Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа
Первичное право Европейского Союза - это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.
В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Они составляют основное первичное право Союза.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
Юридический факультет
Специальность 1-24 01 02
Правоведение
Анализ источников экологического права ЕС
Контролируемая
По дисциплине «Экологическое право»
Студентки 2 курса 5 группы
Миколайчик Юлии
Преподаватель:
Мелешко И.Ч.
Гродно, 2012
Первичное право Европейского
Союза - это документы
В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Они составляют основное первичное право Союза.
Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, - дополнительное первичное право:
а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.
Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты";
б) договоры о присоединении,
на основании которых в
Подобные договоры заключаются с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами на вступление - с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг.
Юридическая сила ранее заключенных
договоров о присоединении, включая
все прилагаемые к ним
в) Акт "Об избрании представителей
в Европейский парламент
г) Решение "О системе собственных ресурсов Европейских сообществ" от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне - общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов.
К "собственным ресурсам" Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины и отчисления государств-членов, соответствующие размеру их ВВП и доле взимаемого на их территории НДС.
Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае - по предложению Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми государствами-членами.
В первичных источниках права ЕС также раскрываются вопросы регулирования эколого-правовых отношений. Статья 3 Договора об образовании Европейского сообщества для достижения целей, указанных в ст. 2, предусматривает, кроме прочего, что Европейское сообщество ведет политику в области окружающей среды. В соответствии со ст. 174 Договора о ЕС эта политика должна способствовать достижению определенных эколого-политических целей. Это означает, что экологическая политика ЕС выступает не вместо национальной экологической политики стран - членов ЕС, а исключительно наряду с ней.
Понятие "окружающая среда". В Договоре оно не определено, но ст. ст. 2 и 174 Договора о ЕС имеют очень широкий предмет регулирования. Они охватывают деятельность во всех областях экологической политики, а именно: защиту вод, борьбу с загрязнением воздуха, защиту биологического многообразия, защиту от шума, утилизацию отходов и производство продукции. Более не подвергается сомнению, что меры по защите климата относятся к экологической политике. За недостатком особых положений в Договоре об образовании ЕС положения об энергосбережении или обновляемой энергии отнесены к области охраны окружающей среды (основание для данного распоряжения находится в абз. 2 ст. 175 ("с") Договора о ЕС). Это закономерно относится и к положениям о защите диких животных.
Меры по защите окружающей среды общего характера - такие как доступ к информации об окружающей среде, проверка соответствия экологическим нормам, экологический аудит, положения, касающиеся инвестиций или ответственность за окружающую среду - опираются на ст. 175 Договора о ЕС.
Вторичное (или производное)
право Европейского Союза - это документы,
которые принимаются в
Несмотря на свое "второстепенное" положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права над-государственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.
Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная - это правовые акты институтов (регламентов, директив, рамочных решений).
Другая часть - нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида:
а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это международные договоры, которые Союз заключает с иностранными государствами или (реже) - с международными организациями.
б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены иногда заключали между собой специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).
Наиболее известными примерами дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам", Конвенция от 25 июля 1995 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)", Конвенция от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ", Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза", а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза.
в) межинституционные соглашения - нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов (как правило, процедурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Комиссию. Примером может служить Межинституционное соглашение от 16 декабря 2003 г. "Повысить качество законотворческой деятельности".
Правовые акты - важнейшая
разновидность источников вторичного
права Европейского Союза, основная
форма нормотворческой
Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат:
Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд Европейских сообществ постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при уяснении смысла других источников права Сообщества, т.е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными как акты толкования юридических норм ЕС.
Примером данных источников экологического права могут быть:
Директива 92/43/EWG Европейского совета от 21 мая 1992 г. о сохранении природного ареала распространения для диких животных и растений [Директива о среде обитания флоры и фауны] // ABl. L 206 от 22 июля 1992 г., с. 7.
Директива 88/609/EWG Европейского
совета от 24 ноября 1988 г. об ограничении
вредных выбросов крупных топливных
установок в воздушную среду [Директива
о крупных топливных
Директива 76/464/EWG Европейского совета от 4 мая 1976 г., касающаяся загрязнения вследствие выброса опасных веществ в общественные воды [Директива о водах] // ABl. L 129 от 18 мая 1976 г., с. 23.
Решение Европейского совета
N 2002/358 от 25 апреля 2002 г. о принятии Киотского
протокола к Рамочному
Предписание (ЕС) N 2037/2000 Европейского парламента и Совета от 29 июня 2000 г. о веществах, приводящих к разрушению озонового слоя [Предписание об озоновом слое] // ABl. L 244 от 29 сентября 2000 г., с. 1.
Предписание (ЕС) N 1829/2003 г. Европейского парламента и Совета от 22 сентября 2003 г. о генетически измененных продуктах и кормах [Директива "Food and Feed"] // ABl. L 268 от 18 октября 2003 г., с. 1.
Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).
Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами "прецедентное право" (англ. case law) - в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия) или "судебная практика" (франц. jurisprudence) - в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).
Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.
Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.
Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на "сложившееся прецедентное право", "установившуюся судебную практику". В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.
Можно привести некоторые примеры решений в области экологического права.
Информация о работе Анализ источников экологического права ЕС