Ценностные ориентации и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

На протяжении прошлой истории человечества смена поколений орудий труда происходила медленнее, нежели смена поколений непосредственных производителей труда. Социальный прогресе произвел в этом непрерывном прогрессе обновления материально-вещественного и субьективно-человеческого компонентов производительных сил общества беспроцентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, возроешей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства сменяетея несколько поколений техники, и зтот процесе начинает охватывать зкономическую жизнь в целом (это хорошо показал Э. А. Араб-оглы).

Содержание

Введение________________________________________________________с. 3
Глава 1. Ценностные ориентации личности как основание ее духовносте_____________________________________________________ с. 5
Глава 2. Саморазвитие и самовоспитание личности________________ ______ с.11
Выводы___________________________________________________________с. 23
Литература_____________________________________________________с. 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

     Эти вопросы ставят в центр внимания типичный разрыв между ценностно-смысловой  и интенционально-волевой структурами сознания, трудности перехода от понимания подлинной ценности и ее воплощению в образе жизни. Реализации ценностей высокого ранга, способных придать жизни глубокий смысл, обычно препятствуют сложившиеся привычки и стереотипы поведения, слабость воли, дурные влечения и наклонности, всевозможные спонтанные факторы, выражающие особенности нашей натуры и неподдающейся систематическому сознательному контролю.

     Можно привести немало примеров того, когда  именно слабость воли приводила к безнравственным поступкам или позволяла осуществить благие устремления. В том числе и в плане самовоспитания.

 

     

                Выводы

     Рассмотрев  ценностную природу самовоспитания и выявив при этом различные его качественные формы, следует отметить, что в зависимости от влияния тех или иных ценностей (высших или низших) на самовоспитательный механизм, последний, в свою очередь, оказывает различное влияние на человека: как возвышая его на уровень нравственной личности, так и низвергая его до потерявшего человеческого образ индивида.

     Как упоминалось ранее, личностное саморазвитие может проявляться в осознанных формах: как в самовоспитательной деятельности, так и на уровне самосовершенствования.

     В отличие от самовоспитания, у которого деятельностно-обеспечивающая природа является основополагающей, самосовершенствование имеет в качестве таковой духовно-ценностную природу, что способствует творческому развитию личности до всеисторических, всечеловеческих пределов.

     Возможность самосовершенствования вытекает из родовой способности человека к самоопределению - способности формировать себя, воздействовать на то, как сложится будущее. Изучение человека современной наукой и наш практический опыт показывает, что в нем заложены богатейшие возможности, творческие способности, которые используются им лишь в незначительной степени.

     Процесс самосовершенствования, как специфической  формы деятельного самоотношения личности - дело сложное. У каждого он протекает по-своему, единственно неповторимо. Но безусловно одно: у всех индивидов процесс самосовершенствования связан с формированием самосознания, мировоззрения, системы убеждений, личных идеалов, жизненных планов, нравственно-психологических устоев (Донцов, 1977). Общество с его запросами присутствует в этом процессе в форме требований, предъявляемых личностью к себе самой. Уже в процессе превращения внешних стихийных и воспитательных воздействий, нравственных принципов, общественных идеалов и ценностей в факт самосовершенствования, момент социальной обусловленности в известной степени складывается. Усвоенные и присвоенные общественные ценности трансформируются в

 

     

определенные  принципы и качества личности, которые  и образуют внутренний интимный механизм личного самосовершенствования.

     Вместе  с началом самосовершенствования  меняется мироотношение личности, происходит переворот в ее нравственно-психологическом настрое. Личное самосовершенствование, в этом смысле, уже не есть просто момент, сторона развития индивидуума. Оно суть феномена всего духовного мира личности, ее своеобразное нравственно-психологическое общее состояние. Как постоянное стремление личности стать лучше, нравственно чище, интеллектуально богаче, физически совершеннее, самосовершенствование особым способом организует внутренний мир личности, неизбежно проявляется в мыслях, поступках, в образе ее внутренней жизни. Оно духовно преображает личность, делает ее «другой» прежде всего в собственном представлении. Нравственная чистота, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самодисциплина, последовательность и целостность при самой разносторонней деятельности - вот те наиболее типичные свойства характера, в которых чаще всего сосредоточивается и выражается самосовершенствование как феномен духовного облика прогрессивной личности.

     Подводя итог рассмотрения проблемы двойственной природы осознанного развития личности, можно заключить, то самосовершенствование, как высшая форма осознанного  саморазвития, стоящая и над самовоспитанием, нацелена на снятие с человека всевозможных ограничений и условностей, дающее возможность личности, ориентирующейся на высшие ценности, осуществлять в высшем смысле самотворчество.

 

     

Литература

  1. Араб оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. Вопросы фиолософии.-1990. - №8, С. 10-12
  2. Бчинин В.А. Философия: философия, мир, человек, социум. - Учебно-методическое пособие. - X.: ХИВД, 1994
  3. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. - Ростов: Ростовский университет, 1977
  4. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Политиздат, 1967
  5. Дуденок В.И. Ценностное основание духовности. - X.: Основа. 1991
  6. Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. - М.: Знание. 197
  7. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: философско-социологическш анализ. - X.: Основа, 1991
  8. Москаленко А.Т. Сержантов В.Ф. Смысл жизни личности. Ново, бирск: Наука, 1989
  9. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски.    К.:   Политиздат Украины, 1990
  10. Нравственное самосовершенствование личности. По материалам «круглого стола» - М.: Знание, 1989
  1. Проблема совершенствования личности (материалы «круглого стола Москва, 1987)// Философские науки - 1988 - №5
  1. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». Вопросы философии, 1990, №5, с. 61-74
  2. П.Хмелько В.Е. Социальная направленность личности. Некоторые вопросы теории и методики социологических исследований.    К.: Политиздат Украины, 1988

Информация о работе Ценностные ориентации и самовоспитание