Движение как способ существования материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции воды вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Работа содержит 1 файл

филос.docx

— 35.03 Кб (Скачать)
Министерство  Внутренних дел России

Нижегородская академия 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  Работа

По философии

Вариант № 6 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  второго курса

Группы № 4 Морозов А.С. 
 

Нижний Новгород

2010 
 

  I – Движение как способ существования материи.

 
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов  древнего мира, они были правы в  том, что признавали неразрывность  материи и движения. У Фалеса изменения  первичной субстанции воды вели к  образованию различных вещей; у  Гераклита диалектична идея о  вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и  поверхностно, но признавалась неразрывность  материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как  такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских  идей своих предшественников создатели  диалектико материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

 
 

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными  принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое  и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм  не отрицает его противоположности  покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние  покоя не существует, то всю материю  придется представить как нечто  хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким  образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные  предметы, а благодаря состоянию  покоя они существуют какое-то время  в определенном состоянии и в  известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10 -5 с. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.

Вместе с тем  важно отметить, что сама возможность  покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно  различных предметов, не было бы и  равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз  приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего  механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи.

Все эти формы  движения взаимосвязаны между собой  и более простые входят в более  сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество  видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной  формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый  сложный вид материи социальный.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга  в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса.

Развитие квантовой  механики поставило вопрос об анализе  новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

С попытками  оторвать движение от материи выступали  естественники и философы, начиная  с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь  создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические  корни "энергетизма" в абсолютизации  движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность  в философии состоит в попытке  абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

Исходя из этого  закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.

Против этой теории выступили физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II - Пространство и время как формы существования материи.

Пространство  и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.

Исследования  астрономии и астрофизики в масштабах  сотен миллионов световых лет, а  также изучение микроявлений порядка 10-16 см длины и 10-25 сек. времени подтверждают существование всех процессов в пространстве и во времени.

Какова природа  пространства и времени? Как соотносятся  пространственно-временные отношения  с материей и движением? В решении  этих и научных, и мировоззренческих  проблем возможны два подхода  и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные  отношения не зависят от материи  и движения.

Те философы, которые исходят из догмы о  творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением  бога или абсолютной идеи.

Субъективный  идеализм в соответствии со своей  исходной посылкой рассматривает пространство и время как создания человеческого  сознания. Так, английский философ ХVII в. Д. Юм считает, что мир состоит из восприятий, а люди якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи между восприятиями либо находящимися рядом друг с другом, либо следующими одно за другим. И. Кант, признавая существование материальных вещей вне нас, считал, что свойства пространства и времени не зависят от материи. Это – формы чувственного восприятия, данные человеку вне его опыта.

Но исходная посылка не мешала представителям материалистических школ по-разному решать частные вопросы.

Так, в наивном  стихийном материализме античности господствовала концепция, идущая от атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). По их мнению, все тела существуют в бесконечном и однородном пространстве как пустом вместилище атомов и состоящих из них тел. Оно существует реально, как и материя (атомы).

Представление о самостоятельном и независимом  существовании пространства и времени  получило всестороннее развитие в концепции  И. Ньютона, который выдвинул понятие "абсолютного пространства" и "абсолютного времени". По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, "пустое вместилище событий". Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему. Такое представление опиралось на геометрию Евклида и соответствовало законам классической механики. Эти представления имеют серьезные основания и потому, что в сфере обыденного опыта ни протяженность, ни длительность от взаимодействий объекта не зависят. Кроме того, есть целый ряд пространственно-временных характеристик, для которых связь пространства и времени не обнаружена (например, их топологические свойства). И, наконец, с чисто "житейской" стороны для каждого из нас имеет смысл рассматривать пространственно-временные отношения как фон для процессов, соизмеримых с земными процессами (земные часы, земные измерения расстояний).

Такие взгляды  на пространство и время просуществовали  вплоть до ХIХ в. Созданная Н. Лобачевским и Б. Риманом неевклидова геометрия, которая строилась на признании зависимости геометрических свойств пространства и времени от физических свойств движущейся материи, показала всю ограниченность и относительность ньютоновской концепции и метафизического материализма во взглядах на эти формы бытия материи.

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна. Эта  теория является современной естественно-научной теорией пространства и времени, которая подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

Естественно-научная философия в основу понятий "пространство" и "время" кладет принцип структурности материи, ее прерывность.

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Но наряду с  объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому  необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В  этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.

Существование перцептуального времени и пространства есть объективная предпосылка для субъективной трактовки самих пространственно-временных форм материи.

Естественнонаучная  философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи  в их объективных свойствах.

Свойства пространства:

1.  Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.

2.  Абсолютность, всеобщность.

3.  Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.

4.  Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.

5.  Неразрывная связь пространства и времени.

6.  Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.

7.  Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).

8.  Протяженность.

9.  Обратимость.

10.  Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

Свойства  времени:

1.  Объективность.

2.  Абсолютность.

3.  Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.

4.  Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.

5.  Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.

6.  Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.

7.  Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.

8.  Необратимость времени.

9.  Одномерность времени.

Особо, как всеобщее свойство и времени, и пространства, необходимо выделить качественное многообразие пространственно-временных форм, соответствующих  качественному многообразию структурных  форм материи.

Три основных сферы  материального мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире. Об этих особенностях данной сферы материального мира по разному поводу, то есть в связи с характеристикой иных ее свойств уже говорилось выше (кривизна пространства-времени; расширение и процесс разбегания галактик; сжатие и т.п.).

Появление живой  природы также было связано с  формированием специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство-время, как бы вписанное во внешнее по отношению к нему пространство-время неживой природы. Особенности биологических пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого – от микроорганизмов до человека. И хотя наличие особых пространственно-временных характеристик у живых систем известно уже давно (от концепций Л. Пастера), научного обоснования их фактически еще нет.

Живая материя  имеет специфику и временной  организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием  в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации  внешних процессов. Такие модели являются уже известными нам "биологическими часами", "работа" которых обеспечивает приспособление организма к определенному  ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и т.д. Они  предвосхищают наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивают готовность организма к целесообразному  функционированию в условиях, которые  должны с определенной вероятностью наступить в будущем. Во внутреннем времени организма, в ритмах его  биологических часов внешнее  время как бы сжимается, а затем  происходит активный перенос на будущее  этих "спрессованных" ритмов прошедшего внешнего времени. Живой организм путем  иерархической организации системы "биологических часов" (от клетки до работы сложных органов) запускает  такие реакции, которые обеспечат  ему возможность приспособиться к будущим событиям. Он как бы обгоняет время. Спрессовывая прошлое  в своей внутренней пространственно-временной  организации, он живет и настоящим  и будущим одновременно.

Возникновение социально организованной материи  связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных  структур.

Информация о работе Движение как способ существования материи