и в его эссе.
Камю неоднократно повторял, что он не является философом. Еще в молодом возрасте Камю записал в своих записных книжках: «Думают только обидами. Хочешь быть философом - пиши романы».
Проблема абсурда у Камю раскрывается в его философских трудах, а также в художественных произведениях: драматургии и прозе. Сами лишь философские труды не дают достаточного понимания этой проблемы философом. Лишь рассмотрев в комплексе все творчество Камю, можно иметь достаточный материал для анализа.
Творчество А. Камю можно разделить на несколько этапов. Эволюцию творчества Камю проследить не трудно, - изменение его философских взглядов непосредственно связано с историческими обстоятельствами. Камю сам сделал попытку разделить собственное творчество на определенные этапы (Записные «книжки», 1947р.).
Первый этап своего творчества Камю именовал этапом «Абсурда». Это произведения написаны во время войны и к ее началу. К ним принадлежат: «Калигула», «Посторонний», «Миф о Сизифе».
Вторым этапом является «Бунт». Этот этап образуют произведения: «Чума», «Праведные», «Бунтующий человек».
Третий этап – произведения, написанные в 50-ые годы. В записных книжках А. Камю он не имеет названия. Это произведения: «Падение», «Изгнание и царство». Без внимания остались лишь ранние лирические эссе: Камю считал их незрелыми.
Поскольку тема моей курсовой работы ограничена лишь философией абсурда, то к рассмотрению мы возьмем произведения первого этапа, но в контексте всего творчества А. Камю.
Проблемой абсурда в творчестве А. Камю интересовались, начиная со времени написания его ранних произведений. Во-первых, это была не только достаточно новая проблема, но и актуальная, во-вторых, у Камю проблема абсурда нашла достаточно интересное и неоднозначное толкование.
Камю вознес проблему абсурда до уровня важнейших проблем человечества. В философской науке есть уже определенное количество исследований философии абсурда у Камю. Многие из исследований стоят, как и само творчество Камю, на грани философии и литературоведения, и стремятся охватить при анализе все творчество во всех ее аспектах.
Наиболее интенсивно занимались этой проблемой в 70е, 80е годы. Однако в России, особенно в последние годы, имя этого французского писателя и философа было однозначным и полузапретным. Это объясняется тем, что его творчество, по мнению многих литературоведов, не отвечало интересам общества и, более того, было направлено против него. Особенно большие претензии предъявлялись к предвоенному циклу, который сам Камю назвал «Абсурд». В связи с этим, исследовательских работ по творчеству писателя в настоящей стране очень мало. В имеющихся же работах, внимание исследователей, как правило сосредоточено на позднем творчестве писателя или на содержании его работ, не затрагивается философский аспект.
Также философ в своем творчестве затрагивает проблемы, имеющие огромное значение и в наше время: проблемы самоубийства и пути выхода из него и смысла жизни.
Таким образом, актуальность темы моей курсовой работы обусловлена:
Цель моей курсовой работы является рассмотрение философии абсурда А.Камю благодаря исследованию понятия абсурда в теоретических трудах Камю ( в частности, в «Мифе о Сизифе») и исследованию философию абсурда в литературе.
Достижению этой цели подчинены решаемые в работе задачи:
Объектом моего исследования являются труды Камю, предметом исследования является философия абсурда.
Однако Камю был слишком прочно прикован, как он заверял в речи по случаю вручения ему Нобелевской премии за 1957 год, к «галере своего времени», чтобы с лёгкой душой позволить себе не «грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». Очутившись в ловушке такого рода, он мучительно метался, тосковал в книге лирических эссе «Лето» (1954) по минувшим дням молодости в Алжире, впадал в надрывное покаяние потерявшего себя и потерянного для других изгнанника. Повесть «Падение» (1956) и сборник рассказов «Изгнание и царство» (1957) – горькие, во многом исповедальные книги, внушённые подозрением в каком-то непоправимом просчёте, заведшем его туда, где ему смолоду менее всего хотелось бы очутиться. Зато как раз тогда на Камю обрушился водопад похвал, почестей, восторгов. Их и прежде хватало, но теперь они шли с другой стороны и имели особый оттенок. В кругах официозных Камю нарекли «совестью Запада» - не очень-то лестный титул для «мятежника», гордившегося своей рабочей закваской. В последние годы он словно подтверди признание, вырвавшееся у него ещё в одной из первых проб пера: «В глубине моего бунта дремало смирение».
Охранительное
бунтарство позднего Камю самого его
повергало в смятение. И подрывало
писательскую работоспособность. Он предпринимал
шаги, чтобы вернуться к режиссуре, подумывал
о собственном театре, пока суд да дело,
пробовал кое-что ставить, но не свои пьесы,
а сценические переработки «Реквиема
по монахине» Фолкнера (1956) и «Бесов» Достоевского
(1959). Когда Камю 4 января 1960г. разбился
на машине, возвращаясь в Париж после рождественских
дней, в ящиках его письменного стола не
нашлось почти ничего годного для печати,
кроме набросков к едва продвинувшейся
повести «Первый человек» и записных книжек.
Глава 2. Концепция абсурда в философии Альбера Камю.
Альбера Камю вместе с Сартром принято определять как самых выдающихся экзистенциалистов во Франции да и во всей Западной Европе. Сам Камю отрицал свою принадлежность к экзистенциализму. В действительности, взгляды Камю и экзистенциалистов Сартра и Хайдеггера во многих вопросах являются скорее оппозиционными. Но, как утверждает Д. Наливайко, «особенно сближает Камю - мыслителя с экзистенциалистами - идея абсурдности бытия».1
Поскольку одной из основных задач экзистенциализма является установление содержания человеческого существования, то естественно, что каждый из философов - экзистенциалистов выдвигал свою концепцию смысла бытия - религиозную, или, наоборот, атеистическую. Камю утверждал, что среди мыслителей, нет ни одного, кто бы отрицал смысл жизни.
Камю считает, что человек открывает важнейшие истины относительно самого себя и мира с помощью чувств. Он ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, обращается к философии С. Кьеркегора и раскрывает фундаментальные вопросы человеческого существования. Следуя за своими предшественниками, Камю определяет единственное ощущение, которое, по его мнению, характеризует бытие человека, - таким ощущением является ощущение абсурдности. Оно способно родиться внезапно, стоит лишь человеку выпасть из ежедневного механического существования и изменится вся жизнь, у индивида непременно возникает вопрос, «стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит»? Ощущение абсурдности, захватив сознание человека хоть раз, может перечеркнуть все другие ощущения. 2 Что же такое абсурд?
Само понятие абсурда в его современном философском значении ввел философский писатель А. Мальро, то есть абсурд, как характеристика существования человека в современном мире. В определенном понимании и Камю, и Сартр считали Мальро своим наставником.