Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Метафизика,
как и диалектика, никогда не была
чем-то раз навсегда данным. Она изменялась,
выступала в различных
1.
«СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была
2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):
д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.
ФОРМЫ МЕТАФИЗИКИ:
могут быть выделены по
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.
К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».
Софистика
и эклектика являются, пожалуй, наиболее
«коварными и хитрыми» разновидностями
антидиалектического способа
Основное различие софистики и эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.
Софистика
и эклектика, хотя и признают гибкость,
диалектичность понятий (что, несомненно,
является их важным рациональным моментом),
но вследствие своего произвола и субъективизма
не доходят до реальной диалектики объективной
действительности.
III. Заключение:
Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы. «…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия». (Б. Рассел). Есть много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии –cтремясь, охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по возможности объяснять их.
Философия
заставляет людей думать. Бертран
Рассел пишет в своей книге
«История западной философии»: «Она умеряет
религиозные и философские
Назначение
философии – поиск удела
. С вводом
диалектики в философию
IV. Список использованной
литературы: