Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм – «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

Содержание

Введение 2

1. Возникновение буддизма и личность его основателя 3

2. Основные идеи Буддизма 7

2.1 Буддийская теория «я» 8

2.2 Срединный путь 8

2.3 Благородный восьмеричный путь 9

2.4 Карма и перерождение 10

2.5 Отношение к концепции Бога 11

2.6 Нирвана 14

2.7 Отношение к метафизическим вопросам 15

3 Распространение буддизма 15

Заключение 18

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

буддизм.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

      Карма и является той силой, что соединяет  «продольные нити» в «основу  ткани». С устранением действия кармы, «нити» перестанут сплетаться.

      Учение  о карме, является частью традиционной индийской философии. Буддизм лишь развил концепцию кармы, усилил ее этическую  направленность.

      Карма – некая безличная неуклонно  действующая природная сила, воплощающая  в себе закон причинной обусловленности. Закон кармы не налагается извне, он заложен в самой нашей природе. Каждое действие имело свою причину, и у него будут неизбежные последствия. «Благое» действие будет иметь «благие» последствия, «дурное» действие – «дурные» последствия. Действие кармы – это  возбуждение некоего жизненного закона.

     Карма – закон справедливости, притом абсолютной справедливости, так как  он не имеет какого-либо личного  начала и ему не надо завязывать глаза (как богине правосудия). Не может  быть причины без следствия и  следствия без причины. Любое  живое существо, пока им владеет  неведение (авидья), не сможет устранить  влияние закона кармы. Поэтому пока существует неведение, человек будет  крутиться в колесе перерождений и его страдания будут бесконечны. Когда же мы рассеем все иллюзии, достигнем высшего состояния  – Нирваны, карма перестанет действовать. Все прошлые деяния с их результатами исчезают навсегда. Состояние свободы  выше добра и зла. Деяния архата не отбрасывают тени. Не деяния сами по себе приводят к результатам, но только деяния, происходящие от эгоистичных желаний. Поэтому высшее состояние стоит выше нравственных правил и действия закона кармы. Но нравственность имеет органическое значение для этой цели.

      2.5 Отношение к концепции Бога

 

      Буддизм отвергает концепцию Бога как  некое сверхсущество или духовную субстанцию, которая является творцом  либо основой этого мира, и имеет  привычку произвольно вмешиваться  в миропорядок. Имея закон кармы  – как высшую, абсолютную справедливость буддизм не нуждается в понятии  Бога, которое совершенно не нужно  в учении о спасении, где каждый человек сам творит свою судьбу, где от индивидуальных усилий человека зависит, будет ли он и дальше крутиться  как белка в колесе в этом мире, или достигнет освобождения. Интересны  аргументы (и безупречная логика их изложения) в пользу этой позиции, поэтому приведу их полностью (из «Индийской философии» Радхакришнана):

      «В  беседе с Анатхапиндикой Будда, как  передают, выдвигал следующие аргументы  по этому вопросу: «Если бы мир  был создан Ишварой, не было бы ни изменения, ни разрушения, не было бы таких вещей, как скорбь и несчастия, как справедливое и несправедливое, поскольку все вещи, чистые и нечистые, исходят от него. Если печаль и радость, любовь и ненависть, возникающие во всех сознательных существах,— это дело Ишвары, то он сам должен быть способен на печаль и радость, любовь и ненависть, а если у него есть все это, то как можно сказать, что он совершенен? Если Ишвара создатель и если все существа молчаливо должны подчиняться власти их создателя, какова была бы польза от добродетельного поведения? Поступать праведно или неправедно было бы одно и то же, поскольку все деяния созданы Ишварой и должны быть тем же, что их создатель. Но если печаль и страдание приписать другой причине, тогда, значит, будет что-то, причиной чего Ишвара не является. Почему же в таком случае и всему не быть беспричинным? Опять-таки, если Ишвара — создатель, он действует или с намерением или без. намерения. Если он действует с намерением, он не может быть назван всесовершенным, ибо намерение необходимо означает, что нужно удовлетворить. какую-то потребность, восполнить недостаток. Если же он действует без намерения, он должен быть подобен лунатику или грудному младенцу. Кроме того, если Ишвара творец, почему бы людям просто не покориться ему со всем почтением, зачем они должны приносить ему жертвы в момент, когда их сурово» гнетет необходимость? И почему люди должны почитать не одного бога, а нескольких? Таким образом, разумными аргументами доказывается ложность представления об Ишваре, и все подобные противоречивые утверждения должны быть отвергнуты» (Asvaghosha's Buddhacarita). «Если, как говорят теисты, бог слишком велик для того, чтобы человек мог его понять, тогда получается, что его качества превосходят диапазон нашей мысли и мы не можем ни познать его, ни приписать ему качество творца» (Bodhicaryavatara). Если мир не был создан Ишварой, то, может быть, все существующее есть проявление абсолютного, необусловленного, непознаваемого, выходящего за пределы всех видимостей? «Благословенный сказал Анатхапиндике: «Если под абсолютным подразумевается что-то, находящееся вне связи со всеми познаваемыми вещами, его существование не может быть установлено никаким рассуждением (хетувидьяшастра). Как мы можем знать, что нечто, не связанное с другими вещами, вообще существует? Вся вселенная, как мы ее знаем, это система отношений — мы не знаем ничего, что не соотнесено или не может быть соотнесено к чему-либо. Как может то, что ни от чего не зависит, ни с чем не связано, производить вещи, связанные друг с другом и зависящие в своем существовании друг от друга? Опять-таки, абсолют или один, или их несколько. Если он только один, как он может быть причиной различных вещей, происходящих, как мы знаем, от различных причин? Если различных абсолютов столько же, сколько вещей, как последние могут быть отнесены друг к другу? Если абсолют пронизывает все вещи и наполняет все пространство, тогда он не может их еще и создавать, потому что создавать нечего. Далее, если абсолютное лишено всех качеств (ниргуна), то все вещи, возникающие из него, тоже должны быть лишены качеств. Но в действительности все вещи в мире целиком определяются качествами. Поэтому абсолют не может быть их причиной. Если мы будем рассматривать абсолют как нечто отличное от качеств, то каким же образом он постоянно создает вещи, обладающие качествами, и проявляет себя в них? Опять-таки, если абсолют неизменен, то все вещи тоже должны быть неизменными, ибо следствие не может разниться по природе от причины. Но все вещи в мире подвержены изменениям и распаду. Как же в таком случае абсолют может быть неизменным? Более того, если абсолют, пронизывающий все, есть причина всего, почему тогда мы должны искать освобождения? Ведь тогда мы сами обладаем этим абсолютным и должны терпеливо нести все страдания и печали, беспрестанно создаваемые абсолютом» (Asvaghosha's Buddhacarita)».

     В буддизме боги из индийского пантеона и остальные населяют Мир богов, там они живут в свое удовольствие, предаются наслаждениям. Но они смертны, испытывают действие кармы. Поэтому  рано или поздно они воплощаются  в мире людей, единственном, где возможно достичь освобождения – Нирваны.

      2.6 Нирвана

 

      Нирвана – конечная цель буддийской практики. Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». «Затухание»  напоминает кончину. «Остывание» кажется  не полным уничтожением, но только умиранием  страсти. «Освобожденный ум подобен  затухающему пламени». На эти два  смысла слова «нирвана» следует  смотреть как на отрицательную и  положительную стороны одного конечного состояния бытия, которое не может быть адекватно охарактеризовано в выражениях, доступных пониманию. Во всяком случае, нирвана, согласно буддизму, – это не блаженное единение с богом, ибо такое единение есть только продолжение желания жить. Нирвана – это поток безупречно чистых состояний сознания. Путем разрушения всего, что в нас есть индивидуального, мы входим в общение со всей вселенной и становимся неотъемлемой частью некоего великого процесса. В таком случае совершенство есть чувство единства со всем сущим, когда-либо бывшим и когда-либо могущим быть. Горизонт бытия расширяется до границ всей действительности. Это вид существования, лишенный эгоизма, существования без времени, полного «веры, мира, спокойствия, блаженства, счастья, нежности, чистоты, свежести».

      Индивидуальное  сознание достигает нирваны, когда  всякое относительное существование  распадается. Это – потусторонний  мир молчания. В одном смысле это  – самоугасание, в другом – абсолютная свобода. Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или  таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана –  уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью».

      2.7 Отношение к метафизическим вопросам

 

     Буддизм – практическое учение, главная  его цель – спастись, обрести  освобождение, достичь нирваны. Все, что не способствует достижению этой цели отвергается. Все, что не проверятся непосредственным опытом (размышлением, применением в повседневной жизни, в практике медитации), по крайней  мере, оставляется Буддой без ответа. Поэтому метафизические вопросы  о бесконечности мира, вечности мира, тождественности души телу, существовании  архата после смерти остаются без  ответа. Эти вопросы не ведут к  спасению, вместо того, чтобы рассеивать иллюзии, они их создают. В состоянии неведения человек не сможет понять ответы на эти вопросы, достигший же Нирваны не сможет найти слов, чтобы дать ответ на них. «Я хотел бы сказать, но слова покинули меня».

3 Распространение буддизма

 

      Так как буддизм в качестве последней  инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к  Учению как к догме. Будда призывает  применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают  такой проверки, отбрасывать их.

      Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега – нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому достигший нирваны  оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и  слов.

      После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон – Трипитака (Три Корзины), состоящий из трех частей. Это сутры, считающиеся изложением подлинных проповедей Будды, виная – тексты, посвященные нормам монашеского общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма – тексты, посвященные изложению философской и психологической проблематике буддизма.

      В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием  и развитием основ учения с  течением времени, но и с тем, что  слова Будды всегда были предназначены  для определенного человека, слушающем  его учение в определенное время  и в определенном месте. Главной  целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного  человека к освобождению. Поэтому  учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма.

        «Буддийское учение,— пишет английский исследователь М. Вильямс, становилось то отрицательным, то положительным, то агностическим, то гностическим, от явного материализма и атеизма оно переходило к деизму, политеизму и спиритуализму. То оно выражается пессимизмом, то чистейшей филантропией, то монашеской жизнью, то высоконравственными предписаниями, то материалистической философией, то простою демонологией, то смесью всяких суеверий с колдовством, волшебством, идолопоклонством и фетишизмом включительно. В иной своей форме буддизм почти совпадает с какой-нибудь другой религией и вообще делает заимствования почти из всех вероучений».

      Все же основа всех разнообразных ответвлений  учения Будды – четыре благородные  истины и благородный восьмеричный путь. «Подобно тому как воды океана имеют только один вкус – вкус соли, так и мое учение имеет только один вкус – вкус спасения», – говорит  Будда.

      Постепенно  в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна – малая  колесница, самоназвание – тхеравада (учение старейших) и Махаяна –  великая колесница. Первое из этих направлений  называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение  в странах южной и юго-восточной  Азии, а второе – северным буддизмом  по причине его преимущественного  распространения в странах лежащих  к северу от Индии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Итак, мы видим, что буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным  обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его  развитие свои характерные черты. Все  это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью "искусных средств". Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности  с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Поликарпов  В.С. История религий. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
  2. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991
  3. Говинда Л.А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1993
  4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988
  5. Лекции по истории религии. – СПб.: Лань, 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Буддизм