Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:37, контрольная работа
Диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие.
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Введение
3
1. Развитие диалектики
5
2. Принципы, категории диалектики
8
3. Законы диалектики
13
3.1.Закон перехода количественных изменений в качественные
13
3.2.Закон «единства и борьбы противоположностей»
14
3.3.Закон отрицания отрицания
16
4. Краткая характеристика различных моделей диалектики
18
Заключение
22
Список использованной литературы
В основе другой концепции в западноевропейской философии, названной «творческим эволюционизмом», провозглашается «взрывообразный» характер развития. Причем сам скачок связывается с деятельностью внутренней «творческой силы». Различные уровни эволюции несводимы друг к другу и не могут быть предсказаны исходя из каких-либо начальных качеств и свойств.
Со второй половины XIX века все большее значение приобретают различные концепции развития, связанные с развитием естественных наук (сциентические концепции развития). Наиболее ярким представителем этой концепции является Ч.Дарвин. Его теория не носила философского статуса, но, рассматривая развитие как всеобщий методологический принцип, имела междисциплинарное значение, оказывала радикальное влияние на развитие различных отраслей знания. В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития получает свое продолжение в трудах Дж.Хаксли, Л.Берталанфи, Дж.Симпсона, Д.И.Менделеева. В 60-е годы в нашей стране проводились исследования систем и их развития в трудах А.А.Ляпунова, Ю.А.Урманцева и других.
Наряду с перечисленными существует также и антропологическая модель развития. Ее авторы выступают с критикой сциентизма, считают невозможным с помощью только лишь рациональных форм сознания, «калькуляции» познать существо человеческого мира. Это характерно для экзистенциализма. Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер подчеркивают ограниченность «аналитического разума» и рассматривают диалектику в связи с такими измерениями человеческого бытия как цель, выбор, проект, свобода, естественность и другие. Диалектика проявляется лишь в отношениях между людьми и только так она может быть понята.
В русской философии сложилась оригинальная диалектика Всеединства, автором которой являлся выдающийся русский мыслитель В.С.Соловьев. Видным представителем одной из современных концепций диалектики является французский философ Раймон Арон (1905-1988). Автор рассматривает диалектику исторического становления «“индустриального общества». Диалектика общественного развития, утверждает автор, заключается в том, что чем больше общество овладевает посредством техники «природной средой», тем меньше становится его власть «над собственной средой». Это противоречие лежит в самом понятии прогресса и представляется Р.Арону в качестве «последней антиномии современного общества, исторического сознания цивилизации, антиномии, моментами которой являются три диалектики: диалектика равенства, диалектика социализации, диалектика универсализации».
Конкретно-научные исследования обогащают эволюционную теорию, порождают новые, нетрадиционные представления о развитии.
Предшествующие исследования системности с точки зрения самоорганизации имели дело преимущественно с материальными системами достаточно высокого уровня (закрытые системы): биологические, социальные, технические и т.д. Традиционная наука при изучении мира исходила из замкнутых систем, главное внимание обращала на однородность, порядок, устойчивость. Синергетика как научная дисциплина берет на себя решение задачи самоорганизации в неживой природе. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны. Внимание ученых акцентируется на неупорядоченности, неустойчивости нелинейных отношений в открытых системах.
Исследование открытых систем с их нелинейностью приводит к выводу о том, что направленность эволюции системы, а также и направленность времени не предзаданы извне. Саморазвитие, утверждает Пригожин, это постоянный, непредсказуемый «выбор на молекулярном уровне», где господствует случайность, неустойчивость. Такой подход позволяет преодолеть противоречие между положениями классической физики (с ее признанием принципиальной обратимости процессов) и фактом биологической, геологической, исторической необратимости развития. Идеи синергетики позволяют по-новому рассмотреть не только научную концепцию природы, но и развитие человеческого общества. На уровне идей синергетики прослеживается глубокая связь между природным и человеческим, между натурой и культурой. Чем глубже будут описываться внутренние эволюционные процессы вселенной, тем все более ясным становится единство человека и природы, исторического, человеческого и материального, природного, между научными и этическими ценностями. Человеческое общество как система подвержено множеству бифуркаций, т.е. взрывных изменений, ведущих к непредсказуемым результатам. Сложность социальной системы делает ее чрезвычайно восприимчивой к флуктуациям, т.е. отклонениям от средних, равновесных состояний. Деятельность сравнительно небольших социальных групп и даже отдельных личностей в свете этого положения не лишена смысла, а в известных условиях может сыграть решающую роль. Следовательно, можно сделать вывод о значимости индивидуальной деятельности каждого человека, его ответственности, деловой, политической, социальной активности, смысло-ценностных, жизненных ориентиров. Необходимо отрешиться в оценке качеств личности от только лишь усредненных, статистических данных. Судьба «человеческого мира» как системы в определенных условиях прямо и непосредственно зависит от «последней капли», «последнего слова», «последнего действия». Концепция Пригожина вызывает особое внимание в связи с тем, что она привлекает внимание к таким свойствам развития, которые особенно присущи современной социальной действительности: неравновесности, неустойчивости, разнообразия нелинейных отношений, в которых «малый сигнал» на входе может вызвать сколь угодно «сильный сигнал» на выходе.
С позиций синергетики следует отказаться от «железобетонной» уверенности в существовании раз и навсегда «данных» законов развития, следуя которым можно, по примеру железнодорожного расписания, оказаться в заранее определенное время на необходимой «станции» исторического пути. Историческая траектория не однолинейна и во многом неопределенна. Не слепая уверенность, а разумный оптимизм должен быть внутренним состоянием путника на Великом Пути Истории.
Выводы об универсальности неравновесных нелинейных процессов, к которым приходят сторонники синергетики, придают последней статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с общей теорией систем, в равной степени применимой к развитию живой и неживой природы.
Разумеется, перечисленные «модели диалектики» далеко не исчерпывают их многообразия. Множественность трактовок диалектики проистекает из сложности, многосторонности самого феномена развития, по-разному проявляющегося в природе, обществе и познании. Будущее диалектики связано с осуществлением синтеза множества концепций развития различных школ и направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.
Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революционная активность - ее суть.
В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандартные решения. Такой процесс обычно называют творчеством.
Только с позиции диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования общества, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества.
Особенности диалектики как миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.
В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и «розовых очков», следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.
Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий — получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики — теории самоорганизации сложных систем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.
2. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979.
3. Пригожин И. Философия нестабильности. Вопросы философии. 1997.-с.46.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог «Человека с природой». М., 1986.
5. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем.Системный анализ и научное знание. М., 1978.
6. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982.
Информация о работе Диалектика как философское учение о развитии