Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:17, реферат
Демократия– форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
Введение 3
1. Эволюция значения и термина «демократия». 4
2. Основные трактовки демократии. 6
3. Современные теории демократии. 9
4. Предпосылки и пути демократизации 16
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Все
рассмотренные выше модели демократии
отражают временную последовательность
и характер демократических
Оптимальным для демократизации общества является осуществление преобразований сверху путем соглашения элит. Политическая активность масс может играть положительную роль лишь в том случае, если они не слишком идеологизированы и радикализированы и их участие институциализированно, т.е. осуществляется не в форме спонтанных выступлений, бунта, а через политические институты и контролируется элитами. Взрывы неин-ституциализированной политической активности масс чреваты разрушительными последствиями и анархией, а в конечном счете и установлением диктатур, приходящих к власти под лозунгами восстановления общественного порядка и безопасности.
Утверждению
демократии способствует опережающее
развитие политической соревновательности,
партийного плюрализма по отношению
к массовому политическому
Все эти и другие закономерности демократизации действуют усреднение, как тенденции, и претерпевают значительные изменения в зависимости от конкретных обстоятельств политического и общественного реформирования. Это наглядно проявилось в процессе перехода к демократии бывших коммунистических государств.
Вторая
половина 80-х гг. XX в. ознаменовалась
крахом тоталитарных и авторитарных
режимов в большинстве стран
административного социализма. Эти
страны глубоко отличались от любых
других государств, когда-нибудь переходивших
к демократии, прежде всего сочетанием
в большинстве из них индустриального
уровня развития, достаточно высокой
образованности населения, авторитарно-тоталитарной
власти и политической культуры, массового
распространения
Сам
процесс демократизации постсоциалистических
государств начался в результате
постепенной либерализации
Такая радикализация политической элиты препятствовала нахождению оптимального, "среднего" пути преобразований, чутко учитывающего как мировой опыт, так и конкретные условия собственных государств. В странах, вступивших на путь реформ, достаточно четко наметились два главных пути общественных и политических преобразований.
Первый
из них предполагает быструю политическую
и экономическую либерализацию
западного образца, так называемую
шоковую терапию. По этому пути пошли
практически все
В
государствах же, не имеющих характерных
для Запада многолетних традиций
рыночной экономики и
Особенно
губительные последствия
Эти и многие другие особенности СССР обусловили неэффективность либеральной модели демократизации и реформирования. Ликвидация важнейшего института фактической политической власти - коммунистической партии - и устранение государства от интеграционных и организационно-контрольных функций привели к распаду государственности, тотальной монополизации и криминализации экономики, подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Неудачи реформирования сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.
Советским опытом "демократизации" стали пугать граждан в странах, сохранивших официальную приверженность коммунистической идеологии. В некоторых из них, прежде всего в Китае, была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название политики "нового авторитаризма". Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.
Китайская модель уже показала свою экономическую и социальную эффективность, обеспечив этой стране в среднем самые высокие в мире с 1979 г. темпы экономического роста и непрерывное повышение благосостояния населения при сохранении общественного порядка и личной безопасности граждан. Хотя она непосредственно не вводит политические институты западного образца, но фактически создает многие предпосылки демократии, а также расширяет личные права граждан, освобождает их от тоталитарного контроля.
Явные
социально-экономические
Очевидно,
что России, как и другим постсоциалистическим
странам, не следует как слепо
следовать неадекватным ее условиям
западным либеральным моделям, так
и копировать опыт авторитарной модернизации.
Оптимальная модель политического
и хозяйственного реформирования может
быть найдена лишь на пути тщательного
учета собственной специфики
и мирового опыта, проведения активной
и реалистической государственной
политики в целях формирования более
динамичного и гуманного
В
отличие от стран, переходивших к
рынку и демократии в прошлые
эпохи, постсоциалистическое общество
не может реформироваться
Каждая
из рассмотренных моделей
Демократия,
как сложная форма