Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:58, доклад
Будда не был богом или пророком, а был обычным человеком: рожден как человек, жил как человек и как человек умер. Что открыл Будда? Главный принцип реальности - все, что имеет начало, имеет и конец, и страдания не исключение. Главная мысль его учения - отсутствие постоянства в мире времени и пространства. Жизнь, говорил Будда, состоит из двух составных: физического тела и разума. Тело кажется нам нашим собственным, и в то же время мы не можем им полностью управлять. Оно подвержено болезням, старости и, наконец, смерти.
Развитие учения Будды.
Будда
не был богом или пророком, а был обычным
человеком: рожден как человек, жил как
человек и как человек умер. Что открыл
Будда? Главный принцип реальности - все,
что имеет начало, имеет и конец, и страдания
не исключение. Главная мысль его учения
- отсутствие постоянства в мире времени
и пространства. Жизнь, говорил Будда,
состоит из двух составных: физического
тела и разума. Тело кажется нам нашим
собственным, и в то же время мы не можем
им полностью управлять. Оно подвержено
болезням, старости и, наконец, смерти.
Разум еще более непостоянен, чем тело.
Мысли человека, его характер и стремления
постоянно меняются, иначе нет прогресса
и развития. Таким образом, жизнь, комбинация
тела и разума, продолжается до тех пор,
пока существуют желания и амбиции, что
порождает страдания. Причина страданий
- эгоизм, вера в свое исключительное "я".
Эгоизм, в свою очередь, питает жажду жизни
в широком смысле этого слова (жажду удовольствий,
жажду власти, жажду богатства, жажду господства...),
ввергая нас в бездну сансары, бесконечный
цикл перерождений. Причиной перерождений
является карма - закон зависимости, закон
причины и следствия. Карма, итог желаний,
мыслей, поступков прошлых жизней и настоящей,
создает новую жизнь. Новое тело и разум
- результат прежних тел и разумов. Наша
будущая жизнь это продукт тех карм плюс
кармы настоящей. До нас и после нас бесконечная
вереница жизней прошедших, настоящих
и будущих до тех пор, пока мы не положим
им конец. Остановить процесс существования
можно лишь уничтожением кармы, с исчезновением
которой исчезнут и причины, необходимые
для перерождений. Отсюда следует из замкнутого
круга сансары в Нирвану. Нирвана это не
рай, это иной мир более высокого уровня
развития. Учение Будды суммировано в
то, что называется Четыре правды: - рождение,
жизнь, болезнь и смерть. Страдания: - страдания
возникают из-за эгоистических желаний,
амбиций. Избавиться от желаний - уйти
от страданий. Пути избавления от страданий.
Избавиться от страданий можно с помощью:
-правильного понимания;
-правильного намерения;
-правильной речи;
-правильного поведения;
-правильного образа жизни;
-правильного стремления;
-правильной заботы;
-правильного мышления.
Процесс этот эволюционный,
проходящий многие этапы духовного развития.
Учение Будды невозможно объяснить только
посредством притч. Будда говорил, что
врата успеха открыты для всех, богатых
и бедных, святых и преступников, часто
сравнивая человека, стремящегося к совершенству,
с цветком лотоса. "Цветок белого лотоса
рождается под грязной мутной водой пруда.
Достигнув поверхности, бутон вырастает
над водой и, расцветая, приносит радость
всем кто его видит. Так и человек, рожденный
при неблагоприятных обстоятельствах,
в плохом окружении, без условий для социального
и духовного развития, может достичь зрелости
и совершенства". Следуя учению Будды,
заповедям (не убей, не укради, не лги, не
пей, не прелюбодействуй), совершая правильные
поступки, человек поднимается выше и
выше по лестнице духовного развития.
Будда предостерегает тех, кто решил следовать
его примеру, избегать самоистязаний и
самопотаканий. Потакание слабостям низко,
самоистязание сумасшествие, обе крайности
бесполезны. Существует Средний Путь,
который помогает заглянуть в самого себя.
Награда - знание, спокойствие, уравновешенность,
идеальный мир. Будда не претендовал на
роль первооткрывателя и не утверждал,
что его путь единственно правильный.
Каждый, кто захочет и приложит усилия,
откроет свой путь и придет к совершенству,
потому что итог жизни всегда один и тот
же - Нирвана. Буддизм - Закон Освобождения
- не религия в общепринятом смысле этого
слова, так как учение не сконцентрировано
на боге. Будда не верил во всемогущего
и всевидящего властелина, контролирующего
человеческую судьбу, награждающего или
карающего. Учение признает безграничные
скрытые возможности самого человека
и объясняет, что Ваше спасение в Ваших
руках. В буддизме нет молитв о спасении
и заступничестве. Молитвы приобретают
характер частных эгоистических сделок
с богом для осуществления земных амбиций.
Вместо молитв буддизм предлагает медитацию.
Медитация это не молчаливое созерцание,
а активная тренировка ума, ведущая к самосовершенствованию
и самоконтролю. Буддизм предоставляет
совершенную свободу мысли, не требуя
слепой веры, вера заменена уверенностью,
основанной на знании и путем анализа,
благодаря чему буддизм часто называют
Вибхаджавада - Религия Аналитического
Знания. Будда представляет собой бессмертный
идеал человечества - Человека Совершенного.
Его образ в храме создает чувство присутствия
самого учителя, что в свою очередь вдохновляет
верующих следовать его примеру. Буддисты
не молятся Будде, а посредством цветов
и благовоний отдают дань уважения учителю
и его учению. Реликвии также не являются
необходимостью, но они помогают, но они
помогают концентрировать внимание верующих
на учении. Сам Будда не поощрял поклонения
себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения,
кто претворяет в жизнь мое учение. Кто
видит и понимает учение, то видит и понимает
меня". Буддизм можно без сомнения сравнивать
с наукой, хотя их нужно рассматривать
как параллельные учения. Наука имеет
дело с материей, а буддизм с моральным
и духовным развитием (различен предмет
изучения). Буддизм нельзя также назвать
чистой философией, так как философия
имеет дело со знанием и не касается практики,
в то время как буддизм связан с реализацией
знаний на практике.
Распространение и китаизация буддизма
Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.
Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда – это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении – высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца – «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то»).
Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312–385) – первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши – из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.
Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань (334–417), тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырь Дунлинь-сы в провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие от Дао-аня Хуэй-юань был скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада – Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.
Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.
Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме, особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь, богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуань-инь превратилась в богиню-покровительницу женщин и детей, материнства, богиню – подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.
Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) – все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.
Верхи же китайского
общества, и прежде всего его интеллектуальная
элита, черпали из буддизма значительно
больше. Делая упор на философию
этого учения, на его метафизику,
они нередко пренебрегали его
обрядовой стороной и магической
практикой. В уединенных кельях и
больших библиотеках крупных
буддийских монастырей они погружались
в полуистлевшие тексты, изучали
сутру за сутрой, стремясь найти
что-то новое, важное, сокровенное, тайное,
применить это в новых
Буддизм современности.
Буддизм является
в настоящие время одной из
основных и самых распространенных
мировых религий. Приверженцы этой
религии населяют преимущественно регионы
Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
Однако сфера влияния Буддизма выходит
за пределы указанного района земного
шара: его последователи имеются и на других
континентах, хотя и в меньшем количестве.
Велико число буддистов и в нашей стране,
в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом,
относиться к так называемым мировым религиям,
которые в отличии от национальных религий
(Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных
характер. Возникновение мировых религий
- результат длительного развития политических,
экономических и культурных контактов
между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма,
Христианства и Ислама позволил им перешагнуть
национальные границы, широко распространиться
по земному шару. Мировым религиям в большей
или меньшей степени свойственна вера
в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего
Бога, он как бы соединяет в одном образе
все те качества и свойства, которые были
присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий складывалась
в конкретной исторической среде, в условиях
определенной культурно-исторической
общности народов. Этим обстоятельством
объясняются многие их характерные особенности.
К ним мы и обратимся в данном реферате,
где будет подробно рассмотрен Буддизм,
его происхождение и философия.
Буддизм возник в VI в. до н.э. в Индии, где
в то время шел процесс формирования рабовладельческих
государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче
Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде
Гаутама на тридцатом году жизни оставил
семью, стал отшельником и предпринял
поиски путей избавления человечества
от страданий. После семилетнего отшельничества
он достигает пробуждения и постигает
правильный жизненный путь. и он становиться
Буддой (“пробужденный” , “достигшим
прозрения” ) , проповедуя свой учения
на протяжении сорока лет. Центром учения
становиться четыре истины. Согласно им,
существование человека неразрывно связано
со страданием. Реальный мир есть сансара
- круговорот рождений, смертей и новых
рождений. Сущность этого круговорота
является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары,
путем достижения нирваны(“угасание”
) , состояния отрешенности от жизни, высшее
состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану
может только праведник, победивший желания.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма
изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”
) - своде произведений, основанных на откровениях
Будды. В нем в частности описаны принципы
устройства мира и вселенной, учение о
душе и ее спасение. Вселенная в буддийской
догматике имеет многослойное строение.
Можно насчитать десятки небес, упоминаемых
в различных канонических и неканонических
сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют
31 сфера бытия, расположенные друг над
другом, снизу вверх по степени своей возвышенности
и одухотворенности. Они делятся на три
разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней или уровней
сознания. Это низшая область бытия. Здесь
полностью действует карма. Это полностью
телесная материальная сфера бытия, лишь
на высших своих уровнях начинающая переходить
в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более
высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь
уже действительно не прямое грубое созерцание,
а воображение, но оно еще связано с телесным
миром, с формами вещей.
И наконец, последний уровень - арупалока
- отрешен от формы и от телесного материального
начала.
В Буддизме оно из важнейших мест занимает
так называемое отрицание единства личности.
Каждая личность представлена, как скопление
“изменчивых” форм. Согласно высказываниям
Будды личностью, состоит из пяти элементов:
телесности, ощущения, желания, представления
и познания. Так же велико значение учения
о спасение души, обретение ею покоя, в
первоначальном Буддизме. Душа распадается,
по учению Буддизма, на отдельные элементы
(сканды) , но чтобы в новом рождение оказалась
воплотившийся та же личность, необходимо,
чтобы сканды соединились тем образом,
как они были соединены в прежнем воплощении.
Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из сансары, окончательный и вечный
покой - это важный элемент трактовки спасения
в Буддизме. Душа, в буддистском представлении,
- индивидуальное сознание, которое несет
в себе весь духовный мир человека, трансформируется
в процессе личных перерождений и стремящиеся
к успокоению в нирване. При этом достижение
нирваны невозможно без подавления желаний,
что достигается по средствам контроля
над взглядами, речью, поведением, над
образом жизни, над усилие, внимание, и
полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов во всех
предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно
можно охарактеризовать словом “судьба”
, а буквально означает закон возмездия
- это сила, которая определяет конкретный
вид перерождения и называется кармой.
Все поступки в жизни определяются кармой,
но человек имеет определенную свободу
выбора в поступках, помыслах, действиях,
что делает возможным путь к спасению,
выходу из круга превращений в просветленное
состояние. Социальная роль Буддизма определяется
идеей равенства людей в страдание и в
праве на спасение. Еще при жизни человек
мог добровольно встать на праведный путь,
вступив в монашескую общину (сангхая)
, что означает отказ от касты, семьи, собственности,
приобщение к миру строгих правил и запретов
(253 запрета) , пять из которых обязательны
для каждого буддиста: отказ от убийства
живых существ, от воровства, лжи, алкоголя,
соблюдение супружеской верности.
Буддизм обогатил религиозную практику
приемом, относящимся к области индивидуального
культа. Имеется ввиду такая форма религиозного
поведения, как бхавана - углубление в
самого себя, в свой внутренний мир с целью
сосредоточенного размышления об истинах
веры, что получило дальнейшее распространение
в таких направлениях буддизма, как “чань”
и “дзен” . Многие исследователи считают,
что этика в Буддизме занимает центральное
место и это делает его в большей степени
этическим, философским учением, а не религией.
Большинство понятий в Буддизме носит
расплывчатый, многозначный характер,
что делает его более гибким и хорошо адаптируемым
к местным культам и верованиям, способным
к трансформации. Так последователи Будды
образовали многочисленные монашеские
общины, ставшие главными очагами распространения
религии.
В I в. н.э. в Буддизме образовалось две
ветви: Хинаяна (“малая повозка” ) и Махаяна
(“большая повозка” ) . Это разделение
было вызвано прежде всего различиями
в социально-политических условиях жизни
в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее
связанная с ранним Буддизмом, признает
Будду человеком, нашедшим путь к спасению,
которое считается достижимым только
через уход от мира - монашество. Махаяна
исходит из возможности спасения не только
для отшельников-монахов, но и для мирян,
причем упор сделан на активную проповедническую
деятельность, на вмешательство в общественную
и государственную жизнь. Махаяна, в отличии
от Хинаяны, легче приспосабливалась к
распространению за пределы Индии, породив
множество толков и течений, Будда постепенно
становится высшим божеством, в честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые
действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной
заключается в том, что Хинаяна полностью
отвергает путь к спасению для не монахов,
которые добровольно отвергли мирскую
жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав
- индивидов, уже способных войти в нирвану,
но окрадывающих достижение конечной
цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении
и другим, необязательно монахам, заменив
тем самым требование ухода от мир призывом
к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой
обрядности Ее главным элементом является:
культ Будды, проповедь, почитание святых
мест, связанных с рождением, просветлением
и смертью Гаутамы, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодистав, тем самым
усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали
практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
В VI - VII вв. н.э. начался упадок Буддизма
в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого
строя и ростом феодальной раздробленности,
к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции
в стране своего возникновения, переместившись
в другие районы Азии, где трансформировался
с учетом местных условий. Одной из таких
разновидностей Буддизма, утвердившийся
в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся
в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит
от тибетского слова лама (высший, небесных)
- монах в ламаизм. Для ламаизма характерен
культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений
Будды, живых богов, к которым причисляются
главным образом высшие ламы. Ламаизму
присуще массовое распространение монашества,
при этом существенно упростился процесс
общения с Богом: верующему достаточно
было прикрепить к шесту листок с молитвой,
чтобы его колебал ветер, или вложить его
в специальный барабан. Если в классическом
Буддизме не было образа верховного Бога
- творца, то здесь он появляется в лице
Адибузды, представляющегося первичны
эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване,
но место нирваны в ламаизме занял рай.
Если верующий будет выполнять все требования
ламаистской морали, то после страданий
и лишений сансары его ждут успокоение
и блаженная жизнь в раю. Для характеристики
ламаистской картины мира имеет известное
значение верование в существование неведомого
идеального государства (Шамбалы) , которому
предстоит сыграть когда-нибудь решающую
роль в истории Вселенной и Земли.
В многие годы своего существования Буддизм
распространился в азиатском регионе,
где во многих государствах оказывает
сильное влияние на общественную и политическую
жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство
церковью принадлежит главам государств.
В странах, где сильно влияние Буддизма,
сохраняется множество монахов: достаточно
сказать, что в Камбодже монахом является
каждый двадцатый мужчина. Буддийский
монастыри выступают в качестве крупных
учебных заведений, которые являются центрами
просвещения и искусства.
В нашей стране Буддизм представлен в
основном в качестве Ламаизма. Буддийской
религии придерживаются многие народы,
населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского
духовенства возглавляется Центральным
Духовным Управление Буддистов, учрежденным
собором 1946 г. Председатель управления
носит сан бандидо-хамболабы и находиться
в Иволгинском дацане (монастыре) , расположенным
невдалеке от г. Улан-Удэ.