Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:51, реферат
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.
Введение.
Краткая биография Аристотеля
Аристотель о праве.
Политика и объекты политики
Заключение
Список литературы:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кыргызско-Российский Славянский Университет
Юридический факультет
Реферат
На тему:
Аристотель: рационально-теоретический анализ права
Бишкек 2011
План:
Введение.
Краткая биография Аристотеля
Аристотель о праве.
Политика и объекты политики
Заключение
Список литературы:
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.
Среди произведений Аристотеля важное место занимают трактаты «Политика» и «Никомахова этика», в которых философ изложил своё политико-правовое учение.
Аристотелевское учение о праве содержится в основном в пятой и восьмой книгах трактата «Никомахова этика», а также в трактатах «Большая Этика» и «Риторика». Диоген Лаэртский, перечисляя сочинения Аристотеля, называет среди них также трактаты «О справедливости» и «Законы». Существовали ли эти книги в действительности, неизвестно.
Задачи данного реферата: рассмотреть взгляды Аристотеля на право.
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя.
В 347 г. до н. э. Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н.э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.
Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.
С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу – Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни. Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны.
Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
Право, по Аристотелю, является нормой политического общения людей. "Понятие справедливости связано с представлением о государстве, поскольку право, которое служит критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения", - подчеркивал Аристотель в своем труде "Политика". Право характеризуется Аристотелем также как равенство, но, согласно его трактовке справедливости, это равенство не абсолютно, а относительно, поскольку люди не равны по своим достоинствам.
Внеполитического общения права не существует: «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости». Именно поэтому право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. По выводу этических исследований Аристотеля существенным является то, что политическая справедливость, она же политическое право, возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению.
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических «деспотических» формах правления. По Аристотелю «что касается политического права, то оно частью естественное, частью условное», то есть делит его на естественное и условное (волеустановленное).
Естественное право – то право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или не признания его. Данный вид права естественен потому, что он политичен, адекватен политической природе человека и выражает вытекающие отсюда требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. Требования естественного права повсюду имеют одинаковую силу и не зависят от признания их людьми. Они выше условного права.
Условное право (волеустановленное) – то, которое, первоначально
могло быть без существования различия таким или иным, но раз оно определено, это безразлично прекращается, подразумевается всё то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву Аристотель относит установление закона и всеобщих соглашений и поясняет условности права как правовые отношения, основанные на взаимном соглашении, подобны мерам, которые не везде одинаковы. Аристотель выделяет писанный и неписаный закон. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, понимаются правовые обычаи (обычное право), а так же к условному праву он относит установление закона и всеобщих соглашений. Нормы же узаконенного права устанавливаются законом, если требования к конкретным отношениям не могут быть просто выведены из естественного порядка.
Аристотель выступает против сведения всего права к праву волеустановленному, установленному людьми.
Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву: «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе.
Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию.
Политическое правление – это, по Аристотелю, правление законов, а не людей. Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».
Аристотель подчёркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера: «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов».
Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право, хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом «правом по природе» и правом условным «полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.» означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного «природного» и политического «условного». Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике.
Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетели), знание этики (нравов).
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая справедливость, принципом которой является "арифметическая пропорция", сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания за имущественные преступления и т.п. Закон при этом "обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем". Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит "геометрическая пропорция" - и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения, то есть воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность.
В заключение можно сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение.
Во главе всего Аристотель ставит закон.
Конец формы
7
Информация о работе Аристотель: рационально-теоретический анализ права