Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:38, контрольная работа
В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему.
Введение ….…………………………………………………3-6
Принципы диалектики……………………..……………….7-9
Законы диалектики………………………………………...10-12
3. Категории диалектики……………………………………13-16
Заключение…………………………………………………17
Список литературы…………………………………………18
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
филиал
в г. Мурманске
Кафедра: общегуманитарных и
естественно-математических
дисциплин
Специальность:
юриспруденция
Дисциплина:
философия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии»
Выполнила:
Проверила:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
….…………………………………………………3-6
3. Категории
диалектики……………………………………13-16
Заключение…………………………………………………
Список
литературы…………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин “диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику - особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” (Ф.Энгельс, “Анти-Дюринг, М., 1957).
В марксистской философии
термин «диалектика» употребляется в
значении теории и метода познания явлений
действительности путем постижения самодвижения
предмета на основе внутренних противоречий.
Марксистская диалектика исходит из признания
постоянного становления, развития явлений
материального мира. Развитие — это не
просто движение, под которым разумеется
любое изменение, а такое движение, конечным
результатом которого является восхождение
от простого к сложному, от низшего к высшему.
Это восхождение носит сложный характер.
Вскрыть объективные законы столкновения,
развития различных форм и видов материи
– задача диалектика, как науки. Сама идея
развития всего существующего имеет историю
своего развития, о чем свидетельствует
пройденный философией путь. Причем главной
в истории формирования этой идеи является
мысль о противоречиях всего существующего,
борьбе противоположностей, как источнике
развития.
Диалектика
Диалектика
Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.
Существует две
разновидности процессов
Развитие – это необратимое,
направленное закономерное
Развитие
Связь – это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны.
Принцип всеобщей связи
является важнейшим принципом
Таким образом, всеобщая
связь и взаимообусловленность
предметов и явлений составляет
существенную особенность материального
мира. Поэтому чтобы знать предмет,
необходимо изучить все его стороны
и связи. А поскольку предметы и явления
материального мира многообразны, то многообразны
и их взаимосвязи и взаимодействия.
Так же выделяют ещё два принципа диалектики.
Конкретность истины.
Конкретность истины
или же отрицание существования
абстрактности И. означает, что истина
связана определенными условиями, в которых
находиться объект, отражает строго определенные
стороны объекта и т.д. Высшая ступень
конкретности состоит во всестороннем
познании объекта с учетом всех существующих
моментов данной стадии противоречивого
развития объекта, в отличии от эклектичного
смешения всех сторон и признаков явления.
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного.
Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Диалектика изучает не всё, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своём сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Информация о работе Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии