Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, контрольная работа
Цель работы - раскрыть сущность материального бытия, показать особенности понимания материи.
Задачи:
- определить сущность материи;
- изучить диалектико-материалистическое понимание материи;
- рассмотреть научное и философское понимание материи;
- раскрыть сущность материального единства мира.
Изучаемая тема достаточно разработана в философской литературе, но, тем не менее, представляет большой интерес.
1
Введение
Цель работы - раскрыть сущность материального бытия, показать особенности понимания материи.
Задачи:
- определить сущность материи;
- изучить диалектико-материалистическое понимание материи;
- рассмотреть научное и философское понимание материи;
-
раскрыть сущность
Изучаемая
тема достаточно разработана в философской
литературе, но, тем не менее, представляет
большой интерес.
1 Развитие
взглядов на материю в истории философской
мысли
Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Трудно
назвать такую философскую
Мир одновременно прост и сложен, в нем существует многообразие предметов и явлений. Есть явления материальные и духовные. Они обладают многообразием свойств. Что такое же такое материя”?
Понятие
материи является фундаментальным
как для философий, так и для
естествознания, их связь при разрешении
основного вопроса философии (об
основе единства мира, человека, сущности
бытия этого мира) определила этапы,
эволюцию взглядов на материю и ее
атрибуты, что, в свою очередь, нашло
отражение в существовании
Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.
В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этой период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд «а материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира; вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.
Для
Демокрита материя – это атомы,
которые имеют свою противоположность
– пустоту (то место, где нет атомов).
Они не обладают какими-нибудь качествами.
По Демокриту, все состоит из атомов,
в том числе и душа. Последователь
Демокрита – Эпикур объяснял, что
они в своем движении могут
случайно нарушать закономерные траектории.
Это имело большое значение для
того, чтобы объяснить связь между
движением и развитием. Атомистическая
гипотеза материи оказала влияние
на развитие естествознания, получила
широкое распространение в
Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.
Средневековая философия в разработке понятие материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.
Второй этап в становлении взглядов на материю связан дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась веществом. Д.И. Менделеев отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.
Н.
Коперник и Д. Бруно в своих
работах возродили
Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ – первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.
Важно
при этом подчеркнуть и то, что
механистические представления
о материи нельзя было распространить
на общественные и духовные процессы,
понять процесс развития материи
до возникновения сознания. Сознание
просто соотносилось с материей, но
между ними не налаживалась связь
на научной основе. Отсутствовал взгляд
на бытие как развитие единой природно-социальной
системы. В результате “материя “
и “сознание” метафизически
Третий
этап в эволюции взглядов на материю
относится к середине XIX в. В естествознании
и в социальной практике сложились
предпосылки диалектического
2
Диалектико-материалистическое понимание
материи (Ф. Энгельс, В.И. Ленин)
Диалектико-
Диалектико-
Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т. д. ), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.
Вначале своей научной и общественно-политической деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т. е. до 1842 г. , они отрицательно относятся к метафизической сис- теме идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.
Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.
Что же собственно нового было в этом учении?
Эту
теорию отличает от всех иных философских
учений прежде всего то, что в
ней впервые в истории
Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.
В
новой философии
Предшествующая
философия стремилась дать всеобъемлющую
систему знаний, подчинить себе и
заменить собою другие науки. Философские
системы в прошлом часто
В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре. . Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.
С
возникновением новой философии
коренным образом изменился взгляд
на задачи философии. Если раньше философы
считали главной своей задачей
объяснение мира, его познание, то диалектико-материалистическая
философия своей главной
Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину. Такую точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую систему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений создатели новой концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.