Человек в мире культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………3

2 Теория происхождения культуры……………………………………….5

3 Человек в мире культуры………………………………………………...9

4 Типология культуры………………………………………………….......11

5 Цивилизация……...……………………………………………………….16

6 Культура и цивилизация………………….………………………………20

7 Кризис культуры и пути его преодоления………………………...…….27

8 Вывод……………...………………………………………………………..34

9 Список используемой литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Ситуация нарушения  культурной целостности и разрыва  органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения. Отчуждение — это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждающий механизм связан с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования;

утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка, а также  отрицание господствующей системы  ценностей; ощущение одиночества, исключенное™ человека из общественных связей; утрата индивидом своего «я», разрушение аутентичности личности.

Различные аспекты  отчуждения человека XX века от культурных форм были исследованы современной  культурологией.

Своеобразным  введением в проблемное поле XX века являются некоторые идеи философов  предшествующего столетия — своего рода культурно-теоретический прогноз, теперь уже во многом подтвержденный практикой.

«Прогнозирование» мыслителей XIX века связано с негативным отношением к судьбам европейской  культуры, продемонстрировавшей, что  она сама является источником отчуждения личности от подлинных целей бытия. Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в трудах А.Шопенгауэра, поставившего под сомнение прогрессивную направленность всякой разумной деятельности человека.

С точки зрения А.Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов их инструментами. К XIX веку развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А.Шопенгауэр, оказались бесполезными обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от базисных актов, названный философом отрицанием «воли к жизни».

Созданный человеком  огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и  прочее — грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает  подчиняться человеку и живет  по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли.

В представлении  последователя А.Шопенгауэра Ф.Ницше, отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы, так как ницшеанская культурная философия строится на отрицании христианских ценностей. Уже в одной из первых книг «Происхождение трагедии из духа музыки» провозглашается примат идеалов эстетического величия над нравственными убеждениями. Искусство предстает как дополнение и завершение бытия. При этом философ выступает против «утомленной культуры» своего времени, против разобщенности индивидов и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности.

Ницше подверг  резкой критике сложившуюся в  немецкой эстетике XVIII—нач. XIX веков  усилиями Винкельмана, Шиллера и  Гете традицию истолкования древнегреческого искусства из аполлоновского начала как символа светлой радости и классической уравновешенности. Усматривая рождение художественной культуры в недрах самой трагической действительности, философ не только отрицает противопоставление жизни страданию, но и видит в последнем истинный источник творчества. Трагическая сущность искусства выражается через противоборство аполлоновского и дионисийского начал, примирение происходит под эгидой Диониса. Мир олимпийских богов, являющихся олицетворением классической упорядоченности, заслоняет от человека подлинное бытие. Когда же пена иллюзии исчезает и мир обнажает истинные свои черты, человека переполняет дионисийское чувство потрясения. В таком состоянии рушатся социальные перегородки, человек вырывается из плена индивидуализации и сливается с себе подобными, с природой. Он больше чем художник, он — художественное творение самой природы.

Дионисийская  чрезмерность, а не аполлоновская  мера вела человека к истине. Ф.Ницше  определяет культуру как форму стихийной жизни или художественный стиль народного духа. Социальной базой высшей культуры является общество, построенное по иерархическому принципу: масса рабов, лишенных творческого начала, и каста свободных, которым суждено воспитать гениев-творцов.

Под влиянием рационализации общественного развития человек  со своей неутомимой жаждой познания превращается в жалкого «библиотекаря» и «корректора». Теперь, считает  Ф.Ницше, серая масса производителей культуры будет постоянно стремиться подавить творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных личностях, «экземплярах» человеческого рода, способных создавать новые формы жизни через разрушение прежних. Нигилистическое по духу ницшеанство оправдывает жестокость и антигуманизм сверхчеловека, наделенного и «волей к жизни», и «волей к власти», великой задачей придать смысл общественной истории и способностью создать высшую культуру.

Роль Ницше  в осмыслении кризисных процессов  современной культуры очень велика. По словам Т.Лессинга, ницшеанство — это продолжение той мировоззренческой позиции, которая пессимистически оценивает будущее культуры. Предшественников ницшеанской культурфилософии Ж.Ж.Руссо и Л.Толстого отвращение к рационалистическим формам культуры приводит к аскетическим и христианско-трансцендентным идеалам. Для Ницше именно эти ценности являются продуктом направленной по ложному пути, усталой и больной жизни.

Проблема кризиса  культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ XX века. Экзистенциальная философия поставила в число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие факторы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность человека от социума (А.Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер).

Вопросы психологического «недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены и решены представителями  психоаналитической теории (З.Фрейдом, К.Г. Юнгом, Э.Фроммом).

К числу исследователей данной проблемы относится и Г.Маркузе, разработавший концепцию «одномерного человека», который, будучи включенным в потребительскую гонку, оказывается отчужденным от таких своих социальных характеристик, как критическое отношение к существующему обществу, способность к революционной борьбе.

       8 ВЫВОД.

Проблематика  культуры самим объективным ходом  общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных  с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.

При изучении истории  и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

                           
 
 
 
 
 
 
 

                                    Список использованной литературы  
 
1. Губин Валерий Дмитриевич Основы философии:Учеб. пос. для сред. спец. зав.-М.:ТОН-Остожье,1999.-384с.  
2. Канке В. А. Основы философии:Учеб. для студ. средних спец. уч. зав./Канке В.А.-М.:Логос, Высшая школа,2000.-287с.  
3. Основы современной философии:Учеб. для высших учеб. зав.-3-е изд., доп.-СПб.:Лань,2001.-384с.-(Мир философии).  
4. Основы философии:Учеб. пос. для вузов.-М.:ВЛАДОС,1997.-320с.  
5. Островский Эдуард Вениаминович. Основы философских знаний: Учеб. пос. для вузов/Э.В.Островский.-М.:Культура и спорт, ЮНИТИ,1998.-256с.-(Готовимся к экзаменам).  
6. Рузавин Георгий Иванович Основы философии истории:Учеб. для студ. высших учеб. зав.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-303с.  
7. Спиркин А.Г. Основы философии:Учеб. пос. для вузов.-М.:Политиздат,1988.-592с.  
8. Спиркин А.Г. Основы философии:Учеб. пос. для вузов.-М.:Политиздат,1988.-592с.  
9. Толпыкин Виктор Егорович. Основы философии:Учеб. пос. для вузов/В.Е.Толпыкин.-М.:Айрис-Пресс,2003.-496с.-(Высшее образование).  
10. Шаповалов Виктор Федорович Основы философии. От классики к современности:Учеб. пос. для вузов.-2-е изд., доп.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2000.-608с.

Информация о работе Человек в мире культуры