Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая философия..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

    1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна  для философии и науки в  XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

    2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от  старой, не отвергает ни всеобщую  связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом  в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

    а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,

    б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

    в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

    г) как вечное движение по кругу, без  возникновения нового (концепции  «круговорота»):

    д) как движение, из которого изымается  его сущность — противоречие;

    е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

    Возможны  и другие, в том числе и смешанные  интерпретации развития, связи и  взаимодействия.

    ФОРМЫ МЕТАФИЗИКИ:

      могут быть выделены по различным  основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

    Метафизический  способ познания включает в себя целый  ряд разновидностей, которые возникают  в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

    К ним следует добавить СОФИСТИКУ  и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

    Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями  антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов  и «обоснования» неправедных  дел, особенно в сфере политики.

    1. Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель — сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

    Основное  различие софистики и эклектики  — при всем их сходстве — состоит  в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.

    Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      III. Заключение: 

       Вообще  говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия»  и «философский» в обыденной  речи, мы ощущаем стремление увязать  этот предмет с каким-то видом  предельно сложной умственной работы. «…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения, и это помимо всего прочего, есть философия». (Б. Рассел). Есть много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии –cтремясь, охватить мир в его единстве,  изучать эти вопросы и по возможности объяснять их.

       Философия  заставляет людей думать. Бертран  Рассел пишет в своей книге  «История западной философии»: «Она умеряет  религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более  интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

       Назначение  философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру. 

. С вводом  диалектики в философию материализм  стал диалектическим, а диалектика  материалистической. Материалистическая  диалектика поставила по-новому проблему познания. Мат. диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развит и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод). Предметом диалектики являются различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления. В окружающем мире всё взаимодействует. Эта связь всего со всем-главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя проявляет свою сущность (так же и человек формируется в обществе). Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи. Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рассматривать на основе пяти форм движения материи: механические, химические, биологические, физические, социальные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. 
 
 
 
 
 

  IV. Список использованной литературы: 

  1. Философия: Учеб. Пособие./ Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.,1996.
  2. Введение в философию: Учеб. для вузов. – М., 1983.
  3. Мир философии. – М.,1991.
  4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
  5. Кедров Б.Н. Беседы о диалектике. – М., 1983.
  6. Минасян А.М. Диалектика и софистика. – М., 1985.
  7. Карамышев Г.Ф. Диалектика против эклектики. – М., 1985.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы