Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая философия..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

         

   Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль.

   Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская «Энциклопедия философских наук» поражает не только грандиозностью замысла — рассмотреть материальный и духовный мир в его саморазвитии, — но и конкретностью своего содержания. Труды философа («Наука Логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике» и др.) и ныне представляют собою энциклопедию гуманитарного знания.

  Но  самое ценное философское достижение Гегеля  - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.

  Система и метод  философии Гегеля. 

Выдающееся  значение  философии  Гегеля  заключалось в том,  что в ней в систематической форме было изложено  диалектическое  миропонимание и соответствующий   ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку,  обобщающую  всю историю познания и исследующую наиболее общие  закономерности  развития  объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления,  в  корне  противоположного   метафизике.    Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический  метод,  Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Природа,  по  Гегелю,  существует  независимо  от человека,  а  человеческое    познание    обладает    объективным содержанием. Гегель учил,  что  явления столь же объективны, как  и  сущность,  сущность  является,  т.е. обнаруживается в  явлении,  ввиду  чего  и  явление  существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

     Исходя из диалектического положения о  единстве  сущности  и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости  "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких  непреодолимых  преград  для познания.

Он полагал, что ни материя, ни сознание  человека  не  могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно  логически вывести из материи, а материя также не выводима  из  человеческого сознания,  которое  само  должно  быть  понятно  как    результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.

 Мышление, по Гегелю - это не  только  субъективная,  человеческая деятельность, но и  независимая от человека объективная   сущность, первооснова, первоисточник  всего существующего. Мышление, утверждает  Гегель, "отчуждает" свое бытие   в  виде материи,  природы,  которая  есть  "инобытие"  этого   объективно существующего мышления, именуемого Гегелем  абсолютной  идеей.  С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека,  а первооснова мира,  из  чего  следует,  что  мир  в  основе  своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне  присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от  человека  и  человечества  абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории.  Гегель  стремится доказать, что мышление, как субстанциальная  сущность,  находится не вне мира, а  в  нем  самом,  как  его  внутреннее  содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

     Стремясь последовательно провести  принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею)  не  как неподвижную,  неизменную  первосущность,   а    как    непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий  от  одной  ступени  к другой, более высокой. В силу этого  абсолютная  идея  не  только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса.  В этом смысл известного положения  Гегеля  о  том,  что  абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая  ступень  его  развития.  Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет  "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

     Мышление  по  сравнению    с    чувственными    восприятиями  представляет собой высшую форму  познания  внешнего  мира.  Мы  не можем чувственно воспринимать то, чего  уже  нет  (прошлое),  то, чего еще нет (будущее).  Чувственные  восприятия  непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на  наши  органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых  мы  не видим, не слышим, не осязаем.  Однако,  как  ни  велико  значение мышления,  как  ни  беспредельны    возможности    теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и  без него невозможно. Содержание мышления  (содержание  науки),  по  мнению Гегеля,  есть  ему  одному  (одному  лишь   мышлению)    присущее содержание;  оно  не  получено  извне,  а  порождено   мышлением. Познание, с этой точки зрения,  не  есть  обнаружение  того,  что существует вне нас, вне мышления; это -  обнаружение,  осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое  собственное содержание    и    познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель  приходит к фантастическому выводу, что  человеческое  мышление  есть  лишь одно  из  проявлений   некоего    абсолютного,    вне    человека существующего мышления - абсолютной идеи,  т.е.  Бога.  Разумное, божественное,  действительное,  необходимое  совпадают  друг  с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все  действительное  разумно,  все разумное действительно.

     Мышление отражает объективную  реальность, и,  поскольку  оно  правильно ее отражает, можно  говорить о разумном взгляде на  мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и  то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество  мирового разума с многообразным  миром  явлений,  этот  процесс  мышления, содержит в себе все многообразие действительности,  и  называется им "абсолютной идеей", с одной  стороны,  наполняется  совершенно реальным  природным  и  историческим  содержанием,  а  с   другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

     Основной формой мышления является понятие. Оно, по его учению, "есть начало  всякой  жизни"  и  представляет собой "бесконечную творческую  форму,  которая  заключает  внутри себя всю полноту всякого содержания и служит  вместе  с  тем  его источником".

     Итак,  исходный  пункт  гегелевской  философской  системы  - идеалистическое отождествление мышления и  бытия,  сведение  всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится  к истории  познания,  а  рост  и  углубление    знаний    о    мире рассматриваются  как  развитие  самой  действительности.   Гегель обожествляет  процесс  познания,  осуществляемый   человечеством, выдавая его за божественное самопознание,  а  также  за  познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

     Основные  части  философской  системы  Гегеля   -    логика, философия природы и философия  духа,  к  которой  непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет  важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления  и бытия означает,  что законы мышления, которыми и занимается  логика,  суть  подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.  До Гегеля логика считалась наукой  о субъективных  (человеческих) формах  мышления.  Не  отрицая необходимости    такой    научной дисциплины, т.е. формальной логики,  как науки об  элементарных формах  и законах правильного мышления,  Гегель  ставит  перед логической   наукой    задачу    исследовать    наиболее    общие закономерности развития познания.

Логику  Гегель подразделяет  на  учение  о  бытии,  сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно  есть  в  то  же время и чистая мысль. В этом случае оно есть  в то  же  время и ничто,  лишенное  каких-либо  определений.    Бытие    и    ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты,  т.е.  они одновременно  и упразднены,  и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада:  утверждение  (тезис),  отрицание  этого  утверждения (антитезис)   и,    наконец,    отрицание    отрицания,    снятие противоположностей (синтез).

     Понятия,  по  Гегелю,  находятся   в  непрерывном   движении, переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются.  развиваются, превращаются  в  свою  противоположность,  обнаруживая  внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую  силу  их развития. Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию,  все более богатому содержанием, охватывающему в единстве  различные, даже  противоположные,   стороны.    Гегель    показывает,    что количественные  изменения приводят  к изменениям  качественным, совершаются путем скачка, прерыва непрерывности.

     Гегелевское учение о диалектике  мышления,  о  взаимосвязи   и движении  понятий  косвенно    указывает    на    содержание    и закономерности  развития  тех   реальных  материальных  процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от  познания, от  мышления.

     Характеризуя  сущность  как   философскую  категорию,  Гегель  указывает, что к ней следует  отнести и то, что  отличает  явления друг от друга, и  то, что одинаково,  тождественно  в  них.  Но  в противоположность метафизике Гегель утверждает, что  тождество  и различие не существуют отдельно друг  от  друга,  а  представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты  сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря  о различии, предполагаем тождество.

     Гегель противопоставляет  метафизическому   представлению  об абстрактном,  исключающим  различия   тождестве    диалектическое  представление о  конкретном тождестве, содержащем  в себе различия. Понятие  абстрактного  тождества    предполагает    существование неизменных,  всегда  одинаковых  вещей.    Понятие    конкретного тождества,  напротив,  указывает  на  то,  что  каждое    явление изменяется, т.е. не остается самим собой,  всегда  одинаковым,  а переходит  в  другое,  содержит  в   себе    это    другое    как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

     Характеризуя понятие, Гегель  правильно отмечает, что оно   не есть только общее.  Общее,  взято  само  по  себе,  вне  связи  с особенным, т.е. с тем, что  отличает  одно  явление  от  другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно  и в понятии общее, особенное и  единичное  также  неразделимы,  как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство  различных  сторон  в  самой  действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть  истина, поскольку содержит в себе в единстве различные,  в  том  числе  и противоположные,  стороны  реального.  В этом   смысле    Гегель утверждает: абстрактной истины  нет,  истина  всегда  конкретна. Понятие как единство общего,  особенного  и единичного  получает свое  необходимое выражение в различных видах   суждений    и умозаключений, которые изображаются  Гегелем  как  обнаружение  и осуществление творческой мощи присущей "понятию"  как  внутренней основе всех  тех  процессов,  которые  наблюдаются  в  природе  и обществе на всем протяжении истории.

     Понятие у Гегеля   -  это  процесс  теоретического  мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и  всей  сознательной, целесообразной  практической  деятельности  людей,  преобразующей мир,  идеалистически  истолковывается  Гегелем  как   творчество, самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы  и общества. Таким образом, признавая развитие и  пытаясь  дать  его картину,  Гегель  изображает   его    как    процесс    познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

     В своем учении о познании  Гегель  ставит  также  вопрос  об отношении теоретического  познания  к  практической  деятельности, пытаясь  вскрыть   единство  и  взаимодействие  между  теорией   и практикой.  Гегель  показывает,  что    преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.

     Логический процесс развития  завершается  у  Гегеля  понятием "абсолютной  идеи",  которая   вначале  "отчуждает"  свое   бытие, сообщает ему движение, в  результате  которого  бытие   становится содержательным. Затем она обнаруживает  себя  как  сущность,  как понятие и, наконец, благодаря развитию  понятия  как  "абсолютная идея",  которая  выступает  как  систематическое,   многообразное единство всех сторон, логических  определений,  характеризует  не только мир как целое, но и его познание.

      Если логика, по Гегелю, есть "наука  об идее  в  себе  и   для себя", то философия природы  характеризуется им как "наука  об идее в ее инобытии". Гегель  не объясняет, как  происходит  переход  от "чистой" логической идеи к природе, он  просто  декларирует,  что "абсолютная идея", познав вое собственное  содержание,  "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". "Абсолютная  идея",    по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала  во времени.

     Главными формами природного  бытия "абсолютной идеи" являются  механика,  физика,  органика.

Третья  часть философской системы Гегеля - философия  духа  - посвящена  рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном  этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается"  к  самой себе в  качестве  "абсолютного  духа",  т.е.  "абсолютной  идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание  (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем  протяжении всемирной истории. В  природе,  по  Гегелю,  духовное  содержание находится  в  постоянном  конфликте  с  ограниченной  и  инертной материальной формой.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы