Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Тема4:Диалектика
и ее альтернативы.
I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV.
Список использованной
литературы.
I. Введение:
Философия
(с греческого - любовь к истине, мудрости)
- форма общественного сознания; учение
об общих принципах бытия и познания, об
отношении человека к миру, наука
о всеобщих законах развития природы,
общества и мышления. Философия вырабатывает
обобщенную систему взглядов на мир, место
человека в нем; она исследует познавательные
ценности, социально-политическое,
нравственное и эстетическое отношение
человека к миру.
Предметом
философии являются всеобщие свойства
и связи (отношения) действительности
- природы, человека, отношения объективной
действительности и субъективизма мира,
материального и идеального, бытия и мышления.
Где всеобщее - это свойства, связи, отношения,
присущие как объективной действительности,
так и субъективному миру человека. Количественная
и качественная определенность, структурные
и причинно-следственные связи и др. свойства,
связи относятся ко всем сферам действительности:
природе, сознанию. Предмет философии
необходимо отличать от проблем философии,
т.к. проблемы философии существуют объективно,
независимо от философии. Всеобщие свойства
и связи (производство и время, количество
и качество) существовали, когда науки
философии еще и не существовало как таковой.
Основными функциями философии являются:
1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) обоснование,
оправдание и анализ
3) разработка
общей методологии познания и
деятельности человека в
Каждая наука
изучает свой круг проблем.
Для этого вырабатывает
собственные понятия, которые
применяются в строго определенной области
для более или менее ограниченного
круга явлений. Однако, ни одна из наук,
кроме философии не занимается специальным
вопросом, что такое «необходимость»,
«случайность», и т.д. хотя может использовать
их в своей области. Такие понятия
являются предельно широкими, всеобщими
и универсальными. Они отражают
всеобщие связи, взаимодействия
и условия существования любых вещей и
называются категориями. Основные задачи
или проблемы касаются выяснения
отношений между человеческим сознанием
и внешним миром, между мышлением и окружающим
нас бытием.
Поговорим о диалектике и ее альтернативах:
Д. - учение о наиболее общих
закономерных связях и
II. Основная часть:
1. Античная диалектика как форма мысли.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Елеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики».
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В
утверждении диалектического
Ранние мыслители ищут
Для
ранних натурфилософов характерна особого
рода стихийная диалектика мышления.
Они рассматривают космос как непрерывно
изменяющееся целое, в котором неизменное
и самотождественное первоначало предстает
в различных формах, испытывая всевозможные
превращения. Особенно ярко представлена
диалектика у Гераклита, согласно
которому все сущее надо мыслить как подвижное
единство и борьбу противоположностей.
Не случайно Гераклит считал первоначалом
огонь: огненная стихия - самая динамичная
и подвижная среди элементов космоса.
Однако диалектика натурфилософов, как
и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической
формы, в ней логическая обработка понятий
еще не заняла сколько-нибудь заметного
места. Логос
- корневая основа
логики – слово и смысл;
введено Гераклитом
– универсальная осмысленность,
ритм и соразмерность
бытия, тождественная
первостихия огня. У
стоиков Л - судьба, мировой
разум. Христианство
– творец, Бог.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469 – 399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом; философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источников, главным образом из «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительным художественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколений как замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров выше всяких иных побуждений души. Сократ был женат на Ксантиппе, злой нрав которой и терпение, с которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды, когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа из окна выбросила ему на голову целый таз арбузных корок. Но Сократ лишь отшутился. Он утверждал, что такая жена послана ему судьбой, чтобы он закалял свой характер и оттачивал лезвие бритвы своих слов. Свои едкие уколы в спорах Сократ толковал так: он, как овод, призван жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий.На обладание достоверным знанием. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой— искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно Издаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Родоначальник
диалектики. Сократ прославился как
один из родоначальников диалектики в
смысле нахождения истины при помощи бесед
и споров. Метод диалектических споров
Сократа заключался в обнаружении противоречий
в рассуждениях собеседника и приведения
его к истине посредством вопросов и ответов.
Он первый увидел в отчетливости и ясности
суждений основной признак их истинности.
В спорах Сократ стремился доказать целесообразность
и разумность как мира, так и человека.
Он совершил поворот в развитии философии,
впервые поставив в центр своего философствования
человека, его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения «я знаю, что
я ничего не знаю» к рождению истины посредством
самопознания. Сократ возвел в философский
принцип знаменитое изречение дельфийского
оракула: «Познай самого себя!» Главная
цель его философии — восстановить авторитет
знания, поколебленный софистами. Софисты
пренебрегали истиной, а Сократ сделал
ее своей возлюбленной. Его неугомонная
душа неподражаемого спорщика стремилась
трудом непрестанным и упорным к совершенству
общения, дабы уяснить истину. Софисты
не считались с истиной ради денег и богатства,
Сократ же оставался верен истине и жил
в бедности. Софисты претендовали на всезнание,
а Сократ твердил: он знает только то, что
он ничего не знает. Рассказывают, что
Сократу однажды сказали, будто дельфийский
оракул на вопрос, кто является самым мудрым,
ответил: «Сократ». Сократ, не поверив,
пошел к одному афинскому политику и стал
его расспрашивать, что такое государство,
политика, в чем секрет государственного
правления. Собеседник, до того утверждавший,
что все это знает, не смог ответить. Сократ
подумал: управитель Афин полагает, что
он знает, чем и как управлять, а на самом
же деле он не знает. А он — Сократ — думал,
что не знает, а на самом деле что-то понимает
в этом. Затем Сократ пошел к поэту и начал
спрашивать его, как он сочиняет стихи.
Поэт задумался... оказалось, что он не
знает, как это у него получается. А Сократ
подумал, что он имеет большее понятие
об этом, но говорит, что не знает. Только
теперь он понял, - что оракул, быть может,
не ошибся, назвав именно его самым мудрым
человеком. Сократ понимал свое назначение
в том, чтобы разбирать мысли других, что
он остроумно выражал, уподобляя свою
деятельность званию своей матери — повивальной
бабки.
2. Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.