Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:17, реферат
Демократия– форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
Введение 3
1. Эволюция значения и термина «демократия». 4
2. Основные трактовки демократии. 6
3. Современные теории демократии. 9
4. Предпосылки и пути демократизации 16
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Оглавление
Введение 3
1. Эволюция значения и термина «демократия». 4
2. Основные трактовки демократии. 6
3. Современные теории демократии. 9
4. Предпосылки и пути демократизации 16
Заключение 27
Список
использованной литературы 28
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».
Демократия–
форма правления государством, отличающаяся
участием граждан в управлении, их
равенством перед законом, предоставлением
личности политических прав и свобод.
Формой реализации демократии чаще всего
выступает республика или парламентарная
монархия с разделением и
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Каждая
историческая эпоха вносила свои
признаки в понятие демократии и
расставляла свои акценты на их значимости.
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.
Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.
Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.
Новый
этап в развитии концепции демократии
начинается с Великой Французской
революции, когда демократия стала
рассматриваться как
Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в ХVIII в. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как повседневного и непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс трансформации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.
Различия
в интерпретации демократии, как
и различия в механизмах ее реализации
в конкретных обществах, обусловлены
отсутствием единства методологических
принципов ее анализа. В первом случае,
с точки зрения нормативного подхода,
формируется идеальная модель демократического
правления, соответствующая ментальности
населения, его представлениям о
справедливом правлении. Однако реальные
условия приспосабливают
Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления.
На
протяжении веков опыт становления
и развития демократических порядков
в различных странах
Так, сторонники, условно говоря, «ценностного» подхода, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе, прежде всего, относятся авторы трактовки демократии как системы народовластия, что вполне соответствует ее этимологии (греч. demos — народ, cratos — власть). Наиболее емко и кратко суть такого понимания демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа». Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивали демократию как форму власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближали ее с понятием общественного самоуправления.
Еще
в Древней Греции в качестве ценностных
предустановок, обусловливающих понимание
демократии, выступали идеи, отождествлявшие
государство с обществом, отрицавшие
понятие свободного индивида и признававшие
равенство по отношению к власти
только за частью общества («гражданами»).
Иначе говоря, демократия рассматривалась
в то время как форма правления
неимущего большинства ради собственного
блага. Такое понимание вызывало
резко критическое отношение
к демократической форме
К
сторонникам ценностного
Характерно,
что такого рода идеи, приведшие
на практике к установлению коллективистских
диктатур, по своей природе не отличаются
от образцов либеральной мысли, для
которой главным условием формирования
здания демократии также являются определенные
ценности, но ценности, отражающие приоритет
не народа (коллектива), а человека.
Так, Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джефферсон и
другие основоположники либерального
учения, исходя из способности народа
к рационально-нравственному «
Сторонникам
такого предзаданного ценностями понимания
демократии оппонируют приверженцы
так называемого «рационально-
Одним
из первых такое понимание демократии
закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-
Акцентируя
процедурные и процессуальные аспекты
демократии, Вебер практически полностью
снимал идею участия масс в управлении.
По сути дела, подобное устройство власти
невольно оправдывало ослабление контроля
за лидером со стороны общественности,
его дистанцированность от населения
и их интересов, предполагало утверждение
цезаристского стиля
В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.