Материя, её всеобщее свойство и способы существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 35.78 Кб (Скачать)

Материя, ее всеобщие свойства и способы  существования

 

Материя, как объективная  реальность характеризуется бесконечным  количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

 

^ Но важнейшими ее  свойствами, ее атрибутами, являются  пространство, время и движение.

 

Пространство характеризуется  протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении  с другими образованиями.

 

^ Время характеризуется  длительностью и последовательностью  существования материальных образований  в их соотношении с другими  материальными образованиями. 

 

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком  отношении пространство и время  находятся к материи. По этому  вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

 

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и  время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и  независимо от нее. .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в .классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материаль­ных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существо­вания материальных систем.

 

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают  как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному  миру.

 

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными  объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера  взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет  свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно  она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические  положения исключили из науки  понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив  тем самым несостоятельность  субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая  и специальная теория относительности  обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера  движения материальных систем.

 

Пространство и время  как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так  и специфических для каждой из этих форм свойств.

 

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеа­листическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

 

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность .(равноправие всех моментов),, одномерность, необратимость.

 

^ Свойства пространства  и времени проявляются всякий  раз особым образом в микромире,  макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

 

Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

 

^ При этом следует  иметь в виду, что в философии  движение понимается как всякое  изменение вещей и процессов. 

 

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик  вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования  во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу.

 

Движение в самом широком  его понимании представляет собой  единство моментов перемещения вещей  и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

 

^ Именно такой смысл  вкладывают в термин "движение", когда говорят, что матерая не может существовать без движения.

 

Существенным дополнением  к этому принципу является утверждение  о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального  носителя (вещества или поля). Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.

 

 

"Материя" - одно из  фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея.

 

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

 

^ У Г. Гегеля материя  проявляется в результате деятельности  абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея  порождают материю. 

 

В субъективно-идеалистической  философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

 

В материалистической философии  также существуют разные представления  о материи. Правда, для всех философов-материалистов  характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

 

Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи  рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество, которое они считали  первоосновой всего существующего  в мире. Такой подход к определению  материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла поиск  основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля, по его мнению плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей.

 

Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ  вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, - один и тот же для  всех, не создал никто из богов и  никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно  угасающим".

 

Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей  и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько  веществ сразу. Так, например, Эмпедокл (У в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях. Другой древнегреческий философ Анаксагор учил, что мир состоит из бесконечного числа "семян" - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном - белое, в тяжелом - легкое и т. д. Жизнь мира, - подчеркивал Анаксагор, - есть процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его философия практически подготовила атомистический материализм.

 

Атомистический материализм  связан с именами древнегреческих  философов Левкиппа и Демокрита (IV в. до н. э.). Материя отождествлялась ими с бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает "неделимый"). По Демокриту, бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов, смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, -учил Демокрит.

 

Взгляд на материю как  на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его  основе) был характерен и для французских  материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь  на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя  лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм.

 

Наиболее глубокие революционные  изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь  фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули  и ее философские основания. К  числу важнейших открытий, подорвавших  основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение  рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности  урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская- Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

 

Объяснить указанные (и  некоторые другие) открытия в рамках механической картины мира не удавалось; все более явной становилась  недостаточность классико-механического  понимания физической реальности. Это  вызвало определенное замешательство у ряда крупных физиков.

 

Все это привело к  коренному пересмотру прежних устоявшихся  представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического  материализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опро­вержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так, например, известный французский физик Анри Пуанкаре писал о "признаках серьезного кризиса физики", о том, что перед нами - "руины" ее принципов, их "всеобщий разгром", что "великий революционер радий" подорвал принцип сохранения энергии, а электронная теория свела на нет принцип сохранения массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики разгромлены, поэтому ее положения не соответствуют действительности, а являются лишь продуктами человеческого сознания.

 

 

В современной науке  широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается  системность исследуемых объектов. Ведь структурность - это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные  уровни материи образованы из определенного  множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими  их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:

^ Неорганическая природа 

Живая природа 

Общество

 

1.Субмикроэлементарный 

Биологический макромолекулярный 

Индивид

Информация о работе Материя, её всеобщее свойство и способы существования