Виды существования материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть сущность материального бытия, показать особенности понимания материи.

Задачи:

- определить сущность материи;

- изучить диалектико-материалистическое понимание материи;

- рассмотреть научное и философское понимание материи;

- раскрыть сущность материального единства мира.

Изучаемая тема достаточно разработана в философской литературе, но, тем не менее, представляет большой интерес.

Работа содержит 1 файл

контрорльная готова почти.docx

— 32.81 Кб (Скачать)

       1 Введение 

       Цель  работы - раскрыть сущность материального бытия, показать особенности понимания материи.

       Задачи:

       - определить сущность материи;

       - изучить диалектико-материалистическое понимание материи;

       - рассмотреть научное и философское понимание материи;

       - раскрыть сущность материального единства мира.

       Изучаемая тема достаточно разработана в философской  литературе, но, тем не менее, представляет большой интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Развитие  взглядов на материю в истории философской мысли 

       Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

       Материя является обобщением понятия материального  и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит  гносеологический оттенок, термин «материя»  носит онтологический оттенок.

       Понятие материи является одним из фундаментальных  понятий материализма и в частности  такого направления в философии, как диалектический материализм.

       Трудно  назвать такую философскую школу  или такого философа, которые обходились бы без термина «материя». Поэтому  неудивительно, что этот термин приобретал в разные времена и в различных  философских теориях разный смысл  и значение.

       Мир одновременно прост и сложен, в  нем существует многообразие предметов  и явлений. Есть явления материальные и духовные. Они обладают многообразием  свойств. Что такое же такое материя”?

       Понятие материи является фундаментальным  как для философий, так и для  естествознания, их связь при разрешении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло  отражение в существовании основных исторических форм материализма.

       Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

       В античности философия строилась  на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений  повседневного опыта. Характерная  особенность взглядов на материю  в этой период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд «а материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира; вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.

       Для Демокрита материя – это атомы, которые имеют свою противоположность  – пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа. Последователь  Демокрита – Эпикур объяснял, что  они в своем движении могут  случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для  того, чтобы объяснить связь между  движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние  на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке  Нового времени.

       Аристотель  под материей понимал какой-то бесформенный субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и  деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.

       Средневековая философия в разработке понятие  материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что  содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.

       Второй  этап в становлении взглядов на материю  связан дальнейшим развитием представлений  о мире. Материя в это время  отождествлялась веществом. Д.И. Менделеев  отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.

       Н. Коперник и Д. Бруно в своих  работах возродили представления  греческих философов о внутренней активности материи. Д. Бруно считал материю единым началом всего  существующего, утверждал, ЧТО для  природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой субстанции, из которой  возникает множество миров. Такие  мысли созвучны проблеме материального  единства мира.

       Развитие  в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало  изучению природы и обогащению представлений  о материи. Материи приписывались  такие свойства, которые изучались  на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи  природа представлялась в виде сложной  механической системы, элементами которой  являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи  привела к забвению представлений  античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ  – первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной  деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи  в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.

       Важно при этом подчеркнуть и то, что  механистические представления  о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи  до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь  на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате “материя “  и “сознание” метафизически противопоставлялись  друг другу, рассматривались вне  развития, как застывшие, неизменные.

       Третий  этап в эволюции взглядов на материю  относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились  предпосылки диалектического понимания  сущности мира. И связаны ОНИ в  значительной мере с деятельностью  К. Маркса и Ф. Энгельса. Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи  и сознания позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку. 
 
 

       2 Диалектико-материалистическое понимание материи (Ф. Энгельс, В.И. Ленин) 

       Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г. Гегель и Л. Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

       Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 4О-х  годов, XIX в., когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производительности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищение, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг. ), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г. ), в Англии в 3О-4О годах XIX в. развернулось первое массовое пролетарское движение - чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

       Большое влияние на формирование новой философии  оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные  в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т. д. ), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.

       Вначале своей научной и общественно-политической деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т. е. до 1842 г. , они отрицательно относятся к метафизической сис- теме идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.

       Эволюция  взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса в  новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи  в Париже в 1844 г. С этого времени  начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально  отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей  социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

       Что же собственно нового было в этом учении?

       Эту теорию отличает от всех иных философских  учений прежде всего то, что в  ней впервые в истории философской  мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с  другом. Так, например, Гегель использовал  диалектический метод для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с идеализмом Гегеля отвергал и диалектику.

       Диалектический  материализм рассматривает мир, все существующее в нем как  материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством  высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение  действительности, познать мир, дать объективную истину.

       В новой философии материалистическая диалектика применена не только к  развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит  сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход  от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному  и глубокому. Впервые в истории  философии в основу теории познания была положена практика.

       Предшествующая  философия стремилась дать всеобъемлющую  систему знаний, подчинить себе и  заменить собою другие науки. Философские  системы в прошлом часто игнорировали положительные знания о природе  и обществе, заменяя научные сведения вымыслом. Новая концепция доказывала, что философия не является "наукой наук" или "наукой над науками". Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы  соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диалектико-материалистическая философия  выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс  с материалистических позиций подошли  к объяснению не только природы, но и истории общества. Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители  исходили из материалистических принципов  в объяснении явлений природы  и идеалистических - общественной жизни.

       В новой философской теории последовательно  распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре. . Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.

       С возникновением новой философии  коренным образом изменился взгляд на задачи философии. Если раньше философы считали главной своей задачей  объяснение мира, его познание, то диалектико-материалистическая философия своей главной задачей  считает не только объяснение и познание мира, но и его изменение, преобразование. Она выступает в качестве метода познания действительности, ее преобразования.

       Многие  философы прошлого считали, что их системы  выражают абсолютную истину. Такую  точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую систему  абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений создатели новой  концепции считали, что их философское  учение не является истиной в последней  инстанции, что она неизбежно  будет изменяться, уточняться, обогащаться  в ходе развития науки и общественной практики.

Информация о работе Виды существования материи