Человек в мире культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………3

2 Теория происхождения культуры……………………………………….5

3 Человек в мире культуры………………………………………………...9

4 Типология культуры………………………………………………….......11

5 Цивилизация……...……………………………………………………….16

6 Культура и цивилизация………………….………………………………20

7 Кризис культуры и пути его преодоления………………………...…….27

8 Вывод……………...………………………………………………………..34

9 Список используемой литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Различное соотношение  традиций и обновления творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. У первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде, изменения вносятся бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат, и повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый — это всегда создатель нового. Современное общество пронизано гонкой за новизной, что дает значительный эффект, существенно поднимая уровень жизни.

Развитие культуры — противоречивый процесс. Здесь  прогрессивное и регрессивное —  две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологической цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Ей присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Экологический кризис ставит границы существующему типу экономического развития, вызывая необходимость новых отношений с природой и между людьми.

Культурное бытие человека неотделимо от конкретного природного и общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его социальных связей. 

4. Типология культур.

4.1 Основание типологии культуры

Критериев, или  оснований, типологии культур может  быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или-вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят  о художественной, экономической  или политической культурах, специалисты  называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии  не сложилось единого мнения о  том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения  людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе  целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны  отнести к культурным типам. К  типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям  правил, норм и моделей поведения  людей, которые нельзя считать полностью  автономными образованиями; они  не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру  и контркультуру;

б) сельскую и  городскую культуры;

в) обыденную  и специализированную культуры.

Особого разговора  требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все  четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью  духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. 

4.2 Виды культур

Типология культур, классификация различных видов  и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная  принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность  к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального  общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или  элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения  людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе  целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям  правил, норм и моделей поведения  людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

5.  Цивилизация

Когда мы употребляем  понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который

несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.

Однозначной его  трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

Слово «цивилизация»  появилось во французском языке в середине ХУШ в.; лавры

его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в

русле теории прогресса  и употреблялось только в единственном числе как

противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как

его идеал в  евроцентристской интерпретации. В частности, французские

просветители  называли цивилизацией общество, основанное на разуме и

справедливости.

В начале XIX в« начался  переход от монистической интерпретации  истории

человечества  к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.

Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей новый

порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность

эволюционистских  воззрений на прогресс общества.

Во-вторых, тем  огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху

путешествий», который  обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих

установлений  вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.

В связи с  этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации,

основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя

цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее

апологией почвы  и крови, экзальтацией народного духа понятию цивилизации был

придан локально исторический смысл.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между

идеей прогресса  единого рода человеческого и  многообразием обнаруженного

историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической

концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют

локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс

человеческого общества в целом.

В марксизме  термин «цивилизация» применялся для  характеристики определенной

стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.

Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три  подхода к

пониманию слова  «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время.

Информация о работе Человек в мире культуры