Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:24, реферат
Цель данной работы – показать значение диалектического учения для дальнейшего формирования современной философии.
Задачи исследования:
рассмотреть подробнее учение о диалектике;
рассмотреть законы и категории диалектики.
Введение………………………………………………………………. … ….3 стр.
1. Диалектика как учение о саморазвитии мира…………………………….. 4 стр.
2. Законы и категории диалектики. ………………………………..………. 10 стр.
Заключение………………………………………………………….…..……..19 стр.
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Диалектика как учение о саморазвитии мира…………………………….. 4 стр.
2. Законы и категории диалектики. ………………………………..………. 10 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………...…….……..
Введение
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама
эта борьба объективно предполагает
необходимость диалектико-научной теории
развития, метода познания природы, общества
и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение,
движение и развитие - подчиняется законам
диалектики.
Выбранная мной тема актуальна, потому что учение о диалектике составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально- политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять роль диалектического учения в философии, я прочитала много литературы, но наиболее интересными, на мой взгляд, являются следующие книги: Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова. и Современный философский словарь.
Цель данной работы – показать значение диалектического учения для дальнейшего формирования современной философии.
Задачи исследования:
1.
Диалектика как учение
о саморазвитии мира
Философия
создает предельно общую
Этимологически диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика - нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.
Развитие
античной философии и науки расширило
сферу применения диалектики. Как
инструмент решения политико-правовых
и этических вопросов она превратилась
в метод поиска истины (Сократ), в
метод анализа и синтеза
Диалектика никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных исторических формах. Философия никогда всецело не разлучалась с диалектикой, но в качестве привилегированных принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они были наиболее плодотворными.
Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.
В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:
· субъективная диалектика детерминирована объективной;
· первая отражает вторую;
· субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;
· их единство
есть процесс развертывания
Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.
Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.
Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.
Таким
образом, краткий экскурс в историю
диалектики и ее альтернатив показывает,
что с середины XIX века идея развития
становится одним из центральных
мировоззренческих и
Диалектика как система. Принципы диалектики.
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией.
Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов развития:
1) Процессы
качественных превращений, не
выходящие за рамки
2) Процессы перехода из одного вида материи к другому.
Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.
Развитие
совершается при наличии
Всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма.
Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.
Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм - концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.
Неотъемлемым элементом диалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Системный
способ объединения элементов выражает
их принципиальное единство: благодаря
иерархичному включению систем разных
уровней друг в друга любой
элемент любой системы