Ценностные ориентации и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

На протяжении прошлой истории человечества смена поколений орудий труда происходила медленнее, нежели смена поколений непосредственных производителей труда. Социальный прогресе произвел в этом непрерывном прогрессе обновления материально-вещественного и субьективно-человеческого компонентов производительных сил общества беспроцентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, возроешей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства сменяетея несколько поколений техники, и зтот процесе начинает охватывать зкономическую жизнь в целом (это хорошо показал Э. А. Араб-оглы).

Содержание

Введение________________________________________________________с. 3
Глава 1. Ценностные ориентации личности как основание ее духовносте_____________________________________________________ с. 5
Глава 2. Саморазвитие и самовоспитание личности________________ ______ с.11
Выводы___________________________________________________________с. 23
Литература_____________________________________________________с. 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

     В качестве следующей формы самовоспитания выступает процесс саморегуляции. Любое внешнее регулятивное воздействие на человека может привести к каким-либо изменениям его действий, только будучи опосредовано внутренними процессами регуляции его индивидуальной жизнедеятельности. , то есть - процессами ее саморегуляции. Саморегуляция человека осуществляется на разных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На каждом из них регулируются различные процессы жизнеобеспечения, самосохранения, жизнепро-явления. Каждый более высокий уровень саморегуляции в снятом виде содержит низшие. Высшим уровнем является социальная саморегуляция.

     Социальная  саморегуляция - это форма разрешения социальных противоречий между должным и сущим, это оперативная акция на непосредственные требования социальной макро- и микросреды. В свою очередь социальная саморегуляция имеет достаточно сложную структуру. Специфичность задач, которые на уровне осознанной деятельности выступают как задачи регуляции, соответственно, целеобразования (целеформирования) и целедостижения (целеосуществле-ния), позволяют видеть в системе саморегуляции социальной деятельности две подсистемы, одна из которых включает по отношению к этой деятельности функции ориентирования - регуляции направленности деятельности, а вторая - функции методического («технологического») программирования - регуляции способа деятельности.

     При любых основаниях развития потребностей в управлении своим поведением - и соответствующей способностью - подготавливают решающее преобразование системы социальной: превращение процессов регуляции (прежде всего -управление) в такую ключевую инстанцию системы саморегуляции жизнедеятельности человека, которая опосредует, как правило, процессы его социального поведения. С этим преобразованием его системы саморегуляции, человек стано

 

     

вится действительным субъектом своего социального поведения, а на этой основе - своей деятельности и общения, своих отношений с другими людьми, с обществом, одним словом, личностью (Хмелько, 1988).

     На  личностной этапе социальная саморегуляция осуществляется с помощью преимущественно моральной саморегуляции. Это вытекает из места, роли и функции морали в социальной жизни.

     Как социальная, так и моральная саморегуляция осуществляется на основе психологического механизма регулятивной деятельности. Здесь следует отметить особую роль эмоционально-болевой сферы как контролирующего, сдерживающего и направляющего механизма поведения. Специфический характер морального регулирования основывается на личностной автономии, свободе выбора, добровольном принятии решения. Личностная автономия и свободный выбор - это и есть отличительная особенность морали.

     Что ж касается самовоспитания на уровне высшей формы саморегуляции, то оно осуществляется путем самоограничения, самоопределения и обеспечения различных видов деятельности, общения, поведения. Результатом его становится трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность и другие социально значимые качества, соответствующие умения, навыки, необходимые для жизнедеятельности индивида в изменяющихся конкретных ситуациях.

     Высшим  существенным уровнем самовоспитательного  процесса выступает самосозидание. Данный уровень тесно связан с наступлением социальной зрелости личности, когда у индивида формируется идеал, социальная модель как стратегическая цель, мыслительный предел собственного развития, когда он способен к адекватной самооценке, имеет развитое болевое начало, умеет отобрать необходимые средства для достижения намеченного. Следует также отметить, что кроме постоянного переживания совершенствующих качеств личности, может возникнуть и необходимость в переустройстве каких-либо из этих качеств, а именно в самоперевоспитании личности, в стремлении устранить свои собственные недостатки, проблемы предшествующего воспитания, образования, отрицательные черты характера.

 

     

     Еще одним уровнем самовоспитания является самоперевоспитание личности. Взгляд на самого себя под критическим углом, выявление собственных недостатков, осознание и глубокое переживание своей однообразности, ограниченности и порочности, а затем и активная, конструктивная работа над собой, является не просто самовоспитанием, а самовоспитанием нравственным, самоперевоспитанием.

     И наконец высшей и универсальной формой саморазвития личности является ее самосовершенствование, рассмотрение которого невозможно вне сферы человеческой деятельности.

     Самосовершенствование есть духовно-нравственная деятельность, оно поднимает человека до всеисторических, всечеловеческих высот. Оно нацелено на то, чтобы снять с человека ограничения, которые накладываются на него существующим уровнем социального развития. (Проблемы..., 1991).

     В основе развития самовоспитания лежит  становление и движение взаимосвязанных процессов: изменения позиции человека во взаимодействии с внешним миром и степени осознанности личности. Каждому возрасту, в силу присущего ему отношения к окружающей действительности, свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания. По мере осознания личностью самой себя как объекта самовоспитания, данный процесс становится все более значимой силой в формировании личности. Самовоспитание, детерминируясь общественными условиями, воспитанием, становится в ходе своего развития все более устойчивым процессом по отношению к непосредственным внешним воздействиям.

     В свою очередь, процессу самовоспитания свойственны различные уровни его  осуществления - от низшего к высшему. У конкретной личности противоречия сущности самовоспитания могут одновременно разрешаться на каждом уровне в различных сферах жизнедеятельности, в силу их осмысления и актуальности.

       Самовоспитание как социальный феномен личности имеет как деятельност-но-обеспечивающую , так и ценностную природу. Первая обеспечивает осуществление всех типов, видов, форм индивидуальной человеческой деятельности, вы

 

     

ступая  основанием для выявления диапазона  и степени напряженности самовоспитательного процесса. Ценностная же природа, находящаяся на значительно более высоком уровне по сравнению в деятельностно-обеспечивающей, позволяет судить о качественной определенности, направленности воспитательного процесса.

     Под ценностью традиционно понимается значимость предмета, вещи, явления, процесса, социального качества и т.д. для субъекта. Любая деятельность ценностно окрашена. Тем не менее, деятельность, навязанная извне, принудительная, отчужденная, может выступать как антиценность. Что же касается самовоспитательной, то она всегда базируется на определенной системе ценностей: общечеловеческих, классовых, групповых, эгоистических. Поскольку она свободно предпринимается личностью, поскольку служит выражением собственного желания и инициативы личности, в субъективном плане идет не от внешней необходимости, а от собственного выбора, своей воли, не навязана личности, в субъективном плане идет не от внешней необходимости, а от собственного выбора, своей воли, не навязана личности, а является проявлением ее свободы, способом самовыражения. Здесь все исходит непосредственно от собственных убеждений и поэтому не становится идейно-психологическим грузом для человека, не обременяет его нравственно. Напротив, действия, основанные на собственных убеждениях, становятся для него желанными, приносящими нравственное удовлетворение.

     Ценностная  природа самовоспитания проявляется  в самооценках, ценностных ориентациях, социальных установках, идеалах, мотивации и целеполагании, составляющих ценностный блок структуры данного вида деятельности. Значимыми для индивида становятся ценности и оценки той общности, с которой он себя идентифицирует, воспринимая и переживая ее интересы и цели как личност-но значимые. Чем выше и прогрессивнее социальные общности, с которыми индивид связывает свою судьбу, тем значимее и крупнее масштабы освоенных им ценностей и тем выше его потенциал (Лозовой, 1991).

     Самовоспитание, ориентирующееся на высшие ценности, приобретает нравственную окраску. Нравственным самовоспитанием люди занимались издавна, во

 

     

всяком случае с тех пор, как они стали замечать друг в друге наряду с физическими качествами - силой, ловкостью, выносливостью и т.д. - также и качества духовные, моральные - мужество, верность, доброту и т.д. В самом понятии морального качества, коль скоро такое понятие так или иначе сводилось, уже содержится идея самовоспитания.

     В процессе нравственного самовоспитания личность приобретает такие качества, как сознание и чувство общественного долга, непримиримость к нарушениям общественных интересов, ответственность и способность предвидеть последствия своих действий, навыки самооценки и самоконтроля, высокоразвитые чувства совести, чести, достоинства, самокритичность, мужество, честность, принципиальность.

     Нравственное  самовоспитание есть воспитание человеком  собственной совести. В то же время, нельзя такое самовоспитание свести целиком и полностью к воспитанию совести, нравственные качества многочисленны и многообразны, но все же совесть среди них занимает особое место, она не просто одна из многих нравственных характеристик личности, в нечто, что настолько важное среди них, если, говоря иначе, он бессовестный, то он и безнравственный (Киселев, 1977).

     В свою очередь, нравственное самовоспитание предполагает более или менее определенное осознание личностью характера своих потребностей, их общественного смысла, и чем это осознание яснее, тем успешнее может быть самовоспитание, тем вернее то направление, в котором оно осуществляется.

     Существует  одна весьма характерная закономерность: в отношении человека к самовоспитанию, в его оценке своих возможностей формировать самого себя, свой духовно-нравственный облик, довольно ясно проявляется моральная высота или, напротив, его ущербность. Лучшие представители рода человеческого настойчиво подчеркивали, что исключительно от самого человека зависит, каков он есть, и своей жизнью, всей своей деятельностью он постоянно подтверждает тенденцию к положительной или отрицательной работе над собой.

     Самовоспитание, к сожалению, - процесс, способствующий не только позитивному развитию личности по отношению к себе самой, к окружающим людям и

 

     

обществу  в целом. Его нельзя истолковать  формально, т.е. исключительно в плане  улучшения, развития какого-то свойства, независимо от системы координат  общечеловеческих ценностей и конкретно-исторического подхода в оценке совершенствуемых качеств. Чисто функционалистический, прагматический подход к этой проблеме способен устранять водораздел между добром и злом. Ведь достижение корыстных целей путем обмана, насилия, предательства, возможных злодеяний тоже предполагает настоящую «работу над собой», постоянное воспитание в себе соответствующих способностей. Особенно это относится к самовоспитанию воли и лицедейства. Как часто мы видим у высокого руля ничтожную в духовном отношении, бездарную личность. Но обладающую сильной волей, изощренной хитростью, изворотливостью, отточенным до совершенства искусства приспособления. Чтобы остаться на плаву, современному высокопоставленном) лицу надо «творчески совершенствовать» свое хитроумие, свою профессиональную формалистику. Поэтому, когда речь идет о самовоспитании, следует прежде всего уточнить, что именно человек хочет в себе развить и с какой целью. И тогда сразу же выявится конкретное содержание смысложизненных установок личности и встанет задача их критического осмысления (Нравственное 1989).

     Противоположностью  любой самовоспитательной активности является саморазрушающий процесс. Саморазрушение личности - это понятие, противоположное самовоспитанию. Оно связано с разорванностью сознания (самосознания), мировоззрения, потерей смысла и целей жизни или с извращением их понимания.

     Явления саморазрушения личности разнообразны, многолики. Например, курение, переедание, гиподинамия, нарушение режима отдыха угрожают непосредственно организму человеку, его здоровью; пьянство, наркомания, токсикомания, ведут к разрушению организма и психики; тунеядство, проституция и т.д. - это уже разрушение личности. Здесь важно подчеркнуть, что человек, к сожалению, выбирает их добровольно, иногда зная и предвидя последствия.

     В свою очередь, в процессе самовоспитательной деятельности, кроме позитивных негативных последствий, могут проявляться и пассивные явления. Так потребность в самовоспитании присуща практически каждому. У некоторых такая

 

     

потребность проявляется особенно сильно, она  связана с острым недовольством  собой, принимающим иногда хронический  характер. В таких случаях человек, как правило, предпринимает специальные  действия, направленные на изменение  своих физических, моральных, профессиональных ил каких-либо других свойств. Но часто бывает и так, что желание изменить себя к лучшему остается лишь на уровне размышления, субъективного стремления, воображаемого обретения желаемых качеств. Однако не менее часто встречаются и такие случаи, когда человек проявляет большую активность в стремлении побороть свои недостатки, добиться той или иной цели в деле самовоспитания, настойчиво повторяет в течение длительного времени попытки себя воспитать, но в конце концов терпит поражение, «сдается». В таком случае у него обычно формируются компенсаторные образования, призванные смягчить поражения, оправдать его, чтобы сохранить меру самовыражения.

Информация о работе Ценностные ориентации и самовоспитание