Философия абсурда А.Камю

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Биография А.Камю, концепция абсурда в философии А.Камю

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по философии.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Введение.

               Во французской философии середины ХХ века проблема абсурда становится чуть ли не одной из важнейших. Эта проблема  связана, в первую очередь, с философией экзистенциализма, и, соответственно, с творчеством Ж. П. Сартра и А.Камю. Именно с их легкой руки философия экзистенциализма нашла воплощение в литературе. Такое сочетание литературы и философии является явлением новым, ведь литература Франции, как ни одна другая, смогла приблизиться к философии. Философичность литературы - это давняя традиция, которая развивается еще со времен Средневековья и Возрождения, а в эпоху Просвещения она достигла значительного взлета. Стоит назвать хотя бы имена Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, Д. Дидро, Вольтера и др. Именно во Франции зародился жанр эссе, который функционирует на стыке философии и литературы, а Камю был художником - эссеистом.

     Стоит отметить, что Камю не стремился к творению философских систем. Камю тяготеет к образному типу мышления, которое прослеживается и в его эссе.

     Камю  неоднократно повторял, что он не является философом. Еще в молодом возрасте Камю записал в своих записных книжках: «Думают только обидами. Хочешь быть философом - пиши романы».

     Проблема  абсурда у Камю раскрывается в его философских трудах, а также в художественных произведениях: драматургии и прозе. Сами лишь философские труды не дают достаточного понимания этой проблемы философом. Лишь рассмотрев в комплексе все творчество Камю, можно иметь достаточный материал для анализа.

     Творчество  А. Камю можно разделить на несколько  этапов. Эволюцию творчества Камю проследить не трудно, - изменение его философских взглядов непосредственно связано с историческими обстоятельствами. Камю сам сделал попытку разделить собственное творчество на определенные этапы (Записные «книжки», 1947р.).

     Первый этап своего творчества Камю именовал этапом «Абсурда». Это произведения написаны во время войны и к ее началу. К ним принадлежат: «Калигула», «Посторонний», «Миф о Сизифе».

     Вторым  этапом является «Бунт». Этот этап образуют произведения: «Чума», «Праведные», «Бунтующий человек».

     Третий этап – произведения, написанные в 50-ые годы. В записных книжках А. Камю он не имеет названия. Это произведения: «Падение», «Изгнание и царство». Без внимания остались лишь ранние лирические эссе: Камю считал их незрелыми.

     Поскольку тема моей курсовой работы ограничена лишь философией абсурда, то к рассмотрению мы возьмем произведения первого этапа, но в контексте всего творчества А. Камю.

     Проблемой абсурда в творчестве А. Камю интересовались, начиная со времени написания  его ранних произведений. Во-первых, это была не только достаточно новая проблема, но и актуальная, во-вторых, у Камю проблема абсурда нашла достаточно  интересное и неоднозначное толкование.

     Камю  вознес проблему абсурда до уровня важнейших проблем человечества. В философской науке есть уже определенное количество исследований философии абсурда у Камю. Многие из исследований стоят, как и само творчество Камю, на грани философии и литературоведения, и стремятся охватить при анализе все творчество во всех ее аспектах.

     Наиболее  интенсивно занимались этой проблемой в 70е, 80е годы. Однако в России, особенно в последние годы, имя этого французского писателя и философа было однозначным и полузапретным. Это объясняется тем, что его творчество, по мнению многих литературоведов, не отвечало интересам общества и, более того, было направлено против него. Особенно большие претензии предъявлялись к предвоенному циклу, который сам Камю назвал «Абсурд». В связи с этим, исследовательских работ по творчеству писателя в настоящей стране очень мало. В имеющихся же работах, внимание исследователей, как правило сосредоточено на позднем творчестве писателя или на содержании его работ, не затрагивается философский аспект.

     Также философ в своем творчестве затрагивает  проблемы, имеющие огромное значение и в наше время: проблемы самоубийства и пути выхода из него и смысла жизни.

     Таким образом, актуальность темы моей курсовой работы обусловлена:

    1. Необходимостью целостного осмысления проблемы абсурда    человека в творчестве Камю;
    2. Нестабильным и тревожным положением в современном обществе, которому свойственны проблемы, рассматриваемые Камю в своем творчестве.

           Цель моей курсовой работы является рассмотрение философии абсурда А.Камю благодаря  исследованию понятия абсурда в теоретических трудах Камю ( в частности, в «Мифе о Сизифе») и исследованию философию абсурда в литературе.

     Достижению  этой цели подчинены решаемые в работе задачи:

    1. познакомиться с первоисточниками и провести их анализ;
    2. разъяснить появление проблемы абсурдности человека в творчестве философа;
    3. определить, что вкладывает А. Камю в понятие «абсурда»;
  1. проследить, как представлена проблема абсурдности человека А. Камю в философии на примере эссе «Миф о Сизифе» и в литературе и театре на примере романов «Счастливая смерть», «Посторонний» и трагедии «Калигула». Методологической основой моей курсовой работы является анализ философских идей и проблем, рассматриваемых А.Камю в своих трудах;
  1. Обозначить свои философские идеи на основе анализа философии абсурда А.Камю.

     Объектом  моего исследования являются труды Камю, предметом исследования является философия абсурда.

     Глава 1. Биография А. Камю.

     Детство Камю прошло в бедняцких предместьях  Алжира. Он родился 7 ноября 1913г. в семье  сельскохозяйственного рабочего-француза. Мальчику исполнился год, когда отец, получив тяжёлое ранение в битве на Марне, умер в госпитале. Учиться пришлось на гроши, которые зарабатывала мать подённой уборкой в богатых домах.

     Став  студентом Алжирского университета, где он занялся древнегреческой философией, Камю одновременно включился в просветительскую работу. Он организует в 1935г. передвижной Театр труда, где пробует себя и как драматург, и как актёр, и как режиссёр. Состоя в комитете содействия Международному движению в защиту культуры против фашизма, он возглавляет алжирский Народный дом культуры, сотрудничает в левых журналах и газетах. Выходят в свет и первые две книжки коротких лирических эссе Камю «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939), - навеянных спорами в кружке его тогдашних друзей о языческих, дохристианских заветах древних культур Средиземноморья.

     Весной 1940г. Камю перебрался в Париж и  устроился там работать в одну из крупных газет. Свободные часы он посвящает своим рукописям, начатым  ещё в Алжире. Среди них –  в основном сложившаяся уже к1938г. трагедия «Калигула»; текст так и не доведённого до печати романа «Счастливая смерть»; наброски философского эссе «Миф о Сизифе»; повесть «Посторонний», которой суждено было вскоре принести Камю широкое признание. Она была закончена к маю 1940г. Однако, прежде чем попасть в типографию и выйти летом 1942г., ей предстояли скитания в вещмешке Камю по дорогам поражения. В июне 1940г. «странная война» завершилась разгромом Франции. Отступление забросило Камю в Клермон-Ферран, потом в Лион, городе Оране. Здесь дописывался «Миф о Сизифе» (напечатан в 1942г.), тогда же в черновых тетрадях Камю появляются первые заготовки к хронике-притче «Чума».

     Когда во Франции и за её пределами бескровные, но яростные сражения «холодной войны» в очередной раз потребовали от деятелей культуры твёрдо самоопределиться и в том или другом стане, Камю попробовал уклониться от чёткого выбора. Столь шаткая межеумочная позиция отчасти его верой в могущество своего писательского слова: «Чума» (1947), театральная мистерия «Осадное положение» (1948) и пьеса «Праведные» (1949) принесли ему международную славу. Но ещё больше его утверждала в своей правоте мысль о том, что он глашатай множества разрозненных одиночек, которые в мире, расколотом на лагери, ведут поиски собственного срединного пути. Принадлежа к кругу Сартра – хотя и не придерживаясь умозаключений «философии существования», экзистенциализма, а лишь разделяя умонастроения, её питавшие, - Камю рисовал себе оплотом вольности и правды, живым укором роду людскому, отравленному «цезаристски-полицейским угаром».

     Жаркие  споры по поводу выпущенного Камю в 1957 г. философского памфлета «Бунтующий человек» поссорили его с Сартром  и левыми интеллигентами во Франции. В этом пространном эссе вина за казарменные извращения и злоупотребления властью в пореволюционных государствах возлагалась на сами революционные учения, а не на отход от их освободительных заветов, на коварство политической истории ХIХ–ХХ веков – неоднократно повторявшееся в ней «перерождение Прометея в Цезаря». Во избежание подобных сокрушительных срывов Камю предписывал строжайше ограничиваться осторожной починкой исподволь отдельных взрывоопасных узлов той самой цивилизации, которая, по его же приговору, после Хиросимы «спустилась на последнюю ступень варварства». Заключение Камю о серьёзности застарелых недугов, очевидно, разошлось с его предписаниями, как их лечить. В конце концов, он был уже не в силах скрыть от себя, что запутался, попросту сбился с дороги. Протесты, протесты, протесты против всех и вся, отлучения, перемежаемые благими пожеланиями, - так выглядит большая часть публицистики Камю, собранная им в трёх книгах его «Злободневных заметок» (1950, 1953, 1958).

     Однако  Камю был слишком прочно прикован, как он заверял в речи по случаю вручения ему Нобелевской премии за 1957 год, к «галере своего времени», чтобы с лёгкой душой позволить себе не «грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». Очутившись в ловушке такого рода, он мучительно метался, тосковал в книге лирических эссе «Лето» (1954) по минувшим дням молодости в Алжире, впадал в надрывное покаяние потерявшего себя и потерянного для других изгнанника. Повесть «Падение» (1956) и сборник рассказов «Изгнание и царство» (1957) – горькие, во многом исповедальные книги, внушённые подозрением в каком-то непоправимом просчёте, заведшем его туда, где ему смолоду менее всего хотелось бы очутиться. Зато как раз тогда на Камю обрушился водопад похвал, почестей, восторгов. Их и прежде хватало, но теперь они шли с другой стороны и имели особый оттенок. В кругах официозных Камю нарекли «совестью Запада» - не очень-то лестный титул для «мятежника», гордившегося своей рабочей закваской. В последние годы он словно подтверди признание, вырвавшееся у него ещё в одной из первых проб пера: «В глубине моего бунта дремало смирение».

     Охранительное бунтарство позднего Камю самого его  повергало в смятение. И подрывало  писательскую работоспособность. Он предпринимал шаги, чтобы вернуться к режиссуре, подумывал о собственном театре, пока суд да дело, пробовал кое-что ставить, но не свои пьесы, а сценические переработки «Реквиема по монахине» Фолкнера (1956) и «Бесов» Достоевского (1959). Когда Камю 4 января 1960г. разбился на машине, возвращаясь в Париж после рождественских дней, в ящиках его письменного стола не нашлось почти ничего годного для печати, кроме набросков к едва продвинувшейся повести «Первый человек» и записных книжек. 
 
 

Глава 2. Концепция абсурда в философии Альбера Камю.

     Альбера Камю вместе с Сартром принято  определять как самых выдающихся экзистенциалистов во Франции да и во всей Западной Европе. Сам Камю отрицал свою принадлежность к экзистенциализму. В действительности, взгляды Камю и экзистенциалистов Сартра и Хайдеггера во многих вопросах являются скорее оппозиционными. Но, как утверждает Д. Наливайко, «особенно сближает Камю - мыслителя с экзистенциалистами -  идея абсурдности бытия».1

     Поскольку одной из основных задач экзистенциализма является установление содержания человеческого существования, то естественно, что каждый из философов - экзистенциалистов выдвигал свою концепцию смысла бытия - религиозную, или, наоборот, атеистическую. Камю утверждал, что среди мыслителей, нет ни одного, кто бы отрицал смысл жизни.

     Камю  считает, что человек открывает важнейшие истины относительно самого себя и мира с помощью чувств. Он ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, обращается к философии С. Кьеркегора и раскрывает фундаментальные вопросы человеческого существования. Следуя за своими предшественниками, Камю определяет единственное ощущение, которое, по его мнению, характеризует бытие человека, - таким ощущением является ощущение абсурдности. Оно способно родиться внезапно, стоит лишь человеку выпасть из ежедневного механического существования и изменится вся жизнь, у индивида непременно возникает вопрос, «стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит»? Ощущение абсурдности, захватив сознание человека хоть раз, может перечеркнуть все другие ощущения. 2 Что же такое абсурд?

     Само  понятие абсурда в его современном философском значении ввел философский писатель А. Мальро, то есть абсурд, как характеристика существования человека в современном мире. В определенном понимании и Камю, и Сартр считали Мальро своим наставником.

Информация о работе Философия абсурда А.Камю