Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 23:13, курсовая работа
Добро и зло — понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания. Поэтому на первых подступах к раскрытию их содержания мы сталкиваемся с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро... Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет… Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в т же время трудно выразимо.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятия добра………………………………………………………………………4
1.1. Добро и благо………………………………………………………………….4
1.2. Добро и добродетель………………………………………………………….5
1.3. Добро и польза………………………………………………………………...6
2. Понятие зла. Откуда в мире зло?......................................................................................7
2.1. Виды зла………………………………………………………………………...8
2.1.1. Физическое (природное) зло……………………………………………...8
2.1.2. Зло в общественных интересах…………………………………………...8
2.1.3. Нравственное зло………………………………………………………….9
2.2. Версии возникновения зла в мире……………………………………………12
3. Диалектика добра и зла…………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.
Понятия добра……………………………………………
1.1.
Добро и благо……………………………………………
1.2.
Добро и добродетель……………………………
1.3.
Добро и польза…………………………………………
2.
Понятие зла. Откуда в мире зло?..........................
2.1.
Виды зла…………………………………………………………
2.1.1.
Физическое (природное) зло………………………………………
2.1.2.
Зло в общественных интересах……
2.1.3.
Нравственное зло……………………………………
2.2. Версии возникновения зла в мире……………………………………………12
3.
Диалектика добра и зла……………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Мораль
руководит человеческим поведением
с точки
зрения противопоставления добра и зла.
Мир разделяется
в моральном сознании на доброе и злое,
хорошее
и дурное, похвальное с моральной точки
зрения и заслуживающее порицания. Все
человеческие поступки оцениваются через
эту дихотомию: чувство, мысль, намерение,
деяние могут быть либо добрыми - соответствующими
добру, либо злыми — исходящими из зла
к нему ведущими.
Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.
Добро и зло — понятия высокой
степени обобщения, это предельные полярные
характеристики человеческого мира, выражающие
фундаментальные установки морального сознания.
Поэтому на первых подступах к раскрытию
их содержания мы сталкиваемся с ситуацией,
когда о них
почти нечего сказать. Добро есть добро...
Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто
его не хочет… Что тут добавишь? Казалось
бы, все интуитивно ясно и в т же время
трудно выразимо.
Впрочем, так бывает со временем универсальными
понятиями, которые выступают предпосылками
нашего мышления, неявными ориентирами
сознания.
1. Понятия добра.
Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
Добро, таким образом, уже в
первом приближении
1.1.
Добро и благо.
К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага, они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова характеризуют не только нравственное поведение, но и материальный достаток. Мы говорим: «Он накопил много добра» или «Там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как благ основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.
Если в безрелигиозном
1.2.
Добро и добродетель.
Понятие до6ра соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.
Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, оставляя другим свободу выбора. Доброта — качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть добрым в душе, но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает доброту. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.
Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость — гордыня — напротив, причисляется к порокам.
В рамках одной и той же
моральной системы разные
1.3.
Добро и польза.
Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII—XVIII вв. в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Эти идеи получают развитие у английских авторов-утилитаристов XIX в. И. Бентама и Дж.-Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой форме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).
В соответствии с этими взглядами, добро есть все, что полезно, т. е. все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В разных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристско-прагматического понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребностей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится в первую очередь о своем собственном благополучии, о добре для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокупностью материальных и социальных благ.
Сведение добра к пользе
В
моральном сознании истинное добро
- это то, что является добром для
всех, для человечества как целого и для
каждого индивида. Разумеется, такое добро
очень абстрактно в мире, где сталкиваются
потребности, желания и мнения. Идеал добра
для всех — это регулятивная идея, нечто
вроде стрелки компаса, указывающей направление
движения. Полезное для человечества может
быть неполезным для меня. Так, например,
обуздание своих низменных влечений —
жадности, похоти, зависти — трудное и
неприятное дело, но это добро для людей
как рода: что было бы с культурой, если
бы все стали потакать своим темным страстям?
Наверное, люди уже истребили бы друг друга
в войне «всех против всех». Поэтому моральный
человек укрощает свои эгоистические
желания, он в определенном смысле жертвует
удовлетворением собственных капризов,
амбиций и хотений, следуя благу социокультурного
целого. Для всеобщего добра нередко надо
отступиться от своего маленького добра,
от своекорыстной пользы, добровольно
принести их в жертву интересам рода и
этим помочь человечеству гармонизировать
социальные и моральные отношения.
2.
Понятие зла. Откуда
в мире зло?
Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей (а в пределе — всех живых существ), то зло – это то, что разрушает жизнь человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
2.1.
Виды зла.
Говоря
об эмпирической жизни человека, мы должны
отметить, что зло, существующее в мире,
может быть разделено, по крайней мере,
на три вида.
2.1.1.
Физическое (природное)
зло.
Первый - физическое, или природное, зло. Это все естественные стихийные силы, которые разрушают наше благополучие: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и обычные болезни. Исторически природное зло не зависит от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходят помимо людских желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие страсти — злоба, гнев, ненависть — создают особые вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы. Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей — это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание.
В
современном мире многие явления
природного зла прямо связаны с масштабной
деятельностью человечества, с нарушением
экологического баланса. И все таки штормы
и смерчи, ливни и засухи — прежде всего
действие объективных стихий - зло неизбежное
и от нас не зависящее.
2.1.2. Зло
в общественных процессах.
Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах.
Правда, оно совершается уже с участием человеческого сознания, но все-таки во многом помимо него. Так, социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, в тяжелых чувствах зависти презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно приводит к частной собственности и эксплуатации. Точно так же объективное противостояние интересов - борьба за земли, источники сырья — оборачивается агрессией, войнами, в которые множество людей оказывается втянуто помимо своей воли. Социальные катаклизмы разражаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелое колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Результирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую не укротить индивидуальным усилием, не отвести от себя. Будучи образцово-нравственным, хорошим, порядочным человеком, можно волею судеб оказаться в эпицентре социального зла, каковым является война, революция, рабство и т. д.
Древние
эзотерические (предназначенные для посвященных)
учения утверждают: «Ничто не коснется
человека, чего он сам не заслужил». Страдания
от социального зла понимаются в этом
случае как закономерное следствие безнравственного
поведения и мыслей в какой-нибудь прошлой
жизни. Однако мы не можем с достоверностью
утверждать, что наше «я» в самом деле
многократно приходит в мир, и потому не
станем напрямую увязывать объективную
сегодняшнюю ситуацию с моральным несовершенством
в предполагаемом прошлом. Социальное
зло — часть естественно-исторического
процесса.
2.1.3. Нравственное
зло.
Третий вид зла — зло, субъективное по происхождению, собственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно далеко не всегда существует «в чистом виде», и все же мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира - его сознания и воли. Это зло, происходящее по решению самого человека, по его выбору.