Ф.Бэкон как родоначальник эмпиризма и провесник опытного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:40, реферат

Описание работы

Ф.Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Жизнь и творчество Ф.Бэкона
1.1 Биография Ф.Бэкона………………………………………………………………4
1.2 Философско-творческая деятельность Ф.Бэкона……………………………..4
Раздел 2.Фрэнсис Бэкон- как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания
2.1. Френсис Бэкон - основатель эмпиризма. Обоснование им
экспериментальной науки."Новый Органон……………………………….6
2.2 Великое восстановление……………………………………………….10
2.3 Бэконовская классификация наук………………………………………10
2.4 Критика наук…………………………………………………………….12
2.5 Препятствия на пути познания…………………………………………13
2.6 Понятие опыта в философии Ф.Бэкона……………………………….13
2.7 Новый метод……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Заключение.

    Как правило, Бэкону приписывают непонимание  важности математики для естественных наук. Ему хорошо известно, что при  проведении наблюдений необходима тщательная фиксация количественных данных, но следует допустить, что для Бэкона математика оставалась всего лишь «добавлением» к естествознанию.

    Мы  уже напоминали самый распространенный упрек в адрес Бэкона: ему не удалось понять ту роль, которую догадка или гипотеза должны играть в науке. И действительно, в определенных кругах термин «бэконианство» иронически прилагается к методологии, которая стремится к поиску простых фактов, чтобы затем каким-то образом без привлечения любых гипотез прийти к единственному верному объяснению явлений. Это весьма наивный взгляд — как на научную методологию, так и на Бэкона. Разумеется, он не жалеет усилий, чтобы развенчать невосприимчивость гипотез ad hoc к данным научной практики. Неудивительно, что в результате этого он мог недооценить надлежащую роль гипотезы в науке. Однако из рассмотрения Бэконом собственного метода явствует, что известная роль отводится в нем и догадке. Тем не менее следует согласиться с тем, что Бэкон — в основном по причине своей антипатии к научной практике его времени — недооценивал законную роль гипотезы в науке.

    И все же, хотя Бэкона справедливо  критикуют за некоторые изъяны, он все равно остается фигурой непреходящего  значения в истории научной методологии. Совсем неудивительно, что ему не удалось предвосхитить все то, что сегодня рассматривается как здравая научная практика. Удивительно то, что он смог предвосхитить столь многое.

    Несмотря  на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни  человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

    Влияние философии Бэкона на современное  ему естествознание и последующее  развитие философии огромно. Его  аналитический научный метод  исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII в., в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины. (Имеется в виду его высказывание: "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно".)                                                         

    Таким образом, философия Ф.Бэкона - это  первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время. 

      Список литературы:

  1. Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915.
  2. Иванцов Н. А. Франциск Бэкон и его историческое значение.// Вопросы философии и психологии. Кн. 49. С. 560—599.
  3. Либих Ю. Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1866.
  4. Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891.
  5. Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2. С.171-176.
  6. Сапрыкин Д. Л. Regnum Hominis. (Имперский проект Френсиса Бэкона). М.: Индрик. 2001
  7. Субботин А. Л. Шекспир и Бэкон // Вопросы философии.1964.№ 2.
  8. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974.-175 с.
  9. Введение в философию. Фролов И.Т. М. Республика – 2003 год.
  10. История философии. Алексеев П.В. М. ТК Велби – 2005 год.
  11. Введение в философию и методологию науки. Ушаков Е.В. М. Экзамен – 2005 год.
  12. Ф. Бэкон, Сочинения, т. 1-2, М., 1977-1978.
  13. Ф. Бэкон, Новая Атлантида, 1962.
  14. Фишер, К., Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский. — Пер. с нем., Спб., 1870.
  15. Субботин, АЛ., Фрэнсис Бэкон, М., 1974.
  16. Михаленко, Ю.П., Фрэнсис Бэкон и его учение, М., 1975.
 

 

Информация о работе Ф.Бэкон как родоначальник эмпиризма и провесник опытного естествознания