Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая философия..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    Принципы  диалектики могут быть выражены и  конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

Законы  и категории материалистической диалектики:

    Термин «категория» (от греч. Категория — высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.

    ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

    Законы  можно классифицировать по степени  их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

    Фундаментальными  законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания.

    ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

    Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить, прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

    Диалектическое  мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество  и различие.

    ТОЖДЕСТВО — это такой специфический  вид отношений вещи к себе самой  и к другим вещам, который характеризуется  ее устойчивостью. Иначе говоря, любой  предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

    РАЗЛИЧИЕ  характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам  в силу ее изменчивости.

    Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество  и различие существуют постоянно  в их противоречивом единстве.

    Отдельные стороны, свойства, черты явлений  и предметов находятся и в  таких отношениях, которые исключают  друг друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. Д.

    Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

    На  всех этапах развития противоречия выступают  его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие  фазы (ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность (конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

    Существует  бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.

    ВНУТРЕННИЕ  ПРОТИВОРЕЧИЯ — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

    В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.

    Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется  в следующем:

    1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

    2) противоположности не могут существовать  друг без друга, однако их  единство условно, временно, преходяще, относительно;

    3) борьба взаимоисключающих противоположностей  абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате  борьбы, а не благодаря единству  противоположностей — это закон; 

    4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

    5) борьба противоположностей и  их единство обусловливают в  определенных ситуациях возможность  временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

    ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Закон  показывает, как, каким путем возникает  новое. Начнем с категорий «качество», «количество» и «мера».

    КАЧЕСТВО  — это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.

    КОЛИЧЕСТВО  — это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей оси и Солнца и т. Д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один спутник — Луну, Юпитер — 12 спутников. Или: если Мер-курий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90700 суток.

    В мире нет ни одного предмета, который  обладал бы только качественной или  количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.

    МЕРА  — это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме «Лысый» говорится, что, потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, — лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной, несомненно.

    При выходе количественных параметров изменений  за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.

    Процесс перехода количественных изменений  в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.

    СКАЧОК  — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности  количественных изменений.

    Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует  и о зарождении нового, и о сопротивлении  старого.

    Существует  множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. Д.

    Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и  занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и т.д.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.

    При изучении скачкообразного характера  развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

    Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и  узком смысле слова.

    В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ — это  весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т. Ч. И революции.

    В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает  как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает  и после победы революции, после  утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

    Понятие «революция» сегодня применимо  в основном к общественным явлениям. В природе как будто все  стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

    РЕВОЛЮЦИЯ — это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

    Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность  не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.

    ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ. Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

    Основным  содержанием диалектического отрицания  являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового.

    Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) не сводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

Категории диалектики:

    Если  законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют «как таковые». Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.

    В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного, единичное может становиться общим, а общее — единичным (новые виды растений, породы животных, мода).

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы