Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:40, реферат
Ф.Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике.
Введение…………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Жизнь и творчество Ф.Бэкона
1.1 Биография Ф.Бэкона………………………………………………………………4
1.2 Философско-творческая деятельность Ф.Бэкона……………………………..4
Раздел 2.Фрэнсис Бэкон- как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания
2.1. Френсис Бэкон - основатель эмпиризма. Обоснование им
экспериментальной науки."Новый Органон……………………………….6
2.2 Великое восстановление……………………………………………….10
2.3 Бэконовская классификация наук………………………………………10
2.4 Критика наук…………………………………………………………….12
2.5 Препятствия на пути познания…………………………………………13
2.6 Понятие опыта в философии Ф.Бэкона……………………………….13
2.7 Новый метод……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы…………
Реферат
Тема:
Ф.Бэкон как родоначальник
эмпиризма и провесник
опытного естествознания.
План:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Жизнь и творчество Ф.Бэкона
1.1
Биография Ф.Бэкона………………………………
1.2 Философско-творческая деятельность Ф.Бэкона……………………………..4
Раздел 2.Фрэнсис Бэкон- как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания
2.1. Френсис Бэкон - основатель
эмпиризма. Обоснование им
экспериментальной науки."Новый Органон……………………………….6
2.2 Великое
восстановление…………………………………………
2.3 Бэконовская
классификация наук………………………………
2.4 Критика наук…………………………………………………………….12
2.5 Препятствия
на пути познания……………………………………
2.6 Понятие опыта
в философии Ф.Бэкона…………………………
2.7 Новый метод…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.
Призывая
людей, вооружившись знаниями, подчинить
себе природу Ф.Бэкон восставал против
господствующей в то время схоластической
учености и духа самоуничижения человека.
В силу того, что основой книжной науки,
как уже говорилось, была выхолощенная
и абсолютизированная логика Аристотеля,
то Бэкон отказывается и от авторитета
Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой
теперь пользуются, скорее служит укреплению
и сохранению ошибок, имеющих свое основание
в общепринятых понятиях, чем отысканию
истины. Поэтому она более вредна, чем
полезна”. Он ориентирует науку на поиск
истины не в книгах, а в поле, в мастерской,
у кузнечных горнов, одним словом, в практике,
в непосредственном наблюдении и изучении
природы. Его философию можно назвать
своеобразным возрождением античной натурфилософии
с ее наивной верой в незыблемость истин
факта, с постановкой в центре всей философской
системы природы. Однако в отличие от Бэкона
натурфилософия была далека от того, чтобы
поставить перед человеком задачу преобразовать
и подчинить себе природу, натурфилософия
сохраняла благоговейное преклонение
перед природой. Таким образом, центральной
проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать
проблему отношения человека и природы,
которую он решает в русле утилитаризма,
можно сказать, что именно с него начинается
европейский утилитаризм, наиболее ярко
проявившийся в философии прагматизма
(Джемс, Дьюи, Парсонс).
Раздел 1.
Биография Ф.Бэкона
Фрэнсис
Бэкон (1561-1626) считается основателем
опытной науки Нового времени. Он был первым
философом, поставившем перед собой задачу
создать научный метод. В его философии
впервые сформулированы главные принципы,
характеризующие философию Нового времени.
Бэкон происходил из знатного рода и в
течение всей своей жизни занимался общественной
и политической деятельностью: был адвокатом,
членом палаты общин, лорд- канцлером Англии.
В 1573 году в возрасте 12 лет Бэкон поступает в кембриджский колледж Св. Троицы. О его учебе в это время можно строить самые разные предположения; достоверно известно, что он сообщал своему биографу Роули о том, что именно в Кембридже он «почувствовал неприязнь к аристотелевской философии». Происходя из знатной семьи с хорошими политическими связями (его отец был лордом-хранителем, а дядя, Барли, — лордом-казначеем), от умершего в 1579 году отца Бэкон унаследовал очень скромное состояние. С удвоенным жаром он принимается за занятия правом и в 1582 году становится барристером. Два года спустя он вступает в ряды Палаты общин, в которой до конца своей жизни будет представлять интересы самых разных избирательных округов.
Искательство милостей высокопоставленных особ становится для Бэкона чем-то вроде ремесла. Он завязывает близкую дружбу с графом Эссексским, фаворитом Елизаветы. Бэкон рассчитывал заполучить должность генерального атторнея, но она досталась его главному сопернику в сердечных и политических делах — Коуку. Чтобы утешить друга, Эссекс подарил Бэкону поместье.
В 1600 году
Эссекс возглавил гибельную экспедицию
в Ирландию. Вследствие этого он
был привлечен к суду за неповиновение.
Утратив благосклонность
После воцарения в 1603 году Якова I политические дела Бэкона пошли на лад. Между 1603 и 1621 годами (период впечатляющей умственной продуктивности) Бэкон удостоился звания рыцаря, был назначен генеральным атторнеем, занимал посты лорда-хранителя, лорда-канцлера, получил титулы барона Веруламского и виконта Сент-Олбансского.
В 1621 году его общественная карьера внезапно оборвалась. Бэкон, испытывавший финансовые затруднения с 1598 года, был обвинен в мздоимстве. Признав свою вину, он был осужден, приговорен к выплате внушительного штрафа и на непродолжительное время посажен в лондонский Тауэр.
Бэкон
не утратил живости и
1.2 Философско-творческая деятельность Ф.Бэкона.
С самого
начала своей философской творческой
деятельности Бэкон выступил против господствовавшей
в то время схоластической философии и
выдвинул доктрину "естественной"
философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались
на основе достижений натурфилософии
Возрождения и включали в себя натуралистическое
миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма.
Он предложил обширную программу перестройки
интеллектуального мира, подвергнув резкой
критике схоластические концепции предшествующей
и современной ему философии.
Бэкон стремился привести "границы
умственного мира" в соответствии со
всеми теми громадными достижениями, которые
происходили в современном Бэкону обществе
XV-XVI веков, когда наибольшее развитие
получили опытные науки. Бэкон выразил
решение поставленной задачи в виде попытки
"великого восстановления наук",
которую изложил в трактатах: "О достоинстве
и приумножении наук" (самом большом
своем произведении), "Новом Органоне"
(его главном произведении) и других работах
по "естественной истории", отдельных
явлениях и процессах природы. Понимание
науки у Бэкона включало прежде всего
новую классификацию наук, в основу которой
он положил такие способности человеческой
души, как память, воображение (фантазия),
разум. Соответственно этому главными
науками, по Бэкону, должны быть история,
поэзия, философия. Высшая задача познания
и всех наук, согласно Бэкону, - господство
над природой и усовершенствование человеческой
жизни. По словам главы "Дома Соломона"
(своего рода исследовательского центра.
Академии, идея которого была выдвинута
Бэконом в утопическом романе "Новая
Атлантида"), "цель общества -познание
причин и скрытых сил всех вещей, расширение
власти человека над природой, покуда
все не станет для него возможным" .
Легенды,
окружающие имя Бэкона, как любого великого
человека, сохранили рассказ о том, что
он даже купил специально остров, для того,
чтобы создать на нем новое общество в
соответствии со своими представлениями
об идеальном государстве, изложенными
позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”,
однако эта попытка провалилась (как и
попытка Платона осуществить свою мечту
в Сиракузах), разбившись об алчность и
несоверешенство людей, выбранных им в
союзники.
Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный
план “ Великого Восстановления наук”,
к реализации которого стремился всю жизнь.
Первую часть этого труда составляет совершенно
новая, отличная от традиционной для того
времени аристотелевской классификации
наук. Она было предложена еще в труде
Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но
полное развитие получила в главном труде
философа “Новый органон”(1620), который
в самом своем названии указывает на противопоставление
авторской позиции догматизированному
Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе
за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит
заслуга придания философского статуса
опытно-экспериментальному естествознанию
и “возвращения” философии с небес на
землю.
Наиболее
значительные последователи эмпирической
линии в философии Нового времени:
Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли,
Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк,
Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро
— во Франции.
Раздел 2. Фрэнсис Бэкон - как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания
2.1.
Ф. Бэкон - основатель
эмпиризма. Обоснование
им
экспериментальной
науки."Новый Органон»
Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).
XVII век
открывает новый период в
В целом великое достоинство науки Бэкон
считал почти самоочевидным и выразил
это в своём знаменитом афоризме «Знание —
сила» (
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Информация о работе Ф.Бэкон как родоначальник эмпиризма и провесник опытного естествознания