Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть:
1.Античная диалектика как форма мысли.
2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.
3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Готовая философия..doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Тема4:Диалектика и ее альтернативы. 

                                  План работы: 

       I. Введение.

     II. Основная часть:

    1.Античная диалектика как форма мысли.

    2.Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.

    3.Диалектика и метафизика. Формы метафизики: софистика и эклектика.

    III. Заключение.

    IV. Список использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                               I. Введение: 

     Философия (с греческого - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении  человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. 

     Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой. 

Основными  функциями философии  являются: 

1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей  определенному уровню развития  науки,  культуры  и  исторического опыта;

2) обоснование,  оправдание и анализ мировоззрения;

3)  разработка  общей методологии познания и  деятельности человека в окружающем  мире.

 Каждая наука  изучает свой круг  проблем.  Для  этого  вырабатывает  собственные понятия, которые  применяются в строго определенной области для  более  или  менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не  занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие  понятия  являются  предельно  широкими, всеобщими и универсальными.  Они  отражают  всеобщие  связи,  взаимодействия  и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи  или  проблемы  касаются  выяснения  отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. 

                            Поговорим о диалектике и ее альтернативах: 

         Д. - учение о наиболее общих  закономерных связях и  становлении,  развитии бытия и познания  и  основанный  на  этом  учении  метод  творчески  познающего мышления. Основные принципы Д. - всеобщая  связь,  становление  и  развитие,  которые осмысливаются с  помощью  всей  исторически  сложившейся  системы  категорий  и законов. П. целостности: проблема  не сводимости  целостности  к  простой  сумме частей заключается в связи,  объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы,  во взаимовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,  общественные  и  психические явления и процессы детерминированные, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих законах развития бытия и  мышления. Материалистическая Д.  выражается  в системе философских категорий и законов.   Главные законы:  1)  превращение количества  в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей  и  превращение их  друг  в  друга,  когда  они  доведены  до  крайности  (единство  и   борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -спиральная форма развития.  Для Д. характерно формирование парных категорий,  отражающих  "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от  иных, и подобных ему, предметов, явлений,  процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или  единой  системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная,  скрытая. Относительно  устойчивая сторона того или иного  предмета,  явления,  процесса,  определяет  его природу, совокупность черт и др. характеристики. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно  подвижные,  изменчивые  характеристики  того  или иного   предмета. Содержание - совокупность различных элементов и  их  взаимодействий,  определяющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса. Форма-  принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного    содержания. Причина-следствие. Качество - целостная,   интегральная   характеристика предмета (единство его свойств)  в  системе его связей  и отношений с другими предметами. Кол-во - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.  Мера  - диалектическое единство качества и кол-ва или такой  интервал  количественных  измерений,  в пределах которого сохраняется качественная определенность  предмета. Скачок - переход  количественных  измерений  в  качественные  или  переход   из   одного качественного  состояния в другое  (в результате  превышения  меры).   Категории системного  исследования : система -  упорядоченное множество   взаимосвязанных элементов, обладающее структурой  и  организацией; элемент-  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов; структура -  относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

       II. Основная часть: 

      1. Античная диалектика как форма мысли.

    Научный диалектический взгляд на мир складывался  в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

    СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной  форме была выражена в философии  древней Греции, в рассуждениях Гераклита  из Эфеса.

    Согласно  Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

    Ряд диалектических проблем поставил в  свое время Зенон из Елеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики».

    На  идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

    Элементы  диалектического мышления можно  найти в философских учениях  многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

    В утверждении диалектического взгляда  на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ  ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени  развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.  

      Ранние мыслители ищут первоначало,  из которого все произошло.  У Фалеса (7 - 6 в.в. до н.э.) - это вода. У Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - 483 г.г. до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Однако путь мысли, ставящий понятия “вода”, “воздух” над природой, трактующий их в качестве первоначала, оказался тупиковым. Тем не менее, он не был философски бесплодным. Размышления и утверждения о первоосновах могли выводить к тому, для чего философия и возникла: нацеливать человеческую практику на работу с общим, а потом рождать всеобщее и работать с ним. У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах  и началах всего сущего (космогонизм). В этом подходе сказывается объективизм и онтологизм древней философии. Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа “порождения”. На место мифологического порождения у философов становится причина. Др. Греч философы (милетцы) в основном - гилозоисты – любое мат тело обладает душой. Душа – особая нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертие души (Платон) – между миром идей и чувств, божественный статус души (движение начало всей природы – милетцы; Огненное дыхание, основа жизни – Гераклит; Я - познающее – Сократ; Причина и начало живого тела – Аристотель).

      Для ранних натурфилософов характерна особого  рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Логос - корневая основа логики – слово и смысл; введено Гераклитом – универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихия огня. У стоиков Л - судьба, мировой разум. Христианство – творец, Бог. 

Поворотным  пунктом в развитии античной философии  явились воззрения Сократа (469 – 399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом; философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источников, главным образом из «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительным художественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколений как замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров выше всяких иных побуждений души. Сократ был женат на Ксантиппе, злой нрав которой и терпение, с которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды, когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа из окна выбросила ему на голову целый таз арбузных корок. Но Сократ лишь отшутился. Он утверждал, что такая жена послана ему судьбой, чтобы он закалял свой характер и оттачивал лезвие бритвы своих слов. Свои едкие уколы в спорах Сократ толковал так: он, как овод, призван жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий.На обладание достоверным знанием. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой— искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно Издаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. Рассказывают, что Сократу однажды сказали, будто дельфийский оракул на вопрос, кто является самым мудрым, ответил: «Сократ». Сократ, не поверив, пошел к одному афинскому политику и стал его расспрашивать, что такое государство, политика, в чем секрет государственного правления. Собеседник, до того утверждавший, что все это знает, не смог ответить. Сократ подумал: управитель Афин полагает, что он знает, чем и как управлять, а на самом же деле он не знает. А он — Сократ — думал, что не знает, а на самом деле что-то понимает в этом. Затем Сократ пошел к поэту и начал спрашивать его, как он сочиняет стихи. Поэт задумался... оказалось, что он не знает, как это у него получается. А Сократ подумал, что он имеет большее понятие об этом, но говорит, что не знает. Только теперь он понял, - что оракул, быть может, не ошибся, назвав именно его самым мудрым человеком. Сократ понимал свое назначение в том, чтобы разбирать мысли других, что он остроумно выражал, уподобляя свою деятельность званию своей матери — повивальной бабки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Диалектика Гегеля и диалектика Маркса.  

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы