Ф.Бэкон как родоначальник эмпиризма и провесник опытного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:40, реферат

Описание работы

Ф.Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Жизнь и творчество Ф.Бэкона
1.1 Биография Ф.Бэкона………………………………………………………………4
1.2 Философско-творческая деятельность Ф.Бэкона……………………………..4
Раздел 2.Фрэнсис Бэкон- как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания
2.1. Френсис Бэкон - основатель эмпиризма. Обоснование им
экспериментальной науки."Новый Органон……………………………….6
2.2 Великое восстановление……………………………………………….10
2.3 Бэконовская классификация наук………………………………………10
2.4 Критика наук…………………………………………………………….12
2.5 Препятствия на пути познания…………………………………………13
2.6 Понятие опыта в философии Ф.Бэкона……………………………….13
2.7 Новый метод……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Реферат 

Тема: Ф.Бэкон как родоначальник  эмпиризма и провесник  опытного естествознания. 
 
 
 
 

План:

Введение…………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Жизнь и творчество Ф.Бэкона

1.1 Биография Ф.Бэкона………………………………………………………………4

1.2 Философско-творческая  деятельность Ф.Бэкона……………………………..4

Раздел 2.Фрэнсис Бэкон- как основатель эмпиризма и  провесник опытного естествознания

2.1. Френсис Бэкон - основатель эмпиризма. Обоснование им 
экспериментальной науки."Новый Органон……………………………….6

2.2  Великое  восстановление……………………………………………….10

2.3 Бэконовская  классификация наук………………………………………10

2.4 Критика  наук…………………………………………………………….12

2.5 Препятствия  на пути познания…………………………………………13

2.6 Понятие опыта  в философии Ф.Бэкона……………………………….13

2.7 Новый метод……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………………17

Список  литературы………………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Ф.Бэкон  уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это  было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

Призывая  людей, вооружившись знаниями, подчинить  себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс). 
 

Раздел 1. Биография Ф.Бэкона 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.  
 
Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд- канцлером Англии.

В 1573 году в возрасте 12 лет Бэкон поступает в кембриджский колледж Св. Троицы. О его учебе в это время можно строить самые разные предположения; достоверно известно, что он сообщал своему биографу Роули о том, что именно в Кембридже он «почувствовал неприязнь к аристотелевской философии». Происходя из знатной семьи с хорошими политическими связями (его отец был лордом-хранителем, а дядя, Барли, — лордом-казначеем), от умершего в 1579 году отца Бэкон унаследовал очень скромное состояние. С удвоенным жаром он принимается за занятия правом и в 1582 году становится барристером. Два года спустя он вступает в ряды Палаты общин, в которой до конца своей жизни будет представлять интересы самых разных избирательных округов.

Искательство  милостей высокопоставленных особ становится для Бэкона чем-то вроде ремесла. Он завязывает близкую дружбу с графом Эссексским, фаворитом Елизаветы. Бэкон рассчитывал заполучить должность генерального атторнея, но она досталась его главному сопернику в сердечных и политических делах — Коуку. Чтобы утешить друга, Эссекс подарил Бэкону поместье.

В 1600 году Эссекс возглавил гибельную экспедицию в Ирландию. Вследствие этого он был привлечен к суду за неповиновение. Утратив благосклонность королевы, Эссекс возглавил столь же губительный заговор. Бэкон, который в течение некоторого времени разыгрывал Эссекса перед королевой (по всей видимости, никогда не любившей Бэкона), послужил орудием судебного преследования своего бывшего друга. Эссекс был уличен в измене и в 1601 году казнен. Можно предположить, что именно такое поведение принесло Бэкону, по выражению Поупа, славу «мудрейшего, способнейшего и подлейшего из людей».

После воцарения в 1603 году Якова I политические дела Бэкона пошли на лад. Между 1603 и 1621 годами (период впечатляющей умственной продуктивности) Бэкон удостоился звания рыцаря, был назначен генеральным атторнеем, занимал посты лорда-хранителя, лорда-канцлера, получил титулы барона Веруламского и виконта Сент-Олбансского.

В 1621 году его общественная карьера внезапно оборвалась. Бэкон, испытывавший финансовые затруднения с 1598 года, был обвинен в мздоимстве. Признав свою вину, он был осужден, приговорен к выплате внушительного штрафа и на непродолжительное время посажен в лондонский Тауэр.

Бэкон не утратил живости и продуктивности ума до самой смерти. Широко известна история его смерти, излагаемая в «Кратких жизнеописаниях» Обри. Томас Гоббс (друг и одно время личный секретарь Бэкона) и Бэкон совершали зимой конную прогулку близ Хайгейта. Бэкону пришла в голову мысль о том, что снег должен способствовать сохранению мяса. Они приказали выпотрошить цыпленка и принялись начинять его льдом. Бэкон простудился и умер несколько дней спустя.

1.2 Философско-творческая  деятельность Ф.Бэкона.

С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.  
 
Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы. Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным" .

Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники. 
Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения” философии с небес на землю.

    Наиболее  значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. 
 
 
 

Раздел 2. Фрэнсис Бэкон - как основатель эмпиризма и провесник опытного естествознания

2.1. Ф. Бэкон - основатель эмпиризма. Обоснование им 
экспериментальной науки."Новый Органон»

Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают  из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают  научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно  из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).

XVII век  открывает новый период в развитии  философии именуемой философией  Нового времени. Исторической  особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении - прежде всего, эксперементально-математическое естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум). 
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (
лат. Scientia potentia est).

Однако  на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание  добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью  своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы  умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную

Указывая  на плачевное состояние науки, Бэкон  говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи  были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом  Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция  может быть полной (совершенной) и  неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная  индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Информация о работе Ф.Бэкон как родоначальник эмпиризма и провесник опытного естествознания