Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

Демократия– форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Содержание

Введение 3

1. Эволюция значения и термина «демократия». 4

2. Основные трактовки демократии. 6

3. Современные теории демократии. 9

4. Предпосылки и пути демократизации 16

Заключение 27

Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

демократия.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

     От  индустриального развития зависит  такая предпосылка демократии, как  высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью  традиционным формам правления.

     Еще одно важное условие демократии - развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется  распространенностью газет, радио  и телевидения. СМИ помогают гражданам  компетентно судить о политике: принимаемых  решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. В странах с  большой территорией и высокой  численностью населения без массовых коммуникаций демократия практически  невозможна.

     Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования  демократии в государствах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения.

     Рыночная  экономика лучше, чем командная  хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки  демократии, как относительно высокий  уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для  демократии согласия.

     Общественное  богатство оказывает благоприятное  воздействие на демократизацию общества в том случае, если способствует сглаживанию социального неравенства. Это - следующая предпосылка демократии. Доказано, что поляризация социального  неравенства порождает острые политические конфликты, разрешение которых часто  невозможно с помощью демократических  институтов и методов. Поэтому поляризация  общества на богатых и бедных - серьезное  препятствие для демократии, хотя эта форма правления невозможна и при уравнительном распределении  благ.

     Для демократии наиболее благоприятна модель декомпозиции социального неравенства, преобладающая в современных  индустриально развитых странах. Эта  модель не допускает концентрации различных  дефицитных благ (дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д.) у одной  социальной группы (класса), а требует  их рассредоточения в обществе так, чтобы индивид, имеющий низкий показатель в одном отношении (например в  доступе к власти), мог компенсировать себе это за счет обладания другими  благами (например высоким доходом  и образованием). Такая структура  социального неравенства препятствует статусной поляризации общества и возникновению острых массовых конфликтов.

     Декомпозиция  социального неравенства в значительной мере совпадает с такой общей  предпосылкой демократии, как социальный плюрализм. Он означает многообразие социального  состава населения, наличие в нем не относительно однородной, аморфной массы, а четко оформившихся классов, профессиональных, региональных, религиозных, культурных, этнических и других групп, обладающих коллективным самосознанием. Такие группы сдерживают тенденцию к концентрации государственной власти, выступают противовесом силам, стремящимся к ее монополизации, создают возможность установления эффективного контроля над властью. Социальный плюрализм характеризует развитость гражданского общества, его способность к формированию независимых от государства партий и групп интересов, т.е. к политическому плюрализму.

     Социальный  плюрализм не противоречит такой  важнейшей предпосылке демократии, как наличие многочисленного  и влиятельного среднего класса, поскольку  сам этот класс внутренне дифференцирован  и состоит из различных групп, близких по важнейшим стратификационным  показателям: доходу, образованию и  т.д. Средний класс отличается высоким  уровнем образования, развития самосознания личности, чувства собственного достоинства, компетентностью политических суждений и активностью. Он больше, чем низшие и высшие слои, заинтересован в  демократии. В современных западных демократиях средний класс составляет большинство населения. Не случайно их нередко называют обществами "двух третей", что отражает благополучное  существование в них примерно двух третьих всех граждан.

     Помимо  среднего класса опорой демократической  формы правления- являются предприниматели - связанная с рынком конкурентная буржуазия. Принципы плюралистической демократии вполне соответствуют ее образу действий и индивидуалистическому  мировоззрению. Формирование демократии обычно идет успешней в больших государствах с развитым внутренним рынком и конкурентной буржуазией. Страны же с односторонней, ориентированной на экспорт экономикой и сросшейся с государством монополистической  буржуазией больше предрасположены  к авторитаризму.

     Общей предпосылкой демократии является грамотность  населения, его образованность в  целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство  собственного достоинства. Необразованный человек по существу стоит вне  политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны  власти или других политических сил.

     Наличие разнообразных экономических и  социальных предпосылок не обязательно  порождает демократическую форму  правления. Однако переход к демократии возможен и наиболее вероятен в индустриально  развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и  невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной  рыночной буржуазией, плюралистической социальной структурой. И наоборот, в государствах с большим количеством  малообеспеченных людей, поляризацией в распределении доходов и  имущества и, как следствие, с  острыми социальными конфликтами  демократия не будет эффективной  и жизнестойкой.

     Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, способы восприятия и осмысления политики, переработанный в человеческом сознании опыт людей, их установки и ценностные ориентации, характеризующие отношение граждан  к власти.

     Суть  и влияние политической культуры на общество специально рассмотрены  в главе 17. Применительно же к  демократии следует отметить, что  с ней совместим лишь определенный тип политической культуры, названный  известными американскими политологами Габриэлем Алмондом и Сиднеем  Вербой гражданской культурой. Они  выделяют три основных типа политических культур: патриархальную, для которой  характерно ограничение политического  горизонта людей их непосредственными, повседневными жизненными интересами, неосознанность последствий своего участия в политике, своей политической роли; подданническую, при которой  гражданин, хотя и может понимать цели и назначение политики, но чувствует  и ведет себя как исполнитель  приказов политических лидеров, и активистскую (политического участия), носители которой  воспринимают себя самостоятельными активными  соучастниками политического процесса, ясно осознают свои цели и пути их реализации108.

     Демократия  может укорениться лишь на почве  гражданской политической культуры, сочетающей качества активистской и  подданнической культур. Такая ее двойственность отражает необходимые для демократии активное участие в политике, способность  править - с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства - с другой.

     Если  одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит "целостная", тотальная политическая культура, рассматривающая государство, общество и индивидов как единое целое и не допускающая автономии личности и политических институтов по отношению к государству. Демократии враждебна и культура, почитающая власть и ее иерархическое устройство, терпимая к политическому насилию. И, напротив, ей благоприятствует открытая, индивидуалистическая политическая культура, допускающая общественный плюрализм и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничениям и компромиссам.

     На  политическую культуру и поведение  граждан большое влияние оказывает  религия. Во многом формируя менталитет, наиболее глубокие структуры политического  сознания и мировосприятия людей, религия  может как тормозить переход  к демократии, так и стимулировать  его. Благоприятное воздействие  на утверждение демократического правления  оказал протестантизм с его установками  на индивидуальную свободу и ответственность, равенство, трудолюбие, отрицание церковной  иерархии. Сегодня все страны с  преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства.

     Далеко  не все религии стимулируют развитие демократии. Так, например, плохо совместим  с ней ислам, особенно его идеи отрицания различий между политикой  и религией, между духовной и светской жизнью. Ему чужда сама проблема политического участия граждан. В общем плане демократии препятствуют религии и культуры, не оставляющие  личности свободного пространства и  выбора и претендующие на совершенство и завершенность, на религиозную  регламентацию личной и общественной жизни, ее жесткое подчинение конечным целям.

     Экономические, социальные, культурные и религиозные  факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеет внешнее  влияние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и иное воздействие и с помощью  влияния примера демократических  государств. Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воздействия, в том числе  с помощью силы. В десятках бывших колоний демократические институты  создавались под прямым воздействием метрополий, а в отдельных государствах, например в Доминиканской Республике и ФРГ, - после военной оккупации. Однако в случае привнесения извне  демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.

     В общем плане процессу демократизации способствует соседство с влиятельными демократическими державами и их разносторонняя поддержка. Однако далеко не всегда помощь со стороны таких  стран бывает значительной и бескорыстной, тем более, если речь идет о крупных  государствах - бывших соперниках и  потенциальных конкурентах.

     Разнообразные предпосылки демократии характеризуют  возможность перехода к ней тех  или иных стран, однако еще не раскрывают суть самого этого процесса. Что  же он собой представляет?

     Анализ  и обобщение опыта перехода к  демократии различных стран позволяет  выделить несколько типичных образцов, моделей этого процесса. Классической моделью обычно считают британский вариант демократизации. Его суть состоит в постепенном ограничении  монархической власти, расширении прав граждан и парламента. Вначале  подданные получают гражданские (личные) права, затем - права политические и  значительно позднее - социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные  цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство. Эту модель называют линейной демократизацией, поскольку  она означает постепенное, однонаправленное расширение демократии.

     От  линейной модели существенно отличается циклическая модель демократизации. Она предполагает чередование демократических  и авторитарных форм правления при  формальном позитивном отношении к  демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правительства  либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь  с растущей непопулярностью и  сильным противостоянием оппозиции.

     При циклической модели авторитарные и  демократические институты могут  соседствовать друг с другом, например существование парламента совмещается  с закреплением особой роли военных  в государстве. Эта модель широко распространена в Латинской Америке, Африке и Азии. Ее испытали Боливия, Аргентина, Гана, Нигерия, Таиланд и  многие другие страны. Такой переход  к демократии обычно бывает затяжным и трудным. Он свидетельствует о  недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре.

     Более перспективной по сравнению с  циклической моделью, является диалектическая модель демократизации. Она, как и  циклическая модель, характеризуется  нестабильностью переходных политических режимов. Однако отличительная черта  ее состоит в том, что здесь  переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших  для нее внутренних предпосылок: индустриализации, многочисленного  среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д. Нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов.

     Приходящие  им на смену демократические правительства  часто оказываются неспособными эффективно управлять страной и  вновь сменяются авторитарными  режимами. Последние, однако, бывают недолговечными и, не справляясь со сложными задачами государственного управления, уступают место демократическим силам  или свергаются ими. Затем постепенно устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия. Такой путь развития прошли многие страны: Италия, Греция, Испания, Австрия, Чили и др. Во многом подобным образом разворачиваются события  в ряде республик бывшего СССР и в самой России.

Информация о работе Демократия