Анализ источников экологического права ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Первичное право Европейского Союза - это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.
В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Они составляют основное первичное право Союза.

Работа содержит 1 файл

КСР 1_Миколайчик.docx

— 25.41 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

 

"Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы"

 

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

Специальность 1-24 01 02

Правоведение

 

 

 

Анализ источников экологического права ЕС

Контролируемая самостоятельная  работа

 

По дисциплине «Экологическое право»

 

Студентки 2 курса 5 группы

 

Миколайчик Юлии

 

 

 

Преподаватель:

 

Мелешко И.Ч.

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2012

 

  1. Первичные источники Европейского права

 

Первичное право Европейского Союза - это документы основополагающего  характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права  разрабатываются и принимаются  совместно государствами-членами  и потому являются по форме международными договорами.

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Они составляют основное первичное право Союза.

Кроме учредительных договоров  в первичное право Европейского Союза входят источники, которые  содержат к ним изменения или  дополнения, - дополнительное первичное  право:

а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.

Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты";

б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский  Союз вступают новые государства-члены.

Подобные договоры заключаются  с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами  на вступление - с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг.

Юридическая сила ранее заключенных  договоров о присоединении, включая  все прилагаемые к ним документы, не затрагивается положениями Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза. После вступления в действие Лиссабонского договора присоединение к Европейскому Союзу новых государств-членов будет производиться в аналогичном порядке. Следовательно, объем рассмотренной группы источников дополнительного первичного права и количество входящих в нее документов будут возрастать;

в) Акт "Об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием" от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 г.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории;

г) Решение "О системе  собственных ресурсов Европейских  сообществ" от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне - общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов.

К "собственным ресурсам" Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины и отчисления государств-членов, соответствующие  размеру их ВВП и доле взимаемого на их территории НДС.

Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае - по предложению Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми государствами-членами.

В первичных источниках права ЕС также раскрываются вопросы регулирования эколого-правовых отношений. Статья 3 Договора об образовании Европейского сообщества для достижения целей, указанных в ст. 2, предусматривает, кроме прочего, что Европейское сообщество ведет политику в области окружающей среды. В соответствии со ст. 174 Договора о ЕС эта политика должна способствовать достижению определенных эколого-политических целей. Это означает, что экологическая политика ЕС выступает не вместо национальной экологической политики стран - членов ЕС, а исключительно наряду с ней.

Понятие "окружающая среда". В Договоре оно не определено, но ст. ст. 2 и 174 Договора о ЕС имеют очень широкий предмет регулирования. Они охватывают деятельность во всех областях экологической политики, а именно: защиту вод, борьбу с загрязнением воздуха, защиту биологического многообразия, защиту от шума, утилизацию отходов и производство продукции. Более не подвергается сомнению, что меры по защите климата относятся к экологической политике. За недостатком особых положений в Договоре об образовании ЕС положения об энергосбережении или обновляемой энергии отнесены к области охраны окружающей среды (основание для данного распоряжения находится в абз. 2 ст. 175 ("с") Договора о ЕС). Это закономерно относится и к положениям о защите диких животных.

Меры по защите окружающей среды общего характера - такие как  доступ к информации об окружающей среде, проверка соответствия экологическим нормам, экологический аудит, положения, касающиеся инвестиций или ответственность за окружающую среду - опираются на ст. 175 Договора о ЕС.

 

  1. Вторичные источники Европейского права

 

Вторичное (или производное) право Европейского Союза - это документы, которые принимаются в соответствии с его учредительными договорами и не должны им противоречить.

Несмотря на свое "второстепенное" положение по юридической силе, указанные  документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права над-государственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная - это правовые акты институтов (регламентов, директив, рамочных решений).

Другая часть - нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида:

а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это  международные договоры, которые  Союз заключает с иностранными государствами  или (реже) - с международными организациями.

б) дополнительные конвенции  между государствами-членами. В прошлом  в отношении ряда вопросов, по которым  институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены  иногда заключали между собой  специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена  в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).

Наиболее известными примерами  дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам", Конвенция от 25 июля 1995 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)", Конвенция от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ", Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза", а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза.

в) межинституционные соглашения - нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов (как правило, процедурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Комиссию. Примером может служить Межинституционное соглашение от 16 декабря 2003 г. "Повысить качество законотворческой деятельности".

 

  1. Виды правовых актов

 

Правовые акты - важнейшая  разновидность источников вторичного права Европейского Союза, основная форма нормотворческой деятельности его институтов. Наличие полномочий издавать нормативные, а также индивидуальные акты, не подлежащие ратификации странами-участницами, сближает Европейский Союз с федеративными  государствами, а его правовую систему - с "федеральным правом".

Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат:

  • регламент и директива - нормативные акты, выступающие в качестве "закона" (регламент) или "основ законодательства" (директива) ЕС;
  • решение (англ. decision; франц. decision), которое в рамках Сообщества, как правило, служит индивидуальным актом. "Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно указывает". Например, в форме решений Европейская комиссия налагает штрафы на предприятия.
  • рекомендация и заключение - акты, не имеющие обязательной силы. Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) служит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес государств-членов, физических и юридических лиц.
  • Заключение (англ. opinion; франц. avis) - это акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа ЕС по конкретному вопросу.

Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд Европейских сообществ  постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при  уяснении смысла других источников права  Сообщества, т.е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными  как акты толкования юридических  норм ЕС.

Примером данных источников экологического права могут быть:

Директива 92/43/EWG Европейского совета от 21 мая 1992 г. о сохранении природного ареала распространения для диких  животных и растений [Директива о  среде обитания флоры и фауны] // ABl. L 206 от 22 июля 1992 г., с. 7.

Директива 88/609/EWG Европейского совета от 24 ноября 1988 г. об ограничении  вредных выбросов крупных топливных  установок в воздушную среду [Директива  о крупных топливных установках] // ABl. L 336 от 7 декабря 1988 г., с. 1.

Директива 76/464/EWG Европейского совета от 4 мая 1976 г., касающаяся загрязнения  вследствие выброса опасных веществ  в общественные воды [Директива о  водах] // ABl. L 129 от 18 мая 1976 г., с. 23.

Решение Европейского совета N 2002/358 от 25 апреля 2002 г. о принятии Киотского  протокола к Рамочному соглашению Объединенных Наций о климатических  изменениях от имени Европейского сообщества и общее исполнение вытекающих из него обязательств // ABl. L 130 от 15 мая 2002 г., с. 1.

Предписание (ЕС) N 2037/2000 Европейского парламента и Совета от 29 июня 2000 г. о веществах, приводящих к разрушению озонового слоя [Предписание об озоновом слое] // ABl. L 244 от 29 сентября 2000 г., с. 1.

Предписание (ЕС) N 1829/2003 г. Европейского парламента и Совета от 22 сентября 2003 г. о генетически измененных продуктах  и кормах [Директива "Food and Feed"] // ABl. L 268 от 18 октября 2003 г., с. 1.

 

 

  1. Источники прецедентного права Европейского союза

 

Еще на этапе становления  Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений  наднациональных судов (главным  образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений  в западной доктрине обозначают терминами "прецедентное право" (англ. case law) - в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия) или "судебная практика" (франц. jurisprudence) - в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается  в ходе толкования Судом положений  учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем  были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила  в дальнейшем служат источником, который  используется при разрешении дел  судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей  стороны, также руководствуется  принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых  решениях Суда постоянно можно встретить  ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд  формально не связан своими правовыми  позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно  и постепенно, в эволюционном порядке.

Можно привести некоторые  примеры решений в области  экологического права.

Информация о работе Анализ источников экологического права ЕС