Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:10, реферат
На протяжении прошлой истории человечества смена поколений орудий труда происходила медленнее, нежели смена поколений непосредственных производителей труда. Социальный прогресе произвел в этом непрерывном прогрессе обновления материально-вещественного и субьективно-человеческого компонентов производительных сил общества беспроцентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, возроешей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства сменяетея несколько поколений техники, и зтот процесе начинает охватывать зкономическую жизнь в целом (это хорошо показал Э. А. Араб-оглы).
Введение________________________________________________________с. 3
Глава 1. Ценностные ориентации личности как основание ее духовносте_____________________________________________________ с. 5
Глава 2. Саморазвитие и самовоспитание личности________________ ______ с.11
Выводы___________________________________________________________с. 23
Литература_____________________________________________________с. 25
Третья группа включает в себя концепции, связанные с деструктивным развитием личности: престижной и лидерской гедонистической и конформистской -2правленностью.
И наконец, к отдельной группе относятся теологическая или религиозная цепция, означающая служение богу в той или иной форме. (Немировский.
-.990).
Проблема смысла жизни человека концентрируется в ответах на вопрос: лкова главная цель моей жизни?», «Как ее достичь?», «Когда она может быть достигнута?». Ответы на эти вопросы закреплены в существующей в обществе :теме социальных норм и ценностей.
Жить интересно и жить со смыслом - не всегда одно и то же. Жизнь показывает, что столь возвышенное и широкое понятие, как «духовные и искания личности» могут девальвироваться. Есть большая группа людей, умных, которые :тараются «быть на высоте», «жить духовной жизнью», посещать все премьеры ктаклей, быть в курсе всех новинок литературы, регулярно знакомиться с на-:о-популярными изданиями, следить за всеми научными открытиями, интере-.лться философскими течениями и т.д. Подобное «подвижничество» нередко выдается за высокую духовность, стремление к всестороннему развитию, самосовершенствованию. Однако такие «духовные искания» могут быть родом духовно-ютребительства, более интеллигентного и изящного, чем потребительство материальное, но столь же всеядного и бесцельного. Переваривание духовной информации у них не приводит к определенным серьезным сдвигам и духовным открытиям, которые можно передать другим людям, развить и обогатить их. «Ду-зные гурманы» не ищут общечеловеческого смысла, потребляя ценности куль-
туры, а смысл их собственной жизни сводится к тому, чтобы не отстать от своих собратьев по «моде на духовность».
Приближаясь к рассмотрению духовности личности, мы видим, что в свою чередь индивид, имеющий определенное мировоззрение, отталкивающийся от каких-то ценностных ориентаций, создающий свой собственный смысложизнен-ориентир может не «дорасти» до духовности личности, оставаться бездуховным.
Бездуховность, как и духовность - это тоже качество личности или общест-нных отношений, сугубо человеческая характеристика и критерий оценки. Освой бездуховности является извращение ценностей, неадекватное их отраже-е. Бездуховность многолика и зачастую она связана с утратой (или отсутстви-• личностного начала в человеке. С утратой этого одушевляющего начала без-г!чные идеальные образования обретают тенденцию отклоняться от здравого :сла, их существование становится самодовлеющим.
Потеря духовности ведет к бездуховности, а последняя, это потеря духа -ичности, заключающаяся в потере вечного стремления, своего «я» (растворение я"о в «мы») к творчеству и свободе.
Лишь опираясь на «высшие» ценности, имея высокий уровень философского мировоззрения, ориентируясь на общечеловеческий смысл жизни личность ювится духовной, а ее личные качества, концентрированно выражающие и реализующие общечеловеческие ценности, являются выражением меры духовности личности.
Глава II
Саморазвитие и самовоспитание личности
Процесс саморазвития представляется одной из составляющих становления и развития личности, определяя при этом условия ее реализации, способы и средства ее жизнедеятельности.
Предпосылки саморазвития личности следует усматривать не только в на-правленности социального воздействия на индивида, или в биологически унаследованных им от своих предков, а прежде всего в активной деятельности самого человека, приобретающим различные свойства и способности в процессе всей своей жизни, во взаимодействии с различными предметами и явлениями окружающего мира.
Прежде чем рассматривать саморазвитие личности на разных его уровнях гует обратить внимание на саму природу данного процесса, который может быть осмыслен с помощью категорий «движение», «самодвижение», «развитие».
Понятие движение и самодвижение, совпадая в широком значении (приме-нительно ко всем объектам и явлениям), в более узком смысле (применительно лишь к конкретным предметам) не вполне тождественны. Конечно, не к любому изменению целесообразно применять термин «самодвижение». Основным крите-рием для различия здесь является то, какие детерминанты (внешние или внутренние) определяют основное содержание процесса. К тем процессам, содержание орых определяют внешние детерминанты, следует применять термин «движение». Конечно и здесь имеет место самоизменение, ибо не существует полностью структурных объектов, лишенных каких бы то ни было внутренних механизмов. Напротив процесс, основное содержание которого определяется внутренне ми детерминантами, выступает как самодвижение, как процесс самодетерминипующий, сам себя поддерживающий и сам себя стимулирующий.
В свою очередь самодвижение человеческого индивида приводит последнего к качественно новой форме внутренней деятельности - процессу самоизмен ния. Говорят о самоизменении в целом, или же самоизменении чего-либо конкретно, в том числе и о человеческом самоизменении, сразу же возникает потребность в разграничении различных сторон данного процесса. Так самоизменение со знаком плюс принимает форму саморазвития, а со знаком минус - саморазрушения.
Начиная с отрицательного типа самоизменения - саморазрушения, следует метить, что оно охватывает круг явлений, связанных с асоциальной работой ин-юида над собой как стихийного характера, так и сознательного. Речь идет о льтивировании в себе негативных социальных качеств, стереотипов поведения, сажающих отжившие традиции, обычаи, нанесение вреда своему телу и психике, деятельные акты неразумной, хотя и сильной воли.
Говоря о положительном самоизменении - саморазвитии, следует вспомнить, что данный процесс имеет непосредственную связь с процессом развития, к первоначальной стадии саморазвития, определяемой прежде всего внешними детерминантами.
Что же касается саморазвития индивида, то ему также предшествует просе развития человека, под воздействием как внешних природных и социальных так и внутренних стихийно развивающихся процессов в самом развитии индивида. Сложность системы саморазвития прежде всего обусловлена сложностью самой жизнедеятельности человека, причем сложность как уже упоминалось двоякой - природной и социальной.
Для
существования в природном
его собственном организме, а в специфически человеческом способе овладеть природой, отличающим людей от животных. В качестве такого способа выступает трудовая деятельность человека.
В труде человек не просто утоляет свои потребности. Производя внешний предмет, он порождает новую природу, отличную от самого себя. Что же видит человек в этом предмете? Просто средство утоления голода? Нет, его физические потребности составляют лишь малую толику того, в чем он нуждается как человек. Поэтому он создает не один или несколько предметов сообразно естественным нуждам, а целый мир «искусственных» вещей, каждая из которых подчинена специфической цели. Чем более разнообразны общественные потребности человека и предметы, предназначенные для различных вещей, тем более разносторо-нен человек, и тем более всесторонне он смотрит на отдельный предмет и на природу в целом. Никогда нельзя сказать, где кончаются потребности человека, ибо исторически возникают все новые и новые. Поэтому люди начинают смотреть на природу не только с точки зрения непосредственно ощущаемых ими нужд, а и с точки зрения еще не раскрытых возможностей, таящихся в природе. О человеке уже нельзя сказать, что ему нужно то или это, ему нужно очень многое, буквально все, что может дать естественный мир. И в каждом отдельном ил вещи человек способен видеть не только объект той ил иной потребности, а неизменное богатство возможностей (Дробицкий, 1967), что возлагает на него обязанности с гораздо большей ответственностью относиться к своему вмешательству в естественный ход вещей. Тогда от отдельных и разрозненных перестроек в частных целях он должен перейти к планомерному преобразованию мира в целом, что возможно лишь на качественно новом, более высоком уровне развития - социальном.
В отличие от природных, социальные процессы (как род социальных, общественных отношений) всегда опосредуются создаваемыми самими людьми предметными средствами их взаимодействия с природой и друг с другом - орудиями п знаковыми системами. Благодаря предметной опосредовательности, процессы социальной жизнедеятельности человека могут изменяться (и действительно изменяются) и без биологических, природных изменений действующего индивида на основе изменения на основе каких-либо из предметов, выполняющих функцию опосредствующих звеньев данных процессов. Очевидно, что саморазвитие социальной жизнедеятельности человека может быть адекватной этой жизнедеятельности только осуществляясь социальными же средствами — производимыми людьми, а не природой (Хмалько, 1998).
Социальное саморазвитие человека отличается от социального саморазвития общества. Деятельность субъекта будет социально-активной, если ее цель рождена потребностями, исходящими из самой сути субъекта, а сам он в целях своей деятельности выходит за пределы сугубо личных интересов, т.е. преследует общезначимые цели. И если результаты социальной деятельности н всего могут осознаваться человеком, познавательные возможности которого ограничены узкими рамками его индивидуальной деятельности, то результаты последней верно оцениваются в пределах личных интересов индивида.
Саморазвитие человека в конечном счете детерминировано его потребностями. Поскольку человек выступает в системном единстве биологического, духовного и социального, при ведущей роли последнего, его потребности представляют сложную многоуровневую систему: биологические и социальные, материальные и духовные, общественные и индивидуальные. Соответствующие виды потребностей удовлетворяются через определенные виды деятельности. Потребности и возникающие на их основе интересы, ценностные ориентации, мотивы являются главными внутренними побудительными (движущими) силами социальной активной, целенаправленной деятельности человека. Особенно важную роль играют высшие социальные потребности. Жизнедеятельность человека, следовательно, представляет собой непрерывный процесс удовлетворения имеющихся и возникновение новых потребностей (Лозовой, 1991).
Противоречие между способностью деятельности по удовлетворению потребности человека и его способностью осуществлять эту деятельность выявляет качественно новый механизм разрешения данной проблемы - процесс самовоспитания.
В качестве первичного уровня самовоспитания выступают адаптационная и
саморегуляционная деятельность проявляющаяся на различных уровнях.
Так адаптация может осуществляться стихийно, особенно на начальных стадиях становления человека, а возможно и как сознательная, целенаправленная деятельность индивида с целью приспособления себя к окружающей среде.
В процессе стихийной неосознанной адаптации, противоречие между желаемым, необходимостью деятельности и способностью ее осуществлять, во-первых, могут непосредственно не обнаруживаться, не осознаваться индивидом, а восприниматься интуитивно. Самовоспитание осуществляется вследствие осознанного, невольного или принудительного принятия воздействия референтных общностей или субъектов по принципу «делай как надо, делай как я». Это может быть связано с заорганизованностью воспитания, жестким прессингом микросреды и стремлением индивида и идентифицироваться с ней путем подражания. Во-вторых, данные противоречия могут осознаваться, но разрешаться лишь частично из-за ограниченности социальной или внутренней свободы. Здесь прослеживается, с одной стороны, отказ от индивидуальности ради достижения социально-типичного уровня, с другой — неспособность личности к длительной систематической работе над собой. Следовательно, для данного уровня самовоспитания характерно то, что развитие личности программируется и управляется субъектами воспитания, при этом не всегда основательно осмысливается и принимается ею самой. В этом случае саморазвитие обречено носить ситуативный характер (Лозовой, 1991).
В свою очередь опираясь на накопленные обществом знания, познав объективные закономерности и сущность явлений внешнего мира, человек приспосабливает к ним себя, или их к себе. Сознательная, целенаправленная адаптационная деятельность и выступает как самовоспитательная. Самовоспитание представляется как способ социальной адаптации, связанный с разрешением противоречий между требованиями социальных общностей и реальным уровнем социализации личности.
Социальная адаптация, представляющая собой более сложную саморазвивающуюся систему материального и духовного приспособления, отличается по
своей сущности от биологической адаптации человека. Она связана с усвоением индивидом накопленного опыта общения, деятельности, познания поведения, т.е. социально-типического. Так происходит идентификация индивида со средой обитания, жизнедеятельности.