Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему.

Содержание

Введение ….…………………………………………………3-6
Принципы диалектики……………………..……………….7-9

Законы диалектики………………………………………...10-12

3. Категории диалектики……………………………………13-16
Заключение…………………………………………………17
Список литературы…………………………………………18

Работа содержит 1 файл

кр философия диалектика.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

филиал  в г. Мурманске 
 
 
 

Кафедра: общегуманитарных и 

                 естественно-математических 

                 дисциплин 

Специальность: юриспруденция 

Дисциплина:  философия 
 
 

 КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

  

ТЕМА: «Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии» 

  
 
 
 

Выполнила:                                                                           студентка I курса

                                                                                               заочного отделения

                                                                                       группа Ю-3-06

                                                                                         Целищева Ю.С. 
 

Проверила:                                                                             Хайлова Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 

                

МУРМАНСК 

2007г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

    Введение ….…………………………………………………3-6 

  1. Принципы  диалектики……………………..……………….7-9
 
  1. Законы  диалектики………………………………………...10-12
 

3.  Категории диалектики……………………………………13-16 

     Заключение…………………………………………………17 

     Список литературы…………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

         ДИАЛЕКТИКА (греч.  — искусство вести беседу)—  теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин “диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику - особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии  Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

         По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

         Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” (Ф.Энгельс,   “Анти-Дюринг, М., 1957).

         В марксистской философии  термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  диалектики.
 

         Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.

         Диалектика рассматривает  мир в постоянном развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной – результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

             Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

          Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

         Существует две  разновидности процессов развития:

  • Процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.
  • Процессы перехода из одного вида материи к другому.

                Развитие – это необратимое,  направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

          Развитие совершается  при наличии всеобщей связи  и взаимообусловленности предметов  и явлений, их составляющих  элементов. 

         Связь – это такое  отношение, в котором изменение  одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны.

         Принцип всеобщей связи  является важнейшим принципом диалектики. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, даёт молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

         Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность  предметов и явлений составляет существенную особенность материального  мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. 

         Так же выделяют ещё два принципа диалектики.

Конкретность  истины.

         Конкретность истины или же отрицание существования  абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления. 

Единство  логического и  исторического, абстрактного и конкретного.

           Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

          Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в действительности.  Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

         Диалектика изучает  не всё, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своём сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

  1. Законы  диалектики.
 

         Наиболее общими законами диалектики являются: переход  количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Информация о работе Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии