Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:37, контрольная работа
Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д.
1 Введение…………………………………………………………………3
2 Теория происхождения культуры……………………………………….5
3 Человек в мире культуры………………………………………………...9
4 Типология культуры………………………………………………….......11
5 Цивилизация……...……………………………………………………….16
6 Культура и цивилизация………………….………………………………20
7 Кризис культуры и пути его преодоления………………………...…….27
8 Вывод……………...………………………………………………………..34
9 Список используемой литературы………………………………………..36
Различное соотношение традиций и обновления творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. У первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде, изменения вносятся бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат, и повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый — это всегда создатель нового. Современное общество пронизано гонкой за новизной, что дает значительный эффект, существенно поднимая уровень жизни.
Развитие культуры — противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное — две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологической цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Ей присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Экологический кризис ставит границы существующему типу экономического развития, вызывая необходимость новых отношений с природой и между людьми.
Культурное бытие
человека неотделимо от конкретного природного
и общественного бытия, совпадает с развертыванием
самого исторического процесса. Чем шире,
богаче, разностороннее связи человека
с окружающим миром и другими людьми, тем
большими возможностями он располагает
в развитии своей личности, тем более универсальной
предстает сфера его культурной жизни.
Ведь культура есть главный показатель
не какого-то особого, а именно общественного
развития человека, а следовательно, и
развития всей совокупности его социальных
связей.
4. Типология культур.
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или-вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры
относятся к таким
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.
Разновидностью
духовной культуры выступает художественная,
а разновидностью материальной — физическая
культура.
4.2 Виды культур
Типология культур, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:
связь с религией (культуры религиозные и светские);
региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (русская, французская);
принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
связь с территорией (сельская и городская культура);
специализация
(обыденная и
этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры
относятся к таким
5. Цивилизация
Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который
несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку.
Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине ХУШ в.; лавры
его создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в
русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как
противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как
его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские
просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и
справедливости.
В начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории
человечества к плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.
Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей новый
порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность
эволюционистских воззрений на прогресс общества.
Во-вторых, тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху
путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих
установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.
В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации,
основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя
цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее
апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа понятию цивилизации был
придан локально исторический смысл.
В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между
идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного
историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической
концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют
локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс
человеческого общества в целом.
В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной
стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиеся во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к
пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время.